Яндекс.Метрика

Татьяна Марьина: Венер - техносапиенс по-челябински?

Фото Татьяна Марьина: Венер - техносапиенс по-челябински?

В редакцию позвонила наша читательница Екатерина Байкова. Она попросила нас ответить на вопрос, какую эстетическую ценность представляет скульптура «Венер», установленная напротив ТЮЗа в Челябинске. «Может быть, я что-то не понимаю, - горячилась она, - но мое эстетическое чувство эта скульптура оскорбляет, какие-то шутники на ее гениталии одели презерватив… Скажите, это искусство?». Не претендуя на истину в последней инстанции, мы задали этот вопрос специалистам, так родился этот материал.

Венер фото Валерия Иванова

[title]

На улице Воровского, рядом с площадью Революции в Челябинске уже три месяца стоит скульптура «Венер». Это обнаженная мужская фигура с обрубленными руками и гайкой вместо головы, собранная из кусочков труб, арматуры и прочих металлических предметов. Странный арт-объект был подарен городу финскими скульпторами к его 278-летию.

Авторы Рафаэль и Камиль Сайфулины (отец и сын) дарили свое творение с добрыми намерениями. Во время сентябрьской презентации Рафаэль рассказывал, что «Венер» — это символ России, олицетворяющий ее мощь и силу. Для Камиля, скульптора по металлу, босой безрукий Венер — это собирательный образ рабочего человека. Недоумение публики авторы восприняли с пониманием: «Да, он вызывает удивление. Но это и хорошо. Городская скульптура должна заставить человека о чем-то думать. Нужны работы, которые располагают к размышлениям». Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов финских мастеров поддержал: «Уверен, что это работа европейского уровня. Надеюсь, она станет украшением нашего города».

Скульпторы уехали, а железный Венер остался. Стоит на своем постаменте сиротливо, покрытый грязью и ржавчиной. Зачем он здесь, для кого? И каким образом он украшает город? Люди спешат мимо, не глядя. А те, кто отвечает за эстетику городского пространства, публично не высказываются. Хотя каждый день идут на работу мимо ржавого уродца, в Главное управление архитектуры и градостроительства, которое находится тут же, на улице Воровского.

По телефону с главными специалистами управления не соединили: к ним журналисты могут обратиться только через пресс-службу администрации города. Я пошла на прием к районному архитектору как житель города. Европейской улыбки на лице чиновницы не увидела. На вопрос, как мог появиться такой «шедевр» в самом центре города, она ответила не задумываясь: «Это произведение искусства». И нехотя пояснила, что в европейских городах таких скульптур множество, и людям это нравится. Сильный аргумент. Нам беззастенчиво объясняют элементарные вещи, как будто никто и никогда (кроме, конечно, чиновников) дальше Челябинска не выезжал…

А по поводу ржавчины на скульптуре высказался на днях сити-менеджер Сергей Давыдов:

– Это авторский замысел, — убежден градоначальник.— В Европе тоже делают фигуры из черного металла, и ржавчина считается элементом фэшн-культуры. Может, мы пока чего-то и не понимаем. Но поймем со временем.

Тамара Либерман (г. Челябинск):

– Согласна, надо учиться понимать современное искусство. Но в случае с «Венером»-то что понимать? Что хотели сказать скульпторы, выражено предельно ясно. Увидев скульптуру, установленную у дверей главархитектуры, я остолбенела. Господин «Ржавый болт» (так я его назвала) должен олицетворять железную мощь нашего промышленного города. Но это никак не выражено ни в пластике, ни в масштабах. В нем нет ничего эстетичного. Какие тут могут быть размышления, ассоциации? Для меня это символ безвкусия, груда металла. Я не раз бывала в Европе, я принимаю современный дизайн городской среды. Но если в понимании чиновников «Венер» — это искусство, то действия чиновников, на мой взгляд, просто произвол.

Фото Тамары Либерман

[title]

[title]

[title]

Дмитрий Костылев, скульптор (г. Челябинск):

– Упоминание России в надписи на плите (постаменте) вызывает у меня неприятие. Монстр на тоненьких ножках олицетворяет мощь России, промышленного Урала? Это скорее карикатура... Город – сложная среда, агрессивная. Ты постоянно чувствуешь давление на психику и обращаешься к искусству — графике, скульптуре, литературе, чтобы восстановить себя. Обезличенная механистическая фигура с явно выраженными физиологическими подробностями положительных эмоций не вызывает. Может, она более уместна в парковой зоне, поддержанная какими-то конструкциями. На вопрос, почему для нее выбрали именно это место, у меня ответа нет.

