Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Немного облаков
17 °C
  • Немного облаков
  • Ветер: Безветрие
  • Давление: 767 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 83 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Централизация государственной власти в России объективно необходима и она не означает отхода от демократии, считает политолог Сергей Зырянов

 

15/09/2004 - 09:16 Предложенные Президентом РФ Владимиром Путиным изменения в системе государственного устройства и управления неизбежно приведут к перетоку властного влияния и изменению баланса политических сил приведут как в стране в целом, так и в регионах России. К какому именно? Этот вопрос задают читатели в откликах на публикации на сайте агентства «Урал-пресс-информ» в разделе "Политика". Они также интересуются, не означают ли меры, выдаваемые за укрепление роли государственной власти в борьбе с терроризмом на самом деле ограничение демократии, не становится ли президент послушным орудием в руках неких сил, лоббирующих в высших эшелонах свои интересы и вынашивающих потаенные мечты – остаться у власти на третий, четвертый срок, и т. д. На эти и другие вопросы по просьбе агентства «Урал-пресс-информ» отвечает известный политолог, директор Челябинского филиала Уральской академии Государственной службы Сергей Зырянов:

«Все эти вопросы содержат несколько смыслов.
1. Во-первых, трудно представить нынешнего президента «послушным орудием». Значительно более адекватным может быть иное впечатление от выступления Владимира Путина на заседании правительства. За его инициативой «обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма» путем избрания законодательными собраниями территорий высших должностных лица субъектов Российской Федерации по представлению главы государства отчетливо видится именно то, что им и обозначено, - стремление к укреплению государственности в ее унитарном понимании. Оно в политическом курсе президента Владимира Путина подразумевалось всегда и все более и более ясно прочитывалось в его политических решениях последних лет.
И, видимо, впереди нас ждут новые шаги в этом направлении, в частности возможно и укрепление регионов как один из следующих шагов.
Другой вопрос, что подобный оборот повлечет за собой неизбежную реадаптацию, множественную мимикрию региональных политических элит. Ведь от способности адаптироваться в новых политических условиях взаимоотношений центра и регионов будет зависеть, как верно замечено, успешность реализации «потаенной мечты» - остаться у власти. К слову, такая мечта отнюдь не потаенная - официальной власти имманентно присуще стремление к упрочению собственного властного положения, но делать это надо, оставаясь в рамках конституционных норм. Иначе, это неминуемо приведет к усилению и без того моноцентричной системы российской власти и сворачиванию процесса развития демократических институтов, политического плюрализма и политического диалога власти и общества.
2. Кто-то выражает опасения, что в государстве появятся 89 марионеток-губернаторов, которые будут назначаться по рекомендации президента. Во-первых, их уже 88. Во-вторых, задача федерального центра - обеспечить единство правовых и социально-экономических условий жизни для каждого гражданина России, а этого сейчас по факту нет. Посмотрите на различия в уровне жизни. Например, в Москве и Курганской области…
Более того, появилась и стала предельно острой проблема обеспечения безопасности жизни каждого россиянина, в каждом регионе России. Цель этого шага, а он может быть промежуточным, поставить губернаторов перед необходимостью реализовать федеральные законы и политику федерального центра как первоочередную. Учитывая аргумент президента о плохих социально-экономических условиях жизни в регионе как причине воспроизводства терроризма в России, это еще и задача не допустить увеличения регионов, где он, терроризм, произрастает.
При этих изменениях Конституцию менять не придется. О порядке формирования органов государственной власти субъектов речи в ней нет. Как и нет указания на такое полномочие президента РФ, как представлять законодательным собраниям кандидатуры. Изменения коснутся Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002г., а также ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Хотя в ряде субъектов главы и не избираются населением.
Централизация вообще в традиции России. Централизация государственной власти объективно необходима. Другой вопрос, что необходима она только для решения кризисных задач в сложившейся ситуации. Длительное время это продолжаться объективно не может.
3. Президент и не может (и не должен!) даже при централизованном государственном управлении лично управлять властью на местах, она должна управляться законами и людьми, исполняющими эти законы.
4. Проблема изменений в системе государственного устройства и управления - это макрополитическая проблема. Она естественно вызывает разные оценки. Есть люди, которые привыкли к тому, как устроено государственное управление, и им не нравятся изменения сами по себе.
Есть люди, которых больше устраивает имеющаяся система управления. Она обеспечивает им какую-то выгоду. Поэтому они против изменений, они выгоду потеряют.
Есть люди, у которых сформировалось некое идеальное представление о демократии в России, и они считают, что эти изменения разрушают демократию. Они тоже против таких изменений. Однако есть и власть, которая год за годом убеждалась: при сложившейся системе не решается больше вопросов, чем решается. А это путь к кризису. Чтобы его избежать или хотя бы управлять им, если он начался, надо предпринимать новые шаги, реформировать систему государственного управления.
Традиционно властными ресурсами считаются право на принуждение, наличие организации, наличие финансовых средств, доступ к СМИ и авторитет. Как писали Ильф и Петров, до тех пор, пока в стране будут деньги, будут и люди, у которых их много, и, следовательно, они будут располагать этим фактором властного влияния. А как они будут называться, мультимиллионеры, миллиардеры или олигархи, – дело десятое».

Михаил Попов
 
 
 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования