6 Марта 10:45

Коробка передач от челябинских ученых не имеет аналогов в мире

У современной механической коробки передач есть серьезный недостаток: при переключении ступеней разрывается жесткая кинематическая связь между двигателем и ведущими колесами или, попросту говоря, прерывается поток мощности. Из-за этого снижается интенсивность разгона и возрастают динамические нагрузки в узлах трансмиссии в момент включения сцепления. Нам удалось свести разрыв потока мощности до минимума.
На кафедре "Автомобили" в ЮУрГУ разработана коробка передач с принципиально новым способом переключения за счет изменения межосевого расстояния рабочих шестерен. Они сцепляются не в осевом направлении, как в обычных вальных коробках, а в радиальном. Кроме того, конструкция коробки позволяет переключать передачи без выключения сцепления. Благодаря этому передача включается за долю секунды, это особенно важно для гоночных автомобилей. При переключении передач поток мощности практически не прерывается, что увеличивает проходимость и динамику разгона.
Но и это еще не все плюсы инновационной КПП. При всех ее преимуществах она довольно проста по своей конструкции и поэтому дешевле существующих аналогов (в масштабах серийного производства). Что касается эргономики, то управление новой коробкой похоже на управление коробкой-автоматом. Но для создания гениального и простого у ученых ушло много сил и времени. Автором идеи и руководителем проекта является заведующий кафедрой "Автомобили", доктор технических наук, профессор Геннадий Драгунов.
Как говорит профессор, разработанная коробка передач очень перспективна. Это настоящий инновационный проект, которому нет аналогов ни в стране, ни в мире. Конструкция коробки защищена патентом Российской Федерации. При ее разработке пришлось решать множество сложнейших научно-технических проблем. Об уровне исследований свидетельствует тот факт, что сотрудники группы защитили кандидатские диссертации по отдельным направлениям совместной работы.
Но не сразу коллеги ученых приняли ноу-хау радушно, без скепсиса к новому, как всегда не обошлось. Начальные практические опыты доказали состоятельность изобретения и правильность исходных положений. Уникальную коробку передач установили на УАЗ и провели ходовые испытания. Первые опыты доказали работоспособность КПП.
Сегодня разработкой челябинских конструкторов заинтересовались ведущие автозаводы России. На опытном УАЗе прокатились представители дирекции по техническому развитию "АвтоВАЗа" и после этого было принято решение о сотрудничестве с кафедрой. В Тольятти уже сделали комплекты соответствующих шестерен. Для автомобильного завода "Урал" был разработан и изготовлен действующий макет раздаточной коробки, в которой используется тот же самый принцип переключения. В настоящее время ведутся работы над коробкой передач для Ульяновского автомобильного завода.
Экземпляр новой коробки был представлен на нескольких международных и всероссийских выставках, где разработка вызвала большой интерес у специалистов и завоевала золотые медали и дипломы. Ученые ЮУрГУ получили благодарность от Министерства экономического развития Челябинской области за достойный вклад в инновационный потенциал региона.
По словам разработчиков, в скором времени будет разрабатываться коробка передач для спортивного автомобиля и новую коробку опробуют автогонщики Челябинска.