Яндекс.Метрика
  • Есть мнение

Малый бизнес в СМИ посылает сигнал SOS

Фото Малый бизнес в СМИ посылает сигнал SOS

Этот разговор, что называется, на злобу дня – о страховых взносах для малого бизнеса, о частных СМИ как о будущем региональной прессы. Автор не претендует на всеохватность темы, но хотела бы привлечь к обсуждению коллег по СМИ, малых предпринимателей. А поскольку о частных СМИ удобнее говорить на своем примере, то начнем с себя.

Наше СМИ – ООО РИАНА «Урал-пресс-информ»  - одно из  из тех  частных СМИ, что зарегистрированы в России. Потому что ООО по форме собственности, потому что относится к малому бизнесу. Впрочем, может быть, не все 3 процента – малый бизнес, ведь есть среди нас крупные медиахолдинги частной формы собственности, но все же…

Как тут не вспомнить русскую пословицу, удивительно точно подходящую к ситуации: гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул в конце 2010 года, когда малый бизнес осознал, что законодатели не пошутили и с января 2011 вместо 14 процентов в Пенсионный фонд вводятся еще и страховые взносы – в фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования и теперь за все про все малый бизнес должен отдать государству в виде страховых выплат 34 процента от фонда оплаты труда. В одночасье налоговое бремя увеличилось на 20 процентов! Начались публикации в прессе, круглые столы, зазвучали голоса экспертов – малому бизнесу не потянуть такие налоги на ФОТ, вернутся серые зарплатные схемы, бизнес уйдет в тень, а то и вовсе разорится. «Опора России» стала организовывать акции протеста малого бизнеса, в некоторых регионах по 64 предприятия одномоментно останавливали свою работу на два часа, чтобы власти услышали, чтобы власти поняли, что сами же сеют безработицу и неизвестно, хватит ли им тех денег с малого бизнеса, чтобы покрыть выплату новых пособий по безработице, не говоря уже о дефиците бюджета Пенсионного фонда. Власти услышали да и год был такой - выборный, что нельзя было не услышать. Президент Медведев сказал сначала сгоряча, что вернет 14 процентов с января 2012 года, потом скорректировал цифру до 20 процентов, ну все и успокоились, затянули пояса и решили, что как-нибудь продержатся этот год.

Мы же вспомнили, что мы СМИ, а СМИ были обещаны льготы. Быстренько зарегистрировались в реестре Роскомнадзора и получили в том же 2011 году льготу как СМИ – 26 процентов, но это, кстати, вместе с крупными медиахолдингами, в общей куче, надеясь, что доживем до января и снова станем опекаемы государством как малый бизнес. Хотя малому бизнесу и 26 процентов гибельны, у нас же ФОТ почти 90 процентов, стало быть, все отдай и спи спокойно. Отдали и впервые за 15 лет закончили год с напрягом. Но впереди еще были надежды, был январь.

И проснулись они поутру

Еще один январь 2012 года стал для нас еще одним громом среди ясного неба. Мы наконец-то поняли, что власть нас не услышала, а просто-напросто  сделала вид, что слышит. Малому бизнесу вернули 20 процентов,  но как-то кулуарно, нечестно, по особому списку якобы производственных и инновационных предприятий, который, видимо, составлялся по принципу лоббирования тех или иных интересов. Иначе как объяснить, что в этом списке библиотеки, музеи (что у нас много частных библиотек и музеев, извлекающих прибыль?), предприятия пищевой отрасли, аптеки (и это производственная отрасль?), производство стальной проволоки… СМИ там, конечно, нет. Да и не должно быть в принципе самого списка как такового.  Принадлежность к малому бизнесу, как я понимаю, определяется годовым оборотом денежных средств и штатной численностью, аморально принимать льготы выборочно, деля малый бизнес условно на достойный и недостойный.

С одной стороны государство понять можно. По словам руководителя Челябинского отделения «Опоры России» Александра Калинина, дефицит Пенсионного фонда составляет сегодня 70 миллиардов рублей, а через десяток лет будет равен 2 триллионам. Население стареет, рождаемость растет не теми темпами, так что оснований для оптимизма мало. Другое дело, что решение экономически не просчитано. Ведь можно было, увеличивая страховые выплаты, несколько снизить другие налоги для бизнеса, изучив опыт других стран. Но не изучили, сделали закон на авось.

Однако наши законотворцы просчитались на все сто процентов – от этих реформ не выиграл никто, ни государство, ни налогоплательщики. То, о чем малый бизнес кричал в конце 2010 года, сбылось полностью. Малые предприятия ушли в тень, поувольняли людей, снизили им зарплату либо положили ее в конверты. И страховые выплаты не собрались до ожидаемого уровня. За что боролись, спрашивается? Государство подпилило сук, на котором само и сидит. Весь цивилизованный мир считает малый бизнес опорой государства, а мы эдак-то через несколько лет можем его потерять совсем вместе с налогами и страховыми выплатами. Разве что-то меняют февральские заявления нового министра финансов Антона Силуанова на съезде РСПП о том, что 34 процента страховых взносов – это ошибка? Даже если власть начнет ее исправлять, то два года можно считать безвозвратно потерянными для развития, для перспективы.

