Яндекс.Метрика
  • Интервью

Какие перемены ждут школы?

Фото Какие перемены ждут школы?

В августе 2016 года на должность министра образования РФ была назначена Ольга Васильева. Новый министр сразу же внесла ряд предложений в плане проведения единого государственного экзамена и других испытаний, внедрения в школьную программу новых предметов, организации трудового воспитания и многие другие.

О том, какие изменения ждут школы агентству «Урал-пресс-информ» рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, новый министр образования РФ выступила с предложением ввести ряд изменений в систему ЕГЭ. Ожидать ли выпускникам нововведений уже в этом году?

- В текущем учебном году никаких серьезных изменений не предполагается. Если что-то и будет происходить, то с 2018 года. В 2018 году в пилотном режиме, возможно, какие-то нововведения будут «обкатывать». В частности, планируется ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку. Будет ряд изменений и в организационно-техническом плане, но об этом выпускников всегда предупреждают заранее. А девятиклассников в этом году изменения ожидают, но они были анонсированы заранее. В частности, школьники теперь будут сдавать не два, а четыре экзамена.

- Помимо экзаменов в течение года школьники пишут Всероссийские проверочные работы (ВПР) по основным предметам. Новый министр анонсировала введение ВПР по всем предметам…

- Об увеличении количества ВПР было анонсировано достаточно давно. И я считаю, что это правильная практика. В советские годы тоже существовали так называемые министерские контрольные работы, результаты которых позволяли получить достаточно объективную информацию о текущих знаниях школьников. Поэтому ВПР нужны, и они будут внедряться все в больших количествах, в том числе, и у старшеклассников.

- Школьники теперь сдают экзамены после 4, 9 и 11 классов. Не слишком ли серьезная нагрузка для детей?

 У нас согласно ФЗ-233 и в соответствии с ранее действующим законом каждый уровень образования заканчивается итоговой аттестацией, то есть, проверка знаний идет после четвертого, девятого и 11 классов. Так было всегда, здесь никаких инноваций в этом отношении нет.

- Но раньше после четвертого класса не сдавали экзаменов?

- Всегда сдавали. Другое дело, что сейчас этой теме придается больший медийный интерес, и сами итоговые аттестации проходят в несколько иных формах. Раньше это проводилось по контрольно-измерительным материалам, которые изобретали школы, регионы или муниципалитеты. А теперь это составляется федеральным центром тестирования.

- В связи с серьезностью испытаний уже в младших классах появляется некий страх, ажиотаж перед экзаменом и подготовкой к нему…

- Всегда, когда возникает вопрос проверки знаний учеников, учителя тоже начинают переживать, нервничать, нагнетать ситуацию. И детям это передается. Я думаю, уже все должны привыкнуть к тому, что существует некая независимая оценка качества работы учителей и уровня знаний детей. И это касается не только старших классов, но и начальной школы. А то у нас так порой бывает, что ребенок заканчивает начальную школу на 4 и 5, а потом в 5-7-х классах начинает двойки хватать. Педагоги начальной школы говорят: «Мы их хорошо учили, это учителя средней школы что-то не так делают». Те, в свою очередь, начинают кивать на начальную школу, что там якобы завышали оценки и «рисовали» баллы. Поэтому здесь должен быть сторонний третейский судья в виде независимых контрольно- измерительных работ, которые помогут определить уровень знаний у детей. Для самих же четвероклассников результаты этих работ не должны привести к каким-либо санкциям. Результат экзаменов в начальных классах показывает не столько уровень знаний учеников, сколько квалификацию педагогов. Естественно, если ребенок совсем не справляется с программой в школе (а они бывают разные), опытный педагог должен предложить какие-то альтернативные варианты обучения.

- Сейчас в школах практикуется разная система оценок. Кто-то перешел на баллы, как на ЕГЭ, кто-то доверяет расчет средней оценки автоматической системе, а где-то по старинке считают пятерки в журнале. Какая система правильная?

- Выбор системы оценок - это прерогатива образовательной организации. Можно ведь и вообще без отметок жить, как в первом классе. И такие эксперименты в стране проводились. Для этого и существуют ВПР, чтобы определить реальный уровень знаний учеников. По их результатам мы делаем вывод, что текущая успеваемость в школах носит субъективный характер. Я вообще не вижу смысла делать акцент на оценки и ругать ребенка за это. Надо просто понимать своего ребенка, что ему не хватает, где не получается.

- Будут ли внедрены в школе дополнительные предметы, например, астрономия, патриотические уроки, как предлагает министр? За счет чего будут введены эти часы? Ведь сейчас нагрузка во многих школах уже превышает норматив в шесть уроков ежедневно.

- В ближайшей перспективе астрономия не станет обязательным предметом для всех. Ее введут только те школы, которым это необходимо. Такое решение принимает сама школа, когда формирует свою образовательную программу. Например, у нас в Челябинской области астрономию уже преподают в ряде школ. Но чтобы дисциплина вошла в число обязательных предметов, для этого должна быть определенная потребность общества, соответствующее материально-техническое и кадровое оснащение. И нужно понимать, за счет чего введут этот предмет – плюсом или вместо какого-то другого. Это требует обсуждения.

Что касается уроков патриотизма, по моему мнению, они не являются определяющими в воспитании школьника. Ребенка воспитывает окружение и среда, в которой он находится, а не урок.

