Яндекс.Метрика
  • Интервью

В Челябинск с четырьмя спектаклями приехал Олег Меньшиков

Фото В Челябинск с четырьмя спектаклями приехал Олег Меньшиков

В Челябинске с 6 по 10 июня пройдут четыре спектакля Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой под руководством народного артиста России, лауреата Государственных премий и руководителя театра Ермоловой Олега Меньшикова. Известный актер в воскресенье, 5 июня, рассказал журналистам о привезенных спектаклях, о работе в качестве директора, и о своих впечатлениях о Челябинске.

Четыре новаторских спектакля покажут в рамках федеральной программы «Большие гастроли-2016», организующей показы работ ведущих драматических и музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Проект осуществляется с 2014 года, и в нынешнем году гастроли состоятся в 45-ти регионах России при участии 25-ти театров.

Челябинский зритель увидит четыре наиболее известные работы Московского театра Ермоловой: моноспектакль Алессандро Баррико с участием Олега Меньшикова «1900», трагикомедию «Гамлета» Уильяма Шекспира с Александром Петровым в главной роли, комедию Николая Гоголя без единого слова «Ревизор», поставленную нашим известным и талантливым земляком Сергеем Землянским, и пьесу Констанции Деннинг в переводе Валерия Печейкина «Счастливчики».

Как отметил в начале беседы с журналистами Олег Меньшиков, организация гастролей ведущих российских театров в регионах России – это возвращение к «корням». Действительно, в советское время гастролирование звезд московских подмостков планировалось на государственном уровне, и было обязательным пунктом исполнения программы образования и культурного просвещения граждан. Сейчас минкульт решил возродить старую традицию, каждый год расширяя географию гастролирования столичных артистов.

 

[title]

- Олег Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о тех спектаклях, которые будут показаны в Челябинске. Они довольно необычные, новаторские, для искушенного московского зрителя. А зрители в регионах больше консервативные.

- Ну, я бы не сказал, что в Москве зрители менее консервативные, и что в регионах такие спектакли плохо встречают. Это заблуждение, что в Москве зритель искушенный. Зрители разные. Что я могу рассказать о привезенных спектаклях?

[title]

«1900» 

«1900» - замечательный спектакль, мне он очень нравится, без стеснения могу это сказать. Еще он, на мой взгляд, стал лидером по продажам в Москве.

[title]

«Гамлет»

«Гамлет» делался из-за замечательного актера Саши Петрова. Он работает в другом театре, но я заманил его ролью в «Гамлете» и перетянул к нам. С этого начались наши с ним отношения. Он много снимается, а в ноябре-декабре делает перерыв, чтобы играть у нас.

[title]

«Ревизор»

«Ревизор» ставил Землянский – это, конечно, выдающееся явление. «Демон», я считаю, без пятнадцати минут – шедевр. Я замечательно отношусь к спектаклю «Ревизор», но «Демон»… Когда я в первый раз его смотрел, у меня внутри что-то начинало шевелиться. «Ревизор» - это абсолютное хулиганство, спектакль без слов.

[title]

Счастливчики

А что касается последнего спектакля «Счастливчики», он, на мой взгляд, набирает невероятную популярность в Москве. В каждом театре есть люди, которым по 80 лет, и каждый театр обязан, как я считаю, дать им какие-то роли. Так вот, их всех вместе удалось объединить в этой пьесе, которую написал Печейкин. Автор, чье имя стоит на афише, придумала замечательную фабулу, но пьесу писал Валера Печейкин. Мне эта пьеса безумно понравилась, и когда мы стали ее делать, объединилось пять потрясающих артистов старшего поколения, два артиста молодого поколения и потрясающая сценография Филиппа Виноградова, который сто процентов станет одним из выдающихся театральных художников. Мы сейчас с ним начинаем делать «Макбета». Он придумал сумасшедшее пространство. Вы можете себе представить? Молодой художник пришел и изменил сценическое пространство зрительного зала – не сцены – а целого зала! Вы представляете, он накрывает помостом весь зрительный зал. Это, конечно, дорого, но мы превращаемся в такую длинную взлетную полосу.

