Рассеянные облака
  • Рассеянные облака
  • Ветер: ВЮВ, 2 м/с

Мертвы ли магнетары

14/04/2006 - 11:26 Ученые, работающие с "Интегралом", космическим кораблем Европейского космического агентства, провели анализ некоторых аномальных рентгеновских пульсаров, то есть нейтронных звезд, поставляющих в космос мощный поток рентгеновских лучей, которые иногда попадают и на Землю.

Оказалось, что с этими пульсарами связаны магнитные поля, мощность которых в миллиарды раз превосходит магнитные поля, когда-либо создаваемые в лабораториях на Земле.
Если считать пульсары "звездными трупами", то такое открытие выглядит на первый взгляд весьма странным. Нейтронные звезды со сверхсильным магнитным полем называются магнетарами. Возникшие как остаток от взрыва гигантской звезды, таким образом окончившей свой жизненный путь, магнетар имеет 15 километров в диаметре, однако в его объеме содержится больше полутора масс Солнца.
Аномальные рентгеновские пульсары (АРП) были открыты еще 1970 годах, поскольку проявляли себя как источники слабых рентгеновских лучей. Такие объекты весьма редки, поскольку к настоящему времени ученым известно всего семь представителей. Раньше считалось, что рентгеновские лучи образуются в результате падения вещества с одной звезды на другую.
Однако существовала и альтернативная точка зрения, которая, правда, была долгое время лишь теоретической: АРП являются вращающимся ядром объекта, закончившего свое существование как звезда, то есть стала нейтронной звездой, подобно маяку посылающей энергию в космическое пространство. Когда приборы ученых "смотрят" на них, их лучи пересекают луч зрения, и тогда AXP как бы подмигивают нам.
Для реализации такого сценария необходимо чрезвычайно мощное магнитное поле АРП, чтобы оно было в тысячу миллионов раз более мощным, чем то, что ученые встречали в своих лабораториях. И они открыли, что искали: недавно обнаруженное мощное послесвечение из высокоэнергичных рентгеновских и гамма лучей повторяется каждые 6-12 секунд – АРП выделяют огромное количество магнитной энергии, заключенной под их поверхностью и поставляют ее в космос.