Из-за этой проблемы страховых взносов для частных СМИ, которых всего-то 3 процента,  а упрощенцев и того меньше, может быть, не стоило бы и огород городить, но это не так. Проблема актуальна сегодня для всего малого бизнеса и, как никогда, для малых  СМИ – районных и городских газет, которые, если верить концепции СМИ, опубликованной на сайте Союза журналистов России, ждет разгосударствление или, проще говоря, приватизация. Это, кстати, тоже идея Дмитрия Медведева. Так вот – тогда проснутся по утру и они, потому что их ждут все вышеперечисленные проблемы малого бизнеса. И о них надо говорить сегодня, пока еще не поздно просчитать последствия.

Четвертая не власть

Мне очень понравился этот заголовок у кого-то из коллег, потому что это прямо в яблочко про сегодняшнюю прессу. Очень хотелось бы ошибаться на этот счет, но такова тенденция.

Малые СМИ – городские и районные газеты страны – в большинстве своем убыточные и государство не знает, что с ними делать. Малым бизнесом они не являются – по форме они АНО, автономные некоммерческие организации, поэтому и льготы им полагаются такие же небольшие, как и всем СМИ, большим и малым, – в этом году это уже 27 процентов от ФОТ вместо 34. Они дотируются государством, но вся дотация уходит на страховые выплаты – по сути, она перекладывается из одного бюджетного кармана в другой, пролетая мимо насущных нужд СМИ.

По логике нашего государства -  и это уже заявлено -  эти газеты надо приватизировать, как чиновники говорят, произвести разгосударствление. Ну и понятно тогда,  кто их сможет купить при таком налогообложении  – власть, местные олигархи или бандиты. И тогда прощай свобода прессы, даже такая относительная, как сейчас, прощай профессионализм, компетентность. Проблема с налогами для СМИ гораздо глубже, чем экономика, это уже политика, на карту поставлена свобода СМИ.

Хотя, возможно, что малая пресса могла бы выжить и после приватизации,  если бы государство ее отпустило в частную жизнь без имущественных претензий, дав возможность членам коллектива стать владельцами своего СМИ. В свое время так акционировалась газета  «Вечерний Челябинск», в свое время бывшая органом горкома и горисполкома. По письму сотрудников газету отпустили в свободное плавание, она акционировались и встроилась в рынок. Правда, потом газету продали другому собственнику, но это уже другая история. Эта возможность продать контрольный пакет или часть акций будет и у новоиспеченных СМИ в форме ООО или ОАО, но они, если захотят или нужда заставит, сделают это сами с учетом возможных рисков, в том числе репутационных.

Но никакая приватизация не спасет СМИ от банкротства или случайных рук, если государство не создаст новые условия для жизнедеятельности СМИ. И одно из первых – налогообложение как для малого бизнеса. В Концепции на сайте Союза журналистов это условие идет дополнительным, там перечислено и немало других хороших условий. Но, поверьте мне на слово, налоги – это первоочередное условие. Наше агентство прошло длинный самостоятельный путь в 15 лет как частное СМИ, и может сказать – проверено на себе. Именно те прежние 14 процентов позволили нам расти и развиваться, купить оборудование в лизинг, взять кредит на покупку офиса и успешно его выплатить. Конечно, чужой опыт – не панацея, все надо просчитывать индивидуально, но надежды на лучшее  могут сбыться, если будут созданы условия для такого разгосударствления СМИ.

Я сознательно в этой публикации не говорю о тревожных тенденциях нашей отрасли  – о пожелтевшем содержании СМИ, об утрате  гражданской позиции, о снизившемся доверии общества к прессе, потому что, на мой взгляд, все по классику, бытие определяет сознание – экономическая независимость именно та почва, на которой комфортно будет жить самостоятельным независимым СМИ при поддержке государства с помощью грантов, субсидий под жесткие критерии качества продукта.

Кто виноват и что делать?

На первый вопрос отвечать бесполезно, а вот на второй можно попробовать. Памятуя о пресловутой тенденции, можно попробовать  с помощью Союза журналистов  через законодательные инициативы сражаться с государством за свои права. Это будет нелегко, но попробовать можно, ведь вместе мы – сила, может быть, даже и четвертая, если сможем вернуть себе авторитет и в обществе, и во власти.

Кстати на круглом столе по экономической ситуации в СМИ, который на днях провел Союз журналистов России в рамках общественных слушаний, прозвучало предложение о создании ассоциации малой прессы именно для этой цели, чтобы отстаивать свои права.

А пока вот эти самые соображения после обсуждения в коллективе мы изложили в письмах в Союз журналистов России, в «Опору России», некоторым партиям, Руслану Гаттарову, сенатору от Челябинской области в верхней палате парламента, который работает в комитете по информационной политике, и теперь предлагаем вниманию  читательской аудитории и наших коллег, журналистов. 

Комментарии 0
    Новости по теме Дмитрий Медведев