 

- А что вас в свое время побудило пригласить Сергея Землянского в качестве постановщика? И что он внес в ваш театр, в чем, на ваш взгляд, уникальность того, что он делает, как режиссер?

- Что побудило? Ну, во-первых, я посмотрел его спектакль. Во-вторых, сработало человеческое обаяние, потому что Сережа – достаточно обаятельный человек, и он умеет убеждать, рассказывать и показывать. Он приносит картинки вместе с художником, эскизы костюмов, декораций, и ты начинаешь понимать, и сам видеть какой-то образ спектакля, который наверняка не совпадет с тем, что ты увидишь в итоге, но это совершенно не важно. Ты понимаешь, что это серьезно и талантливо. Он обладает уникальным, на мой взгляд, чувством вкуса в театре, чувством такта, и умения делать из артистов если не танцовщиков, то… Мы забываем, что у нас есть речь и тело. И мозги – у кого есть. Вот, собственно, три наших воздействия на зрителя. И про тело мы почему-то все время забываем, а он заставляет напоминать.

Справка.

Сергей Землянский - режиссёр–хореограф. Родился в Челябинске. В 2002 году окончил Челябинскую Государственную Академию культуры и искусств (по специальности хореография). Обучался на мастер-классах европейских и американских педагогов и хореографов. 
В период 2001-2005 года был танцовщиком театра «Провинциальные танцы» (Екатеринбург). Работал в качестве ассистента хореографа во время постановки «Осень» Татьяны Багановой для ABCDancecompany (постановка ABCD Company, Австрия, 2003) и оперы-балета И. Стравинского «Соловей». 

Работал над спектаклем «На дороге» хореографа Й. Шлемера (Германия), а также над спектаклем «STAU» хореографа из Голландии Анук Ван Дайк (проект реализован в июле 2004 г. в Москве). В ноябре 2005 г. в компании «Кислотный Дождь» (Челябинск) поставил спектакль «The FABULOUS». C 2006 года постоянно сотрудничает со студией SounDrama в качестве актёра и хореографа проектов.

В театре им. М.Н.Ермоловой поставил спектакли «Демон» и «Ревизор».

 

-  Землянский - единственный такой режиссер в Москве, ставящий пластические спектакли с актерами именно репертуарно-драматических театров?

- Нет, не один. Егор Дружинин «Яму» поставил в Пушкинском театре, например… Но он просто занял эту нишу. Дело в том, что драматические театры не могут много такого ставить… Он ко мне приходит и говорит – дайте третий. Я ему отвечаю, Сережа, ну куда третий? При всей любви… Тыркнуться мало куда есть.

 

- Вы в Челябинске в первый раз?

- Да Бог с вами, в двадцать первый. Ну, я не считаю, может, одиннадцатый, пятнадцатый…

- А чем Челябинск отличается от других городов? Театральный Челябинск или зрители Челябинска?

- Вот эти разговоры о том, как зрители отличаются… Ничем они не отличаются. Есть умный зритель, и есть дурак – вот и всё отличие. У меня с Челябинском связано следующее воспоминание: мы когда-то делали спектакль «Горе от ума», и здесь давали его премьеру. Тогда еще был жив господин Орлов (Наум Юрьевич Орлов. С 1973 года возглавлял Челябинский государственный академический театр драмы: сначала в должности главного режиссера, с 1987 года – художественного  руководителя. Умер в 2003), и он был на этом спектакле, потом они нам организовали банкет, мы сидели, очень долго разговаривали. Спектакль был спорен, наверняка, несовершенен, по сравнению с «Игроками» или с «Демоном», который мы с Серебренниковым делали. Но с той теплотой, с которой отнеслись к нам присутствующие здесь… Не здесь (обводит руками кабинет директора), а ЗДЕСЬ! То, как они нас приняли… Это окрыляет. Это не так часто бывает в нашей профессии, поэтому я вспоминаю эту встречу как бальзам на сердце.

