22 Ноября 2017 13:27
Комментировать

Валерий Лугинин: Новые правила начисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

С 2003 года органы социальной защиты населения Челябинской области занимаются предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Сегодня в области получают субсидию 85 тысяч 822 семьи, что составляет 7,61 процента от общего количества семей, проживающих на территории области.

С 2007 года в Челябинской области у многих семей изменился размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Связано это с принятием в области региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Для большинства получателей размер субсидии увеличится, но для кого-то и уменьшится.

Об этом наш корреспондент беседовала с заместителем Министра социальных отношений Челябинской области Валерием Михайловичем Лугининым.

- Валерий Михайлович, расскажите подробнее о новых правилах начисления субсидии, о введенных стандартах.

- Прежде всего, начну с того, что субсидия на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива – одна из мер социальной защиты малоимущих граждан. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В 2006 году установлены два региональных стандарта: нормативной площади, и максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
С нового года установлен стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.

- Валерий Михайлович, остановитесь на каждом стандарте отдельно. Первый – региональный стандарт нормативной площади.

- Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, - это размер площади жилого помещения, приходящийся на одного человека, проживающего в жилом помещении, в котором проживает заявитель (установлен постановлением Губернатора Челябинской области от 18 мая 2006 года номер 141).

Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в квадратных метрах общей площади жилого помещения. Он равен:

- по 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

- по 21 квадратному метру на одного члена семьи, состоящей из двух человек;

- 33 квадратных метров на одиноко проживающих граждан;

- 54 квадратных метра на одиноко проживающих пенсионеров;

- по 36 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух человек для пенсионеров либо семей одиноких матерей.

- по 24 квадратных метра на одного члена семьи, состоящей из одинокой матери и двух детей.

Даже если у гражданина меньшая площадь, то субсидия считается на нормативную.

- Следующий идет региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.

– Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг – это расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из которых рассчитывается размер субсидии.

При определении жилого дома или многоквартирного дома, который соответствует средним условиям в муниципальном образовании, учитывается:

а) уровень благоустройства дома - наличие инженерных систем предоставления коммунальных услуг;

б) конструктивные и технические параметры дома - степень износа, этажность, материал стен и кровли.

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области установлен рублях на один квадратный метр.

Приведение стандарта стоимости в рублях на 1 человека будет производиться при расчете субсидии путем умножения на стандарт нормативной площади жилого помещения, установленный на 1 члена семьи для семей различной численности.

Плата за наем жилого помещения и капитальный ремонт не включается в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг

Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по городским округам и поселениям муниципальных районов.
Также размеры стандартов дифференцируются по степеням благоустройства: для домов с полным благоустройством утвержден свой стандарт, для жилых помещений с частичным благоустройством или без благоустройства (отапливаемых твердым топливом) установлены другие стандарты стоимости.
Расчет региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг производится комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» совместно с Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области.

На 2007 год региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждены распоряжением Губернатора Челябинской области от 25 декабря 2006 г. № 2442-Р. Указанные стандарты будут приниматься ежегодно.

- И еще один стандарт, учитываемый при расчете субсидии – региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

- Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается как предельная доля совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, при превышении которой над их расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляется субсидия.

Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи остался прежним – 22 процента.

Для отдельных категорий семей, у которых совокупный доход семьи в месяц не превышает величину прожиточного минимума семьи более чем на 20 процентов максимально допустимая доля расходов на оплату услуг ЖКХ уменьшена с 22 до 11 процентов.

К этим категориям относятся одиноко проживающие пенсионеры достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости, и семьи, состоящие только из пенсионеров по старости; семьи, имеющие в своем составе троих и более несовершеннолетних детей; семьи, имеющие в своем составе одинокую мать с несовершеннолетними детьми.

Также такой категории граждан как одиноко проживающие пенсионеры постановлением Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П введены дополнительные меры социальной защиты – субсидии предоставляются одиноко проживающим гражданам, достигшим возраста, дающего право на получение пенсии по старости, и семьям, состоящим только из пенсионеров, проживающим в жилом помещении по договору безвозмездного пользования, принадлежащем на праве собственности лицам, связанным с ними родством и (или) свойством.

- Валерий Михайлович, давайте на каком-нибудь примере попробуем разобраться, как рассчитывается плата для расчета субсидии для различных категорий?

- Возьмем для примера Челябинск. В отопительный период региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в жилых помещениях с полным благоустройством равен 39,89 рубля за квадратный метр (в период без отопления – 28,10 рубля).

Как я уже говорил для одинокого пенсионера региональный стандарт нормативной площади равен 54 квадратных метра.
Плата для расчета субсидии равна 39,89 руб.*1 чел.*54 кв.м.=2154,06 рубля

Для семьи из двух пенсионеров (региональный стандарт нормативной площади жилого помещения – 36 квадратных метров на человека)
получаем 39,89*2 чел.*36 кв.м.=2872,08 рубля.

