Яндекс.Метрика

Дмитрий Микулик: Построить дороги — половина успеха, их надо еще и сохранить

Фото Дмитрий Микулик: Построить дороги — половина успеха, их надо еще и сохранить

Дороги, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в Челябинской области. Какие изменения ждут южноуральцев в сфере дорожного хозяйства в связи с проведением саммита ШОС и БРИКС, сколько километров дорог областного значения будет введено в 2016 году и какова ежегодная нагрузка на бюджет по этой отрасли – в интервью с министром дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрием Микуликом.

- Дмитрий Сергеевич, Законодательное Собрание области утвердило поправки в закон, которые предполагают новые источники пополнения дорожного фонда, в том числе через добровольные пожертвования. Поступят ли какие-то дополнительные средства уже в этом году, на какие источники вы рассчитываете и о каких суммах идет речь?

- Сформулированы четыре источника пополнения, которые мы ввели, - это объекты придорожного сервиса, общие и частные сервитуты, добровольные пожертвования. По сути, мы предлагаем механизм, который будет удобен юридическим лицам в осуществлении их деятельности.

Например, все мы знаем, что в Челябинской области помимо транзита значительную нагрузку на дороги дают горнодобывающие предприятия, которых у нас множество. Бюджетные ассигнования не позволяют решить весь масштаб возникающих в связи с этим проблем. Сейчас мы видим, что предприятия сами готовы нести ответственность за свою деятельность, строить новые дороги, инвестировать в ремонт и благоустройство дорожного полотна. У нас даже есть ряд предложений от таких вот социально-ответственных компаний, готовых вкладываться, но лишённых такой возможности из-за законодательных ограничений.

Благодаря предложенным нами изменениям, теперь у них появилась такая возможность. Сейчас ведутся переговорные процессы. Надеюсь, этот механизм будет и дальше активно применяться на практике, а также будет правильно понят, в чем я надеюсь на вас и ваших коллег.

Оценить в цифрах мы это пока затрудняемся. Отмечу ещё раз, что это не касса, в которую вносят деньги, это способ решения каждого отдельного вопроса.

- Сколько организаций вышло с подобным предложением?

- Отмечу ещё раз, что переговорные процессы идут в достаточно большом количестве с различными организациями. Сейчас  мы  ведём обсуждения по нескольким направлениям. Результат будет  виден позже.

- Деньги, поступившие в фонд, будут даваться на определенные объекты?

- Мы разговаривали с отдельными лицами об этом, и они говорят, что пожертвования могут быть и безадресными. То есть это какая-то социальная ответственность. Если помечтать, что вдруг приедет некий человек, выходец из Челябинской области, который за океаном разбогател и решил стать филантропом, помочь родному краю... Но это, конечно, шутка. На помощь волшебников мы не рассчитываем.

- Эти средства могут оперативно использоваться в течение года?

- Все бюджетные средства используются с применением законодательства в части контрактной системы закупок, поэтому оперативность их использования от меня не зависит. Она зависит только от длительности той процедуры, которая прописана в законе, а также от нюансов, которые проявляются при каждой конкретной закупке. Мы понимаем, что на какие-то объекты мы выйдем не раньше чем через два года, хотя дорога находится в нехорошем состоянии.

- Набранный темп работ вас устраивает?

- Два момента: сам темп работы по тем объектам, которые сейчас находятся на стадии исполнения, проходит согласно графику, нас это устраивает. Но нам, конечно, хотелось бы, чтобы подрядчики шли на опережение графика. Мы над этим вопросом работаем каждый день. В целом, нас порадовала работа подрядной организации по содержанию дорог: проведение различного рода ремонтов, обустройство слоев износа дорог. По большому счету, плановую цифру, которую мы вывели на весь сезон, они выработают в течение трех месяцев до конца июля. Подрядная организация с этой задачей справилась, позитивный момент появился. И сам подрядчики, наверное, рады этому достижению, поскольку они сейчас находятся в стадии реорганизации, реструктуризации, но мы на эти процессы никоим образом не влияем.

Отмечу, что какие-то опасения и риски были, но они не оправдались. Подрядчик подтвердил свою работоспособность и компетентность

- А что касается некомпетентных подрядчиков? В частности, ООО ЧСК «Альянс», который строил Усть-Багаряк?

- К сожалению, есть положительные примеры, и есть отрицательные. Они были ранее, они есть сейчас, но надеюсь, что их не будет завтра. Наша работа направлена на то, чтобы, конечно, таких подрядчиков не было.

- Хорошо, что такие подрядчики несут ответственность.