- То есть вы Челябинск, в принципе, с теплотой вспоминаете?

- В принципе, да.

- Вы сказали, что странно относитесь к репертуарному театру, но сейчас вы занимаетесь именно этим театром. В чем странность?

- Репертуарный театр, на мой взгляд, изжил сам себя. Не надо прилагать никаких усилий к этому. Но модели, к сожалению, срабатывают. И они победят репертуарный театр. Не надо давить, не надо резать по живому, но это случится рано или поздно. Я ярый противник репертуарного театра именно потому что мне там говорят, что я должен делать и чего не должен, что должен играть и чего не должен. «А если я не хочу это играть?» - «Нет, ты обязан». – «А тебе дали звание, а мне нет. А ты сидишь в этой гримерной, а я нет»… Вот эта вся гадость, мерзость и возня… Бывают исключения из правил, но они только подтверждают правила.

Пришел я поработать только над репризою. Я понял, что идей много, а путей к воплощению мало. Ну, сколько я могу реприз сделать? Здесь у меня море кораблей, только руководи.

- То есть все-таки плюсы в репертуарном театре есть?

- Есть (смеется).

- С какими проблемами  вы столкнулись в театре?

 - Я столкнулся с проблемами личного характера. Я был всегда человеком свободным. Собственно, им и остаюсь. А тут я должен был подчиниться системе. Я должен был писать в департамент, когда уезжал на три дня. А потом вы знаете – ответственность. Двести с лишним человек приходят тебе в кабинет, с тобой делятся. Кто-то тебя ненавидит, кто-то тебя любит. И я должен это все понимать.

Короче, я был свободен. А тут меня поставили в рамки, в тиски. Но я сам этого хотел, я не жалуюсь, я просто говорю, что это была самая главная сложность. Вы знаете, то, что происходит иногда в наших департаментах, мэриях, иногда вызывает… Действительно, порой невозможно, потому что я еще и директор театра.

Директором я стал не потому, что мне власти захотелось, а потому что не получается в театре пока, на мой взгляд, не получается… Получается сразу два лагеря. Это не правильно. Или это должен быть такой человек, которому я доверяю стопроцентно и который стопроцентно доверяет тебе. Но такого надо найти. Если найду, то сниму с себя этот груз директорства. Так сумбурно, но ответил.

- Совмещать руководящую работу и практическую деятельность актера вам не сложно?

- Ужасно сложно.

- И не потому ли сейчас прекратилась ваша кинодеятельность?

- Нет. Кинодеятельность не прекратилась. Мне 56 лет и у меня всего 30 фильмов, так что особо такой деятельности и не было. Обладая некоторой интуицией, я выбирал те фильмы, которые оставались в памяти зрителей. Последним из них был «Легенда номер 17». После этого я снялся у Федора Сергеевича Бондарчука. Сейчас снимаюсь в сериале «Гоголь» очень талантливого Егора Баранова при продюсере Саше Цекало. Гоголя играет Саша Петров. Это не жизнеописание Гоголя, это такая мистическая история, где я играю антагониста.

Если бы я хотел сниматься, я бы снимался. Просто сложнее руководить – приходить в 11 часов в театр и в 23 часа уходить. Но при этом еще играть по 10 спектаклей в месяц не самых простых ролей. Не жалуюсь, видите, улыбаюсь. 

- В актерской среде вас называют баловень судьбы. Вы себя счастливчиком?

- Глупо было бы сказать, что не считаю (смеется). Ну, конечно, считаю. Другое дело, что любое везение нужно заслужить, можно же прощелкать момент. Она всегда пролетает, нужно же успеть поймать. У меня, как любит говорить Олег Павлович Табаков, чуйки хватало увидеть это.

- Самые счастливые роли?

- Сейчас начну говорить и могу кого-нибудь обидеть. Как не назвать Казакова, Михалкова, «Легенду №17»... У меня их так мало. И они все мои.

- Как вы относитесь к творчеству актеров вашего театра на стороне? Допустим, когда они снимаются в кино?