И далее по такому же принципу
Одинокая мать с одним ребенком - 39,89 руб. /кв.м. * 2 чел. * 36 кв.м. = 2872,08 рубля.

Одинокая мать с двумя детьми - 39,89 руб. /кв.м. * 3 чел. * 24 кв.м. = 2872,08 рубля.

Одиноко проживающий гражданин (не пенсионер) - 39,89 руб. /кв.м. * 1 чел. * 33 кв.м. = 1316,37 рубля.

Семья из двух человек - 39,89 37 руб. /кв.м. * 2 чел. * 21 кв.м. =1675,38 рубля.

Семья из трех человек - 39,89 руб. /кв.м. * 3 чел. * 18 кв.м. =2154,06 рубля.

- Валерий Михайлович, как можно прикинуть, на какую субсидию ты можешь рассчитывать?

- Ничего самому прикидывать не надо, это достаточно сложный расчет (пример можно будет посмотреть в конце интервью – автор), нужно просто подойти в управление социальной защиты по месту прописки и специалисты вам все рассчитают.

Еще раз хочу напомнить, что сегодня, в соответствии с федеральным законодательством, субсидия предоставляется только по постоянному месту прописки, раньше можно было получить по месту временной или постоянной прописки.

- Валерий Михайлович, при расчете субсидии учитывается и совокупный доход семьи. Как его определить? Какие доходы учитываются, а какие не берутся во внимание?

- При расчете совокупного дохода семьи учитываются заработная плата по основному и дополнительному месту работы, пенсия, пособия, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в наем (поднаем); компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, денежные средства, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного, оплата обучения и другие доходы.

В совокупный доход семьи не включаются сумма ежемесячной денежной выплаты, выплачиваемой федеральным льготникам, единовременное пособие при рождении ребенка.

При определении совокупного дохода семьи и величины прожиточного минимума семьи к членам семьи относятся проживающие совместно супруги, их дети (в том числе усыновленные) и родители (усыновители). Другие лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

- Валерий Михайлович, с прошлого года субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг стала предоставляться гражданам в форме денежных выплат. Как это повлияло на выплаты, оправдались ли ваши опасения, что граждане, получив деньги, не отдадут их на оплату услуг?

- Новая форма предоставления субсидий вводилась не по всей области одновременно, а постепенно по утвержденному графику, начиная с июня 2005 года. В декабре 2005 года все муниципальные районы и городские округа начали работать по новой схеме (кроме ЗАТО).

В июле 2006 года, как и планировалось, переход на выплату субсидий в денежной форме был завершен по территории области полностью.

По последним данным доля граждан, получающих субсидии через почтовые отделения в целом по области составляет 28,3 процента, через банки – 71,7 процента.

В начале перехода на выплату субсидий гражданам всех волновал вопрос - будут ли граждане, получив на руки субсидию, оплачивать жилищно-коммунальные услуги или, получив деньги, не захотят платить. Жизнь показала, что таких граждан оказалось совсем немного – всего четыре процента.

По данным на май 2007 года из 79 тысяч 803 получателей субсидий не оплатили жилищно-коммунальные услуги 3 335 семей, что составляет 4,18 процента от количества семей-получателей субсидий.

С ними у нас ведется огромная разъяснительная работа. Если гражданин, получивший субсидию, не платит за жилищно-коммунальные услуги, мы ему посылаем извещение-напоминание о том, что если он в течение двух месяцев не погасит долги, то ему будет приостановлена выплата субсидии, а если и дальше не будет платить, то субсидию снимут и на многих это влияет. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761. После проведения разъяснительной работы специалистами управлений социальной защиты населения с должниками число должников в мае с долгом за два месяца сократилось до 1,43 процента.

Переход на деньги позволил также сократить и число неплательщиков, в чем должны быть заинтересованы, в первую очередь, жилищные организации.

- Валерий Михайлович, а как изменились суммы субсидий и количество получателей после внедрения региональных стандартов на твердое топливо и стандартов стоимости ЖКУ?

- Внедрение стандартов на твердое топливо произведено с апреля 2007 года. После введения стандартов на твердое топливо большинство граждан выиграли. Это подтверждают и те суммы, которые сейчас получают граждане.

До введения стандартов средний размер единовременной субсидии на твердое топливо равнялся 3 697 рублей, субсидии получали пять тысяч 104 семьи. С введением стандартов размер субсидии выросло до 5 112 рублей, а число получателей превысило 6,2 тысячи семей.

Сравнение показывает, что в целом по области с внедрением стандартов на твердое топливо увеличилось количество получателей субсидий и размер субсидий.
Наибольший ажиотаж мы ожидаем в сентябре – октябре, когда много людей пойдет за твердым топливом и начнется отопление.

С введением региональных стандартов выросла и доля получателей субсидий, для которых сумма субсидии полностью покрывает их фактические затраты на твердое топливо.