«Не минимализм, а эклектика»

Елена Шипицына, искусствовед, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств. С финскими художниками сотрудничает 15 лет.

– На мой взгляд, «Венер» – это спекуляция на тему современной городской скульптуры. Всюду слышу, что его авторы - финские художники. Но сам факт жизни в Финляндии и участия в каких-то выставках не даёт оснований считать бывших уфимцев представителями финского искусства. То, что я вижу в их исполнении, не имеет ничего общего с высокой культурой финской скульптурной пластики.

Финны — минималисты и мастера ландшафтного дизайна. Главное, что отличает их стиль, — это лаконичный объем, грамотная работа с материалом и тонкое понимание особенностей пространства. Теперь чуть подробнее, применительно к нашей теме.

Они умело работают с металлом. В городе Хельсинки есть район, где преобладает довольно однообразная архитектура 1970-х годов. Замечательный финский скульптор и реформатор Кари Хухтамо (пять лет тому назад в Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка) сделал на стене многоэтажного дома абстрагированную, но узнаваемую «бабочку» из полированной стали. Согнутый лист зеркально отполированного металла со сквозными отверстиями и ассиметричными «крыльями» отражает небо, ландшафты, движение людей и транспорта, создавая иллюзию взмахов прозрачных крыльев. Идея художника, реализованная в нужном месте, позволила  преодолеть монотонность пространства, создать эмоциональную разрядку в условиях современного мегаполиса.

Со ржавчиной сейчас тоже многие работают. При этом авторы обязательно учитывают, как металл будет взаимодействовать с воздухом, прогнозируют места, где она должна возникнуть. Старение используется как художественный прием, обогащающий скульптуру. Ржавчина «Венера» не имеет отношения к творческому замыслу, потому что никак не дополняет художественный образ.

Неслучайность выбора места. Как правило, финны создают скульптуру только после того, как знакомятся с пространством, где она будет находиться. И обязательно учитывают функцию места. Брутальность фигуры Венера должна что-то означать. В живом природном ландшафте это, возможно, подчеркивало бы искусственность или индустриальность, антгигуманность пространства. А Венер установлен на тротуаре, по которому идут люди. Значит, он среди нас, такой же, как все. Тогда зачем постамент? Если рассчитано на контакт со зрителем, то почему Венер развернут лицом к дороге, а не наоборот?

С архитектурой он тоже никак не сочетается. Полностью игнорируется понятие соразмерности, связи с архитектурным объёмом. Здесь должен быть другой масштаб.

Комментарий автора не выдерживает критики. Если такой киборг, как я называю,  «техносапиенс», олицетворяет Россию или Урал, то тогда должна читаться горькая ирония (о чем не говорил автор): вместо головы гайка, руки обрублены – неумелый и безмозглый, босые ноги — разутый, голый. Скульптурных приемов, рукотворности практически нет: фигура собрана и сварена из отдельных фрагментов. Европейцы делают так ландшафтные объекты — придорожные, пригазонные, «кашпо», например. Но они и функционируют по-другому — не как самостоятельные скульптуры.

В Финляндии есть уникальный проект – скульптурная улица Кескускату в городе Котка.

В интернете объявляется конкурс на создание скульптуры с размещением фотографий улицы и свободных мест на ней, выбираются эскизы лучших авторов. Победители получают право создать и разместить свой арт-объект. Казалось бы, дизайн уличного пространства создавался разными авторами. Но когда идешь по этой улице, видишь самые неожиданные памятники и скульптурные объекты, и даже варианты парковой мебели – креативные скамьи, фонари, фонтаны. Возникает ощущение удивительной цельности. Это действительно гармоничное, комфортное городское пространство. Потому что тонко продумано и грамотно выстроено. 

Жаль, что некоторые челябинские чиновники, рассказывая нам о Европе, не задаются вопросом: а почему в Челябинске не так? Мне кажется, все просто. Нельзя, к примеру, поставить в городе скульптуру и говорить обществу, что это хорошо. Создавая объект, надо учитывать мнение жителей. Сити-менеджер не должен навязывать жителям города свой вкус.

Парк памятников и скульптур на улице Кескускату

Парк памятников и скульптур на улице Кескускату

 

[title]

[title]

[title]

Парк Сибелиуса

[title]

Комментарии 0
    Новости по теме администрация Челябинска