- Прекрасно. Сейчас другое время, а раньше могли не отпустить. Сейчас меня никто не спрашивает. В лучшем случае, Саша Петров, с которым у нас хорошие отношения, со мной советуется. Это в лучшем случает. Но не отпустить их я не могу. Более того, под артистов, которые снимаются, подстраивается репертуар. Плюс на сегодняшний день те, кто снимается, приводят зрителей в театр.

- Что может побудить Олега Меньшикова сниматься в кино? На какие предложения вы откликаетесь?

- Я же только что сказал, я снялся у Бондарчука. Мне понравилась история с Гоголем. Она странная, не всем понравится (смеется), но мне она понравилась своей наглостью…

- А на роль в сериале согласились бы?

- Гоголь – это сериал. Был «Доктор Живаго». Но в ситкоме никогда не буду сниматься. Это я вам стопроцентно говорю.

- Каким качеством должен обладать актер в первую очередь? Какое качество основное для актера?

- Я вам так скажу: по мне - ум. А Константин Сергеевич Станиславский сказал правильнее: «Единственное, что может дать Бог артисту – сценическое обаяние».

- Как вы считаете, театр Ермоловой должен чем-то выделяться среди других московских театров? Какую-то свою нишу он должен занимать?

- А вы знаете, она есть. Есть спектакль «Демон», есть спектакль «Из пустоты», есть спектакль «Утюги», есть спектакль «Счастливчики»… Это спектакли не одного жанра, но, скажем так, одной ноты. Для меня названные спектакли – это направления театра.

Если что-то идет в театре, это не означает, что это все мне нравится. У нас крупные эксперименты на новой сцене. Она не очень удобная, но там мы выпусти уже 10 премьер за год, и туда идут все молодые режиссеры ГИТИСа. Они все прошли через эту сцену Кто-то остается, кто-то потом ставит спектакли на большой сцене. Ставить цели занять нишу – не получится. Просто нужно не изменять себе и своему чутью. И ниша образуется, никуда она не денется. 

– Но вы, как художественный руководитель театра можете влиять на процесс. А говорите, что в театре не все нравится. То есть вы допускаете, что в театре есть работы, которые вам не нравятся?

- Если я считаю, что спектакль категорически не соответствует нравственным, художественным и другим нормам, то я его снимаю. У нас были два прецедента, когда спектакли – один на восемь миллионов, другой на четыре миллиона - были сняты с репертуара, не дойдя до зрителя, на генеральной репетиции. Я понял, что это безобразие.

Что касается вкусовых дел… Тут я достаточно осторожен. Если я понимаю, что это не мое, но может быть, тогда я оставляю. А дальше у нас политика простая и оптимальная: у нас есть спектакль, который мы впусти в сентябре этого сезона. Он не собирает залы - мы его будет снимать. Он кому-то нравится, там хорошие артисты играют. Но мы не можем себе позволить 20-процентную наполняемость зала.

- Артисты охотно согласились на такой эксперимент, как пластический спектакль?

- Они мечтали об этом! Они в 10.30 (можете себе представить, чтобы артисты в 10.30) шли на классы и «тянули» там свои тела.

- Что у вас за красота на пиджаке, можете сказать?

- Это, пожалуйста, сейчас расскажу.Семь наименований. Это продается в ряде магазинов, но, к нашему сожалению, очень дорого стоит, но продается.

- А такая красота есть только у вас или у артистов тоже?

- Если артисты купят, то у них тоже будет.

- А за хорошую роль?

- Это не награда. Это в чистом виде ювелирное украшение.

- А чья это была идея?

- Это была моя идея. Но потом мы с Дианой Джанелли встретились, она замечательный ювелир, она и разработала эту концепцию. Я считаю, что это красиво.

Справка.

Коллекция ювелирных украшений в честь Марии Ермоловой. 20 ноября 2015 года  состоялась презентация новой коллекции украшений «Тверская, 5», которая была создана DzhanelliJewelleryHouse совместно с Олегом Меньшиковым и посвящена 90-летнему юбилею театра им. М.Н. Ермоловой. Дизайнер - Диана Джанелли.