- Ольга Васильева также предложила вернуть в систему образования обязательную уборку школьных помещений детьми…

- И это правильно, детям необходимо прививать навыки самообслуживания, учить убирать за собой рабочее место. Я недавно прочитал одну историю в книге Евгения Ямбурга «Педагогический декамерон». Там мама одного из учеников школы написала жалобу в прокуратуру, что ее ребёнка заставляют мыть класс. Прокурор посчитал это нарушением закона, школа получила выговор. Тогда директор поручил своему заму сделать самообслуживание в школе законным. И они включили в образовательную программу школы уроки клининга. На этих занятиях дети изучали, как правильно и безопасно делать уборку. Это же целая наука! Сначала они проходили теорию, а потом использовали это на практике. И школьникам было интересно, и у прокуратуры вопросов больше не возникало.

- Сейчас в каждой школе разные обучающие программы и разные учебники. Кто принимает решение по выбору программы?

- Школа принимает решение, по какой программе учиться, и выбирает учебные пособия. Но только из того перечня, который утвержден федеральным министерством. Прежде чем попасть в этот перечень, учебник проходит множество проверок у различных экспертов. Но и эта система несовершенна! Например, в прошлом году из перечня исключили учебники Занкова. Соответственно, в этом году по Занкову не учат, но мы от них не избавляемся, потому что, по нашей информации, в следующем году они снова войдут в перечень. Издатели просто не успели вовремя сдать какие-то документы и поэтому не попали в список. А вообще это хороший учебно-методический комплекс, уже себя зарекомендовавший.

- Ольга Васильева говорила также о необходимости возвращения «золотого канона» в школы. По вашему мнению, стоит ли пересмотреть список обязательной литературы, включенной в школьную программу?

- Пересмотр должен быть достаточно регулярным, поскольку время идет, появляются новые произведения, какие-то из них теряют свою актуальность. Обычно в рамках одного поколения изменений не происходит, пересматривают список раз в 10-15 лет. Хотя сейчас, согласно закону ускорения исторического развития, жизнь меняется быстрее.

- Каких бы современных авторов Вы добавили в этот список?

- Мне нравится Захар Прилепин, хотя в число классиков он пока не входит. В мировой литературе тоже много достойных авторов. Я сейчас читаю серию книг нобелевских лауреатов по литературе. Мне интересно, за что дают Нобеля. И я чаще всего не разочаровываюсь. Действительно классные книги! Правда, в этом году меня немного удивило, что нобелевский комитет не выбрал Харуки Мураками, он мне нравится, хороший автор. Я за него болел! Но я думаю, что он еще премию получит.

- По вашему мнению, современное поколение стало меньше читать?

- Мне кажется, сейчас дети читают не меньше, чем мы, но они читают книги чаще в электронном виде. Я сейчас тоже их так читаю. Это быстрее и дешевле. Вообще, форма литературных произведений серьезно меняется. Взять, например, книги Бориса Акунина. Мне электронный вариант нравится больше, потому что там грамотно выстроен ссылочный аппарат, удобная графика. Возможности современных гаджетов должны использоваться!

Еще литература сейчас становится более компактной. Жизнь очень динамичная, не у всех есть время прочитать, например, такое большое произведение, как «Война и мир». Я в школе не был готов читать Толстого, как и не был готов к Достоевскому. Но потом я неоднократно перечитывал произведения этих авторов. И только сейчас понимаю, почему они признаны классиками. Я впервые полностью прочитал «Войну и мир» взахлеб в 30 лет, потом перечитал в 40, потом еще через 5 лет. С возрастом ты меняешься, меняется мировоззрение, и однажды наступает такой период в жизни, когда ты попадаешь в одну волну с автором. Когда читаешь книгу, ты ищешь ответы на свои вопросы. Но эти вопросы возникают у каждого человека в разное время и в разной ситуации.

- А ваши дети любят читать?

- Я считаю, что да. Хотя может не в такой мере, как я. Я полюбил книгу в 5 классе, когда жил на Севере. Просто там больше нечего было делать, поэтому я читал взахлеб все подряд. Сейчас можно не только прочитать произведение, но и послушать аудиокнигу, посмотреть по нему фильм. Эти возможности надо использовать. Почему бы не послушать за рулем автомобиля качественную аудиокнигу?

- А планируется ли внедрение современных технологий в школе, например, переход на электронный формат учебников?

- Некоторые школы постепенно переходят на электронные учебники, но не так быстро, как хотелось бы, потому что пока к этому не готовы. Издатели предлагают нам отсканированные учебники, но это не то, что ждет система образования. Да и по стоимости такие электронные учебники не сильно отличаются от бумажных версий. Кроме того, необходимо будет обеспечить гаджетом каждого ученика. Хотя такие схемы прорабатываются, они, возможно, введутся уже в этом году. Например, школа, которую мы сейчас сдаем на Тополиной аллее, вся будет упакована электронными учебниками. Это входит в стоимость здания, мы выкупаем школу «под ключ». Там стоимость одного рабочего места ученика обходится в 170 тысяч рублей.

Мы будем постепенно переходить на современные условия обучения повсеместно. Тогда можно будет говорить и о переходе на односменный режим обучения. Изначально предполагалось перевести все школы на одну смену к 2020 году, но сейчас срок сдвигается на 2025 год. При односменном режиме у школы появятся время и возможности для активной внеурочной деятельности. Мы к этому стремимся!

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Кузнецов