Ясно
  • Ясно
  • Ветер: СЗ, 3 м/с

Открыта еще одна холодная суперземля

10/04/2006 - 09:14 Международное сотрудничество астрономов привело к открытию планеты, масса которой в 13 раз превосходит земную, движущуюся по орбите вокруг звезды. Находится она от звезды достаточно далеко, поэтому и температура объекта оказалась довольно низкой – минус 200 градусов.

Новая планета отличается от своих предшественников двумя особенностями: она доминирует в области около звезды, которая в нашей Солнечной системе заполнена гигантскими газовыми планетами – Юпитером и Сатурном; такие планеты не являются чем-то исключительным, наоборот, около 35 процентов звезд имеет их.
Планета была открыта на основе явления, называемого гравитационным микролинзированием. Когда массивная звезда проходит перед другой, более далекой звездой, то ее сильная гравитация изменяет траекторию движения световых лучей от более далекой звезды и усиливает их, подобно линзе. А если вокруг звезды движется планета, то она также может изменять поток приходящего излучения.
Подобный эффект был обнаружен астрономом из университета в Варшаве Андреем Удальским еще в апреле 2005 г., но только 1 мая он осознал важность явления: около звезды можно поискать планету. Обратившись к своим коллегам, он оказался услышанным, и открытие состоялось.
Для подтверждения того, что зафиксированное ими крошечное изменение блеска вызвано планетой, была написана специальная программа, воссоздающая модель явления. Оказалось, что теория и наблюдения сходятся, если в качестве модели принять планету размером с Нептун, которая движется вокруг звезды, в два раза большей по размерам нашего Солнца.
Хотя открыто свыше 170 планет у других звезд, среди них оказалось совсем немного объектов, хоть отчасти схожих с Землей, среди которых только два находятся так далеко от Солнца.
Астрономы считают, что обнаружение малого количества собратьев земли – недостаток применяемой техники, и когда она станет более совершенной, можно надеяться, что их откроют в значительно большем количестве.

Фото