В коллекции представлены броши и кольца. Изделия выполнены в серебре 925 пробы, покрыты позолотой 24 карат, черным и белым родием, инкрустированы кварцем. Основным акцентом изделий являются вставки, покрытые горячей и холодной эмалью.

Лейтмотивом коллекции заслуженно стал знаменитый силуэт портрета Ермоловой кисти Серова, световая проекция которого появляется на бордовом бархате занавеса перед каждым спектаклем.  Броши  и кольца обыгрывают театральные атрибуты: брошь-орден, изящная брошь-лорнет, массивные перстни и шуточная брошь с бокалом шампанского и бутербродом с икрой. Брошь «навигация» напоминает гримерный столик артистов, зеркало посередине обрамляют таблички с надписями, которые помогают гостям ориентироваться в театре. Menshikov Ave - табличка, висящая перед входом в рабочий кабинет художественного руководителя. 

[title]

- В вашем театре вручается премия имени Лобанова. Это была ваша инициатива?

- Это была моя инициатива. Во-первых, я считаю, что это совершенно забытый режиссер, а это был выдающийся режиссер, но несчастной судьбы. У нас висит мемориальная доска.И я подумал, а почему бы не придумать премию внутри тетра. Это денежная премия. Голосует труппа - не я решаю. Выбирается лучшая мужская, женская роль.

Справка.

Премию имени режиссера Андрея Лобанова учредил в 2012 году назад худрук театра, актер Олег Меньшиков. Лобанов руководил театром в середине прошлого века.

Меньшиков напомнил, что учрежденная им независимая театральная премия неслучайно носит имя известного режиссера и педагога Андрея Михайловича Лобанова. Он возглавлял Театр имени Ермоловой с 1945 по 1956 годы, которые были наиболее насыщенными и успешными в жизни этого творческого коллектива. Награда вручается в конце сезона артистам и режиссерам, принимавшим участие в выпуске премьерных спектаклей, а также за создание значительных произведений искусства вне ермоловского театра, в четырех номинациях: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшее событие вне театра».

Впервые премия была вручена в 2013 году. Кроме памятного знака и диплома, лауреаты получили денежную премию в размере 100 тысяч рублей.

 

- В личной жизни, вне работы, вы какие фильмы предпочитаете?

- Свои работы вообще никогда не смотрю. Мы с женой иногда смотрим фильмы, но никаких предпочтений нет. Это не значит, что мне ничего не нравится. «Карточный домик» мы посмотрели от начала до конца… Есть много хороших фильмов, наших - не очень много…

- Бывает ли такое: вы пришли домой очень уставшим, и в голове мысли – не пойду в театр, надоели…

- Да каждый день (смеется….)

Справка:

Спектакли Московского театра имени Ермоловой будут идти на подмостках Челябинского театра драмы имени Наума Орлова четыре дня:

[title]

- 6 июня - Алессандро Барикко «1900» (12+)

Режиссёр-постановщик и исполнитель - Олег Меньшиков.

Это история о гениальном пианисте, найденном на корабельном рояле океанского лайнера «Вирджиния» во время морского плавания и названном по году рождения - 1900. Он ни разу не сходил на землю. У него никогда не было документов, гражданства, даже нормального имени, однако он провел жизнь, полную путешествий, приключений, встреч, жизнь, в которой у него было главное – музыка. Это удивительная и искренняя история о таланте, дружбе и выборе жизненного и творческого пути.

Премьера состоялась 22 апреля 2008 года в рамках фестиваля "Черешневый лес"

 

- 7 июня – Уильям Шекспир «ГАМЛЕТ» (12+)

Режиссёр-постановщик Валерий Саркисов

В заглавной роли молодой актер Александр Петров

В ролях - Борис Миронов, Агриппина Стеклова, Кристина Асмус, Сергей Бадичкин, Никита Татаренков, Евгений Шляпин, Андрей Попов, Павел Галич, Родион Юрин, Александр Лобанов, Егор Харламов, Антон Колесников.

