Яндекс.Метрика
  • Есть мнение
  • Саммиты ШОС и БРИКС в Челябинске

Чужие крылья, или что мешает Челябинскому аэропорту стать региональным авиационным хабом

Фото Чужие крылья, или что мешает Челябинскому аэропорту стать  региональным авиационным хабом

Прозвучавшие за последние несколько дней заявления чиновников по поводу дальнейшей судьбы Челябинского аэропорта не могли не оставить равнодушными южноуральцев, даже тех, кто давно никуда не летал самолетом. Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области в первом чтении утвердили проект бюджета на 2018 год, заложив в него 250 миллионов рублей на субсидирование частной авиакомпании «Ямал», которая по задумке южноуральского губернатора Бориса Дубровского должна стать базовым перевозчиком Челябинского авиапредприятия. Сейчас авиакомпания «Ямал», контролируемая правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, является базовым перевозчиком Тюменского аэропорта «Рощино». Главный архитектор Челябинска Николай Ющенко заявил, что на месте старого здания аэровокзала в Челябинском аэропорту к саммитам ШОС и БРИКС, проведение которых ожидается в 2020 году, будет построен новый терминал и современная гостиница. Объем инвестиций в проект составит почти 2,9 миллиарда рублей. Старые здания постройки 1954 года планируется поэтапно вывести из эксплуатации и снести.

На условиях анонимности эксперт, хорошо знакомый с ситуацией в Челябинском аэропорту, согласился прокомментировать агентству «Урал-пресс-информ» эту информацию:

 «Несмотря на желания властей и жителей региона, Челябинский аэропорт вряд ли станет региональным авиахабом – авиаузлом, выполняющим весь спектр воздушных перевозок, ведь всего в 200 километрах от него успешно действует Екатеринбургский аэропорт «Кольцово», имеющий собственного базового перевозчика в лице авиакомпании «Уральские авиалинии» с парком современных воздушных судов и развитой транспортной сетью. Не случайно первый пассажирский авиарейс в Челябинск 15 августа 1930 года по маршруту Свердловск-Челябинск-Магнитогорск на самолёте «Юнкерс-13» был выполнен с аэродрома северного соседа. В Челябинске собственный аэропорт появился лишь в 1938 году. После его приватизации  в июне 1994 года Челябинску пришлось пережить суровую битву с Екатеринбургом  при дележе самолетов Уральского управления гражданской авиации, возглавляемого тогда нынешним собственником АК «Уральские авиалинии». Первый губернатор Челябинской области Вадим Соловьев в 1996 году пролоббировал строительство в аэропорту Баландино новой взлетно-посадочной полосы, сделавшей Челябинск более привлекательным для российских и зарубежных авиаперевозчиков. Но вскоре из-за конфликта собственников внутри авиакомпании «Энкор» ОАО «Челябинское авиапредприятие» лишилось всех 20-ти пассажирских и грузовых воздушных судов, а затем перешло под контроль московской компании «Новапорт» корпорации «AEON» российского миллиардера Романа Троценко. Корпорация является оператором 14-ти российских аэропортов, включая такие хабы, как Новосибирский «Толмачево» и Тюменский «Рощино», аэропорты Калининграда, Томска, Бартаула, Читы, Минеральных Вод, Перми и Улан-Удэ.

На Южном Урале пассажирооборот сейчас остается достаточно низким и не позволяет полностью обеспечить проектный пассажирооборот Челябинского аэропорта – полтора миллиона пассажиров в год. Из Челябинска иногородними и иностранными перевозчиками выполняются регулярные авиарейсы в  московские аэропорты Внуково, Шереметьево и Домодедово,  в Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Нижний Новгород, Сочи, Анапу и Геленджик. Периодически выполняются рейсы в Баку, Ташкент, Ереван, Душанбе и Худжанд,  Дубаи, Дюссельдорф, Мюнхен, Прагу, курорты Египта, Таиланда, Индии, Испании и Турции. Продолжающееся падение платежеспособного спроса и обнищание южноуральцев не позволяют прогнозировать увеличение спроса на полеты из Челябинска. А раз нет спроса, вкладывать средства в инфраструктуру аэропорта серьезный инвестор не станет даже под  саммиты ШОС и БРИКС. Полная окупаемость таких вложений не должна превышать пяти лет. Расположенное на земельном участке площадью пять тысяч 800 квадратных метров Челябинское авиапредприятие сегодня не может обеспечить полную проектную загрузку.

В лучшие годы из Челябинска 20-ю перевозчиками выполнялось более 60-ти регулярных авиарейсов, в том числе в города Германии   Ганновер,  Франкфурт-на-Майне и Штутгарт, австрийскую Вену и китайский Харбин. На дотацию убыточных авиарейсов из Челябинска при губернаторе Михаиле Юревиче выделялось до 50-ти миллионов рублей в год из областного бюджета, но не способствовало существенному увеличению пассажиропотока. Наивно думать, что ситуацию улучшит дотирование из  бюджета Челябинской области рейсов Тюменского «Ямала», который пока даже не представлен на Южном Урале. Реальные инвестиции в Челябинский аэропорт могут прийти лишь с ростом доходов южноуральцев и увеличением спроса на авиаперевозки».

Комментарии 0
    Новости по теме Саммит ШОС и БРИКС