Яндекс.Метрика
  • Есть мнение

Не все спокойно в зауральской митрополии: кому служим?

Фото Не все спокойно в зауральской митрополии: кому служим?

У меня в руках письмо, подписанное почти полутора тысячами человек. Это все прихожане Курганской епархии. Впрочем, суть не в этом – такое письмо могло быть из любой другой области. Потому что метастазы коррупции, лжи и рвачества проникают уже в святая святых – Русскую Православную Церковь. И люди, которые, по заповеди, должны служить Богу и ближнему своему, используют этот социальный институт исключительно в личных корыстных целях. Докатились.

Но обо всем по порядку.

В прошлом году во главе епархии встал митрополит Курганский и Белозерский Иосиф (в миру – Балабанов). Прибыл в Зауралье он из Биробиджана, где служил 12 с половиной годков. Правда, в частных разговорах называл эти годы своей биографии ссылкой, которая оставила неизгладимую обиду в его душе. Поэтому порой на обращения прихожан отвечал в том ключе, что, мол, я терпел – потерпите и вы.

Не все спокойно в православном королевстве: кому служим?

За недолгий срок пребывания во главе курганской епархии новый управляющий гсумел настроить против себя множество людей. Во многом за свой грубый нрав, а еще за деяния, несовместимые, по мнению паствы, с высоким званием священнослужителя.

«Митрополит Иосиф совсем не заботится о своей пастве, – считает прихожанка Светлана Вишнягова. – Интересы его замыкаются исключительно на коллекционировании антиквариата, в том числе старинных икон. Такое поведение духовного лица подрывает авторитет церкви, отталкивая прихожан, которые за неимением достойного наставника в своем храме идут в различные секты».

Вскоре после назначения в Курган владыка Иосиф начал «ремонт» храмов. В письме говорится, что в кафедральном соборе Александра Невского были срезаны или сбиты старинные фрески, а рядом с собором выстроен двухэтажный гараж, закрывший архитектурный ансамбль. Зато в шикарном гараже стоят три «Тойоты» – «Авенсис», «Прадо» и «Камри», которые периодически перемещают сановную особу по его важным делам.

Сам митрополит, конечно, факт исчезновения старинных фресок отрицает. По его словам, собор Александра Невского находится в собственности общины, которая еще до его появления в Кургане в 2012 году провела обследование церкви и составила акт технического состояния помещения. Из документа следует, что вся живопись, нарисованная в храме, выполнена недавно, то есть является современной, а значит, все обвинения в адрес митрополита – ложь.

Однако у прихожан на сей счет есть сомнения, что истинные фрески просто были заменены копиями.

Особую тревогу в душах верующих вызывают не совсем понятные манипуляции с иконами. Например, история с иконой Николая Чудотворца в селе Утятское. Эта реликвия приплыла в село по реке Серебрянка 20 мая 1749 года и с тех пор для многих поколений стала святыней, приложиться к которой приезжают паломники со всей Руси. Ее по своей известности сравнивают с  иконой Чимеевской Божией Матери. Однако не так давно святыня из храма пропала.

«Это тоже ложь, – кипятится митрополит Иосиф. – По решению епархиального совета икона была изъята из храма на реставрацию. Это памятник истории и культуры, который требует особой заботы и сохранения. Сейчас икона отреставрирована и находится на всеобщем обозрении в Богоявленском соборе Кургана».

И тут у православного люда возникает множество вопросов. Во-первых, непонятно, на каком основании без согласия прихожан села, которому принадлежит икона, ее принудительно увезли из церкви, где она находилась почти триста лет. Никто митрополита об этом одолжении не просил. А во-вторых, если ее действительно отреставрировали, а не продали в столице, заменив копией, чего опасаются верующие, то почему не вернули на прежнее место?

Не по отечески ведет себя митрополит Иосиф по отношению к духовенству. В частности, две недели назад он без объяснения причин снял с должности настоятеля храма Пантелеймона Целителя отца Владимира. За то, что тот не желал выслушивать ложь, крики, оскорбления и унижения из уст митрополита.