«Идея постановки спектакля «Гамлет» возникла после знакомства с молодым актером Александром Петровым, в котором художественный руководитель театра Олег Меньшиков и я увидели Гамлета, по всем нашим представлениям совпадающего с образом. Вокруг него возник спектакль. Возникла история про молодого человека, зажатого в тиски обстоятельств, брошенного в плавильную топку. Он –индивидуальность, существующая в той среде, где в плотный клубок сплелись предательство, жизнь и смерть. Каждым своим шагом, каждым действием Гамлет пытается ответить на простой вопрос: «Зачем, для чего я пришел в этот мир?». На наших глазах развивается и растет личность, мальчик становится мужчиной, воином, человеком, способным на поступок».

Валерий Саркисов

Премьера состоялась 20 декабря 2013 года

 

- 8 июня – Николай Гоголь «РЕВИЗОР» (Комедия без слов) (12+)

Режиссер-хореограф – Сергей Землянский

В роли Хлестакова – Александр Кудин

В ролях – Кристина Асмус, Всеволод Болдин, Павел Ботвиновский, Александр Лобанов, Илья Маланин, Даниил Могутов, Елена Полянская, Ярослав Рось, Никита Татаренков, Олег Филипчик, Родион Юрин

Спектакль театра Ермоловой «Ревизор» в постановке Сергея Землянского стал лауреатом премии в номинации «Движение». Режиссер-постановщик комедии, Сергей Землянский, решился  представить свою версию «Ревизора» - без слов. В спектакле есть место всему: и брейку, и чечетке, и балету, но на протяжении всего действия актеры молчат. Как признается сам Сергей Землянский: «Юмор в движении - это сложный изобретательный процесс. Необходимо найти такое выражение юмора через пластику, которое было бы понятно зрителю». Спектакль ломает стереотипы, оказывается, все можно показать молча, с помощью пластики, мимики, музыки, декораций и костюмов.

Реивзор - лауреат премии «Zаzеркалье»

 

- 10 июня - Констанция Денниг «СЧАСТЛИВЧИКИ» (16+) (Сегодняшним 20-летним посвящается)

Перевод и сценическая редакция Валерия Печейкина

Режиссёр-постановщик – Олег Меньшиков

В ролях – легенды театра и кино Владимир Андреев, Наталья Архангельская, Борис Быстров, Ольга Селезнёва, Татьяна Говорова, артисты Никита Татаренков и Ольга Волкова.

Три женщины и двое мужчин. Не друзья, не коллеги, не родственники. Очень взрослые люди, они оказались в этом месте и в это время по одной причине: все должны пройти ТЕСТ. И остаться жить. Или НЕ пройти ТЕСТ. И красиво умереть. Потому что в 2076 году все граждане ПЛАНЕТЫ, достигшие 80-ти лет, в обязательном порядке проходят этот экзамен, пытаясь опровергнуть утверждение о своей беспомощности и доказать, что возраст – не заслуга, но и не преступление. И они еще на многое способны.

Жить или не жить? Ответ все узнают на грандиозном шоу, которое транслируется по всей планете, шоу, главным спонсором которого является Госкомиссия по оптимизации населения, шоу, которое собирает рекордное количество зрителей, тех, кому когда-нибудь тоже предстоит пройти этот ТЕСТ.

 

Олег Евгеньевич Меньшиков (родился 8 ноября 1960 года, Серпухов, Московская область, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссер, Народный артист России (2003). Трижды лауреат Государственной премии России (1995, 1997, 1999). Художественный руководитель Театра им. Ермоловой с 2012 года.

В 1985 году Меньшиков перешёл в труппу театра имени Ермоловой, где проработал до 1989 года, где наиболее заметными ролями стали роли в спектаклях «Спортивные сцены 81 года» и «Второй год свободы», (режиссер Валерий Фокин), потом ушел в свободное плавание

После окончания театрального училища в 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии.

С 4 апреля 2012 года назначен художественным руководителем драматического Театра им. Ермоловой.

Комментарии 0