Рассеянные облака
  • Рассеянные облака
  • Ветер: СЗ, 5 м/с

Любители астрономии находят планету

24/05/2006 - 13:50 Международная группа профессионалов и любительских астрономов, используя простое оборудование, имеющееся в наличии, закинули первый "трал в небеса", чтобы найти планету вне нашей Солнечной системы, который оказался успешным.

Астрономы обнаружили планету размером с Юпитер, совершающую регулярное движение по орбите вокруг звезды, похожей на Солнце, удаленную от нас на расстояние в 600 световых лет от Земли в созвездии Северной короны. Группа ученых из Института космического телескопа в Балтиморе (США) включает четырех любителей астрономии из Северной Америки и Европы.
Планета была открыта во время ее прохождения между звездой и земным наблюдателем, то есть в явлении, известном как прохождение планеты по диску звезды. В Солнечной системе регулярно происходит прохождения Венеры и Меркурия по диску Солнца. Это открытие говорит, что скромные телескопы и работа любителей астрономии под руководством профессионалов могут оказаться тем содружеством, с помощью которого планеты, расположенные вне Солнечной системы, теперь будут открываться во много раз быстрее, чем раньше.
Относительно недорогой телескоп, получивший название XO, состоит из двух телефотокамер с диаметрами объективов в 200 миллиметров. Внешне он напоминает пару биноклей. Свет от звезды, названной XO-1, ослабевал приблизительно на 2 процента, когда планета XO-1b проходила перед ней, причем эти явления повторялись каждые четыре дня.
Хотя астрономы обнаружили уже более 180 внесолнечных планет, только десять из них, включая X0-1b, были открыты, используя метод прохождений. Он позволяет астрономам определять массу планеты и ее размеры.
Техника поиска планет использует наблюдения за состоянием блесков тысяч звезд, каждые два месяца изучая крошечные изменения в интенсивности свете звезд, являющиеся признаком возможного прохождения планеты по диску звезды.
С сентября 2003 до сентября 2005 г. с помощью телескопа XO просмотрены десятки тысяч звезд. И лишь только в июне 2005 г. внимание было обращено на звезду X0-1, как на многообещающий кандидат. Полученное открытие было подтверждено на двух крупных телескопов, когда с их помощью были измерены небольшие колебания, вызванные воздействием планеты на звезду. Этот так называемый метод радиальных скоростей позволил группе вычислять точную массу планеты, которая чуть меньше, чем у Юпитера (приблизительно 0,9 массы Юпитера). Планета почему-то оказалась также намного больше, чем можно рассчитать из ее массы.
Планета и звезда очень похожи на Юпитер и Солнце, правда, внесолнечная планета оказалась намного ближе к своей звезде, чем Юпитер к Солнцу.
Так что в скорое время новая планета подвергнется изучению с помощью космических телескопов Хаббла и Спитцера.