- Знаете, достаточно тяжело именно призывать к ответу различные подрядные организации. Нас – очень просто, буквально элементарно. Мы доступны всем ветрам. Другая же сторона защищена многими нюансами, и как показывает практика, мы здесь можем пока только проводить информационно-разъяснительную работу, что и пытаемся делать: объяснять, разъяснять свою позицию, как, почему и зачем. «Альянс» - это совершенно рядовой случай, для нас он очень болезненный, но я надеюсь, что на этом примере мы попробуем наработать какой-то опыт, создадим определенный «фильтр» для недобросовестных подрядчиков.

- Просто хочется знать, что недобросовестный работник понесет наказание.

- Нам тоже очень хочется это ощутить, потому что иногда, по одним и тем же вопросам, истина определяется только в судебном процессе. И мы сейчас взываем  к соответствующим силовым структурам, чтобы они нас тоже услышали. На самом деле нам очень трудно все это доводить до логического конца. Мы очень много предпринимаем попыток, много знаем нюансов, но до результата пока дошло только это дело.

- Подрядчик несет гарантийные обязательства за качество выполненной работы - 3 года. Если через 2 года что-то с дорогой случится, какую ответственность он понесет?

- Гарантийные обязательства – это комплексные обязательства. Если мы имеем ввиду конструктив дороги, то там по разным слоям и разным уровням – разная ответственность. По верхним слоям на асфальтобетонное покрытие – 4 года. На нижний конструктив – до 8 лет. Соответственно, если через 2 года произойдут разрушения или изменения, которые не должны происходить в соответствии с выполненными работами, подрядчик несет обязательства за свой счет исправить эти разрушения и нарушения конструктива дороги. Это прописано во всех государственных контрактах, и это сейчас находится на особом контроле.

Мы детально разбираемся с причинами таких ситуаций, например, у нас ранее были проблемы из-за не совсем качественного проектирования. Бывало такое, что геология преподносилась одна, а когда начинали работы, – видели другое. Например, встречался совершенно другой состав грунтов, и это накладывало большой отпечаток на качество работ. Мы пытаемся с этим бороться на стадии технического задания, в том числе, ужесточать ответственность проектировщиков. Мы понимаем, что строительство дороги начинается с проектно-изыскательских работ, «нарисовать» дорогу без этого невозможно. Если этого нет или геологическая проработка сделана некачественно, то потом, конечно, страдает подрядчик.

- А кто отвечает за некачественный асфальт?

- Подрядчик, потому что он и есть изготовитель асфальта. Асфальт – это некий продукт, который производится по соответствующей технологии. Его качество определяется составом инертных материалов, составом вяжущих элементов, технологией изготовления, определенными присадками в соответствии с теми или иными базовыми видами асфальтобетонной смеси, которые могут применяться для улучшения характеристик.

То, что современные битумы нас сейчас не очень устраивают – тоже факт. Подрядчики знают, что наши требования достаточно жесткие в этом вопросе, и они тоже не стоят на месте, а ищут варианты решения этой проблемы. А проблема серьезная и системная, с ней сталкивается не только наша область. Поэтому многие нефтепроизводители предлагают модифицированные битумы, они не скрывают, что качество базовых битумов далеко от идеала.

- А можно строить качественно, но не очень дорого?

- Это тоже наша мечта. Нам бы хотелось строить качественно и не очень дорого. Давайте житейский пример приведу: есть автомобиль «Мерседес», а есть «Запорожец». Я бы очень хотел купить «Мерседес» по цене «Запорожца».  

- Каковы сроки эксплуатации у дорог Челябинской области?

- Есть нормативные сроки эксплуатации, так называемые межремонтные. Везде в России эти сроки от точки строительства до точки капитального ремонта составляют 10 лет. В зависимости от категории дорог цифра может немного меняться. Сейчас федеральное дорожное агентство совместно с Минтрансом разработали программу, которой предполагается довести этот период по федеральным дорогам до 12 лет.

Есть еще определенные нюансы в нашей области - это специфика эксплуатантов. Не только мы дороги эксплуатируем, а ещё потребители услуг, автоперевозчики, граждане. Если  по тем или иным дорогам интенсивность транспорта достаточно небольшая, естественно, дорога может простоять 10 лет без соответствующего внимания. А если эту же дорогу нещадно эксплуатировать? Кроме того, есть нюансы, такие как зима и вода – большой подъем уровня грунтовых вод. И это накладывается на проблему качества вяжущих материалов, потому что они показывают свою неработоспособность именно в холодные периоды – от минус 15-ти градусов и ниже. А если опять говорить про федералов, то при среднесуточной температуре выше 25-ти градусов, согласно отраслевой инструкции, могут перекрываться дороги для большегрузного транспорта.