Для домов с полным и частичным благоустройством внедрение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг произведено с 16 июня, то есть при назначении на июль. Кроме того, всем получателям субсидии произведен перерасчет с июля с учетом стандартов (только в большую сторону до окончания периода назначения, согласно норм постановления).

Полный анализ внедрения стандартов для всех получателей субсидий будет произведен по отчетам за июль, то есть в конце августа. Однако, сегодня уже можно сделать вывод об увеличении размеров субсидий. Анализ показывает, что, в целом по области, что помимо сумм, выросло и кол-во получателей субсидий. Конечно, на данную ситуацию повлияло также увеличение прожиточного минимума.

- Валерий Михайлович, управления социальной защиты ждут, когда потенциальные получатели субсидий сами придут к ним или предпринимают какие-либо шаги, чтобы всех выявить?

- С 2007 года для повышения доступа населения на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг мы проводим выезды мобильных служб в сельские поселения и выявляем малоимущие семьи, имеющие право на получение субсидий, и содействие в их оформлении.

Нами проведена огромная организационная работа по выявлению тех, кто мог бы претендовать на субсидию. Мы обследовали более 40 тысяч человек. Это сказалось в положительную сторону для людей, для бюджета же это стало серьезной нагрузкой.

По состоянию на июль 2007 года в Челябинской области 85 тысяч 822 семьи получают субсидии в денежной форме, что составляет 7,61 процент от общего количества семей, проживающих на территории области. Год назад число получателей субсидии было меньше - 74 тысячи 685 семей. (6,63 процента).

Особое внимание уделяется работе с одиноко проживающими пенсионерами, пенсионерами по старости с пенсией ниже величины прожиточного минимума, не имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством, малоимущими семьями.

После обследования, проведенного в 2006 году, все одинокие пенсионеры находятся на постоянном учете в управлениях в целях выявления их права на получение субсидии.

На 1 июня 2007 года на учете в управлениях социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов области состоит 37 тысяч 732 гражданина, достигших пенсионного возраста, для которых одной из мер социальной поддержки является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Из них пользуется субсидией 21 тысяча 315 семей (56,49 процента).

Также на учете состоит 12 тысяч 98 многодетных семей Челябинской области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, из которых только две тысячи 725 семей пользуется субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По результатам обследования 1350 семьям была назначена субсидия. При этом в отношении многодетных семей многое зависит и от самих семей, так как субсидия без сведений о доходах не может быть назначена.

- Сколько область направляет на выплату субсидий?

- В 2007 году на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг запланировано в бюджете 999 миллионов 947,8 тысячи рублей. За шесть месяцев профинансировано 435 миллионов 646,12 тысячи рублей.

- Какие проблемы еще остаются не решенными?

- Нам осталось решить несколько важных и сложных проблем. В частности, что делать с имуществом, в котором люди живут много лет, но оно никак не оформлено. Это касается, прежде всего, сельских территорий, домов бывших колхозов и совхозов.

Для оформления субсидий гражданам необходимо предоставить документы на жилье (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор найма, договор купли-продажи и другие).

В соответствии с действующим законодательством на субсидию могут претендовать граждане, проживающие более 15 лет в доме, на который у них не оформлены права собственности. Но сеть люди, которые в период после 1992 года меняли или приобретали жилье без оформления документов. Таким гражданам пока область ничем помочь не может (так как в то время уже существовали органы, которые занимаются регистрацией имущества и граждане обязаны были оформлять сделки).

Пример расчета субсидии

В жилом помещении с полной степенью благоустройства площадью 47 квадратных метров зарегистрирована семья из трех человек: два трудоспособных и один ребенок

Прожиточный минимум семьи равен 9450 руб.

Совокупный доход семьи составляет 2963,50 руб.

Фактическая оплата ЖКУ составляет 1300 руб.

Региональный стандарт стоимости 34,24 руб. на один квадратный метр

Максимально допустимая доля собственных расходов 22 процента

Стандарт нормативной площади для одного человека для семьи из трех и более человек равен 18 квадратных метров
При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

С=ССЖКУР * S * n – К * МДДР / 100* Д,

где

С - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУР - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр (в рублях);

S - размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленный на 1 члена семьи для семей различной численности. Численность семьи определяется по количеству лиц, постоянно зарегистрированных в данном жилом помещении, независимо от наличия права на получение субсидии;

n – количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидий), учитываемых при назначении субсидии;

МДДР – региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях).

К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

К =Д / ПМ= 2963,5/9450

Д - совокупный доход семьи (в рублях);

ПМ – сумма величин прожиточных минимумов семьи заявителя (в рублях).

Размер субсидии = 34,24 * 18 * 3 – 2963,5 / 9450 * 0,22 * 2963,5 =1848,96 – 204,46 = 1644,50 руб.

Так как размер субсидии превышает фактическую оплату за жилье и коммунальные услуги, то субсидия снижается до 1300 рублей.

Следовательно, за счет субсидии полностью оплачиваются расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.