Яндекс.Метрика
  • Интервью
  • Взрыв метеорита над Челябинском

Астрофизик: шансы, что объект «2013» упадет на землю, ничтожно малы

Фото Астрофизик: шансы, что объект «2013» упадет на землю, ничтожно малы

Прошло три года, как в Челябинской области произошло невероятное событие, – упал метеорит. Сейчас к земле приближается его «двойник», который в два раза превосходит его в размерах. Каковы шансы, что он упадет, чем это может грозить и как избежать новых «приветов из космоса», корреспонденту «Урал-пресс-информ» рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ Сергей Замоздра.

- Сергей Николаевич, к нам летит метеорит. Расскажите, когда его обнаружили?

- Его обнаружили в октябре 2013 года, поэтому так и назвали – 2013 х68. Его наблюдали всего лишь в течение трех дней. Короткий срок - потому что метеорит небольшой, телескопы пока еще не могут на столь большом расстоянии увидеть такие объекты. Поэтому, пока он был близко, его видели, потом улетел. Имея три дня наблюдений, можно на графике нарисовать примерные точки, где он находился. Размер метеорита плохо известен, поэтому расстояние до него трудно оценить. По этим примерным точкам ученые прикинули, куда метеорит полетит дальше. Получилось, что пятого марта 2016 года он приблизится к земле. Но, насколько близко – плохо известно, потому что прогноз по примерно построенным точкам получается «грубый». Разброс сближения метеорита с землей от миллионов до десятков тысяч километров. Наиболее вероятно – 500 тысяч километров. Поэтому говорить, что он летит к нам – довольно условно.

- Значит упасть на землю этот метеорит не должен?

- Вероятность попадания в землю, как пишут, примерно один на миллиард. Если вдруг он упадет пятого марта, то не на Челябинскую область. По теории вероятности, это будет даже не Россия. На Россию уже падал метеорит, значит, сейчас это будет океан, пустыня, что угодно – но не наша страна.

- А почему метеорит не может опять упасть на нас?

- Чтобы два события случились в одном месте – это надо произведение вероятности посчитать. Шанс, что этот метеорит упадет на землю, – один к миллиарду, а то, что он упадет именно на наш регион, – еще меньше. Один на миллиард миллиардов. То есть вообще ноль.

- Сергей Николаевич, летящий сейчас метеорит сравнивают с челябинским. Чем они похожи?

- Размером. Средний размер нового метеорита, возможный размер, 30 метров. Наш был 18 метров. Вообще у метеорита «2013» дают интервал от 15 до 45 метров.

- Если метеорит вдруг упадет, чем это может грозить?

- Если упадет, взрыв будет больше, чем от челябинского. Примерно в два раза больше энергии выделится. Если, опять же с малой вероятностью, он упадет в густонаселенный регион, то будет больше разрушений и пострадавших.

- Какие-то меры по безопасности можно предпринять?

- Астрономы шарят по небу с телескопами, пытаясь понять, откуда этот метеорит вынырнет. Сейчас примерно ясно, откуда он появится, но его пока не видно – он очень маленький. И вот в начале марта будет понятно, откуда он летит, совпали прогнозы или нет. Сейчас ждут. Пока готовиться смысла нет, потому что неясно, где он пролетит. Если в начале марта его кто-то увидит в телескоп, и, если, опять же с ничтожной вероятностью, он полетит прямо в землю, тогда меры по безопасности принять успеют. Инструкции для населения будут те же самые, что и при ядерном взрыве. Меры безопасности принять реально даже за половину дня, потому что этот метеорит, по сравнению с другими, маленький. Челябинский метеорит можно было обнаружить за полдня в лучший в мире телескоп «Хаббл». Причем, если бы знать точно, откуда он летит, можно было бы навести телескоп на эту точку и ждать. А раз никто не ждал, что он появится, то и телескоп туда не наводили. А этот метеорит чуть больше, значит «Хаббл» его заметит за сутки.

- Почему в таком случае этот метеорит смогли заметить, а о челябинском никто не знал? Они же оба маленькие.

- Метеорит «2013» засекли случайно. Есть регулярные обзоры неба, на это выделяются миллиарды долларов в год. Наш, челябинский метеорит, во-первых, шел со стороны солнца. Во-вторых, он в два раза меньше метеорита «2013». Его не смогли засечь.

- Значит к земле могут приближаться несколько маленьких метеоритов, которых никто не видит и которые в любой момент могут упасть?

- Да, и сейчас даже есть решение этой проблемы. Большие метеориты обнаружить легко, а вот маленькие – нет. Как обнаружить метеорит, летящий со стороны солнца? На этот счет есть научные публикации, споры. И пока самый оптимальный проект - это вынести телескопы с планеты. Они должны находиться между солнцем и землей и смотреть в сторону земли. Тогда свет от солнца мешать не будет, земля будет видна как на ладони, вся подсвечена, и то, что к нам подлетает, будет хорошо заметно. Причем телескопов должно быть два, для того чтобы определить расстояние до объекта. Вот такой проект, но на него необходимо примерно 50 миллиардов рублей. Этот проект наш, российский. Есть, конечно, скептики, сейчас идут научные споры.

Комментарии 0