«Я находился на больничном, когда мне пришло решение за подписью Иосифа, – рассказывает отец Владимир. – Причем, не через епархию, а обычным заказным письмом. Митрополит на пять лет лишил меня сана, а в разговоре добавил, что, если я не перестану «искать правду», то он вообще лишит меня сана пожизненно. Я уже пять писем написал святейшему Кириллу, но ответа до сих пор нет».

Подобная история случилась и с благочинным отцом Виктором из другого храма. Иосиф приказал ему отдать церковные иконы, а за непослушание грозил снять с прихода. Батюшка иконы не отдал, и его сняли.

Неблагоговением прихожане считают и попрание святых крестов у кафедрального собора Александра Невского. Территорию храма выложили плиткой с рисунком из православных крестов. В день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2016 года по этим крестам прошел Крестный ход. Но и эти обвинения в свой адрес митрополит Иосиф отвергает: «Не по святым ликам же ходили! И вообще, почему я должен оправдываться?». Засим наш разговор с главой Курганской епархии завершился в одностороннем порядке.

«Мы много лет помогали местной епархии, – рассказал мне генеральный директор завода «Корвет» Анатолий Чернов. – Предоставляли цемент, растворы, готовили документацию. За эти годы с нуля построили храм Пантелеймона Целителя, полностью восстановили собор Александра Невского. Сейчас контакты нарушены. Мы не хотим иметь дело с человеком, который  лжет и унижает людей. Митрополит Иосиф возомнил себя царем и богом, но забывает, что его миссия – служить народу. Раньше люди приходили в церковь со своей болью, тревогой, надеждой, но, увидев в святом храме такое откровенное хамство, перестали сюда ходить».

Не все спокойно в православном королевстве: кому служим?

Прихожане рассказали мне историю, когда пришедшая на службу женщина по окончании ее попыталась взять благословение и поцеловать руку митрополита. Но тот одернул длань и со словами: «Вы ничего не знаете и не умеете!» – внезапно прервал службу и ушел в алтарь. А женщина всего-то и хотела, что получить благословение батюшки для больного ребенка.

«Отец Иосиф – не священнослужитель, а коммерсант, – полковник в отставке Владимир Горохов по-армейски суров и прямолинеен. – Бывшему батюшке отцу Владимиру мы доверяли. Его храм Пантелеймона Целителя находится рядом с онкологическим отделением больницы, по соседству с Центром Илизарова. В купель окунуться приезжали люди со всей округи – из Екатеринбурга, Челябинска, Омска, Тюмени. А сейчас нынешний владыка все поставил на коммерческий поток. Даже святую воду».

С приходом владыки Иосифа прихожане на собственном кошельке почувствовали, что приход в храм – не дешевое удовольствие. В два раза выросла стоимость проскомидий (до 10 рублей) и отпевания (до двух тысяч), цена заочного отпевания возросла с 750 до 2500 рублей. Церковная просфора стоит больше булки хлеба – 30 рублей. Митрополит ссылается на мировой кризис, но непонятно, какое отношение кризис имеет к вере. Может, в Еврейской автономной области, откуда прибыл митрополит, так и принято, но курганцы не оценили нововведений.

Во всех храмах Зауралья исчезли баки со святой водой, а вместо них в церковных лавках продают полуторалитровые пластиковые бутылки с этой водой. Молитвы теперь убраны со стен церквей, и распевать их можно, только купив на входе напечатанные тексты. Зачем-то убрали скамейки для стариков, инвалидов и женщин с детьми, раньше стоявшие вдоль стен. Хотя какой доход митрополиту с немощных да малоимущих?..

Да, ситуация в России сегодня непростая. Но бывали времена и похуже – эпидемии, войны, расколы. Однако во все лихие времена нация сплачивалась вокруг Церкви и ее пастырейг. Вера помогала пережить все напасти и горести. И никогда Русская Православная Церковь не руководствовалась понятиями корысти и выгоды. Дай Бог, чтобы так было и дальше…

Комментарии 0
    Новости по теме Православные