При таком подходе построить дороги – это половина успеха. Их надо еще сохранить в нормальном состоянии, а регион у нас транзитный. Челябинский представитель системы «Платон» мне сказал, что, по его сведениям, 20 тысяч единиц грузового транспорта только зарегистрировано в Челябинской области. Это помимо транзита, который каждый день проходит по нашей области. И, слава богу, пусть проходит, мы только поддерживаем, чтобы по нашим дорогам ездили автоперевозчики. Но не нужно тогда делать из нас крайних.

Не дорожники ломают дороги, дорожники пытаются с этой проблемой справиться. Мы знаем обо всех наших проблемах. Мы знаем, сколько бюджетных или небюджетных ассигнований на это нужно. Но если мы будем на каждом углу кричать, сколько денег на это необходимо – это будет неправильно. Я считаю, что это некорректно с моей стороны, говорить о каких-то огромных средствах, которые нам нужно дать, и мы тогда, как Архимед, получим точку опоры и перевернем этот мир. Мы просто должны четко выполнять свою работу, и мы стараемся это делать, как бы нас не ругали и не критиковали.

- Но если по справедливости, раз мы транзитный регион, нам должны больше денег выделять на дороги?

- Нас губернатор как раз очень поддержал в этом году. Мы эту информацию доносим до руководства региона, доказываем все на конкретных цифрах и примерах. И мы все понимаем, что в зависимости от того, в каком состоянии находятся дороги, развивается экономика региона. Ведь у перевозчика скорость передвижения груза из точки «А» в точку «В» может быть 30 километров в час, а может быть и 60 километров в час. Есть же разница? Если мы, например, говорим о сельхозпродукции - это очень большой плюс для товаропроизводителя. Мы это прекрасно понимаем, и боремся за это вместе с ними.

- Какие изменения ждут челябинцев в части областных дорог при подготовке к саммиту ШОС и БРИКС?

- Миндортранс участвует в рамках своей компетенции в тех рабочих группах, которые его касаются. В данный момент мы разрабатываем подпрограмму развития административного центра в рамках государственной программы развития дорожного хозяйства области, потому что понимаем, что перед Челябинском стоят очень серьезные задачи. Мы участвуем во всех рабочих группах и даем соответствующие рекомендации, потому что городу одному будет трудно решать проблемы, даже в части маршрута следования официальных делегаций. Мы хотим, чтобы программы, с одной стороны, были качественными, но с другой стороны, чтобы они были исполнимыми. Тут надо найти тот баланс, который позволит привести в норму улично-дорожную сеть в части потребности к саммиту ШОС и БРИКС, и, соответственно, чтобы мы потом многие годы не расхлебывали эти финансовые обязательства.

- Дорога из аэропорта, наверное, как-то изменится?

- Есть много различных предложений, в частности, по расширению, благоустройству. Но эта дорога, в принципе, широкая, сделанная с хорошим запасом, неплохая. Но там необходимо как минимум сделать освещение, пешеходные тротуары, которых нет. С учетом таких мероприятий это будет хорошая, качественная, комфортная дорога, которая справится со своей задачей приема гостей.

- У нас в этом году дорог больше строится или ремонтируется?

- У нас нет крена в ту или иную сторону. Мы стараемся сбалансировать интересы между стройкой, реконструкцией, капремонтом и ремонтом. Даже на одном участке дороги есть разные степени износа. Где-то она в хорошем состоянии, где-то какие-то разрушающие процессы произошли.

Существуют параметры, которые мы должны выполнять по стройке и реконструкции: в частности, мы ежегодно должны реконструировать или строить, вводить в эксплуатацию 75 километров дорог. Что касается ремонтов – в этом году мы попытаемся достигнуть серьезного увеличения, порядка 30 процентов в километраже и сохранить показатели того года по строительству и реконструкции. Это серьезные, существенные цифры, они требуют напряженной работы.

- И последний вопрос, может быть, несколько не по вашей части. Было много разговоров, что в Челябинске появится реверсивное движение, может быть, этот вопрос обсуждался касательно въездов-выездов из города?

- Это вопрос к организации дорожного движения Челябинска. Если рассматривать перспективные планы развития, я бы лично посмотрел не по полосам реверсивного движения, а по выделенным полосам общественного транспорта – это внесло бы более существенный вклад в организацию улично-дорожного движения. Опять же, вопрос требует серьезной проработки. Но введение такой полосы сулит даже больше перспектив, чем полоса реверсивного движения на въезде-выезде, хотя я понимаю, что в часы пик там очень большие пробки: в пятницу на выезд, в воскресенье на въезд.

В принципе, надо тоже понимать из-за чего это происходит: во многих местах мы посоветовали бы городу обратить внимание на трамвайные и железнодорожные переезды, которые уменьшают скорость движения транспортного потока. 

Комментарии 0
    Новости по теме Дмитрий Микулик