Яндекс.Метрика

Вадим Мунтагиров: «чудо-мальчик» лондонского балета из Челябинска

В минувшее воскресенье в Челябинске чествовали лауреатов премии «Светлое прошлое». В их числе — премьер Королевского балета Великобритании, лауреат международных конкурсов Вадим Мунтагиров. В списке знаменитых южноуральцев, получивших премию Фонда Олега Митяева, он оказался самым молодым.

Когда 20-летний танцовщик из России впервые выступил на сцене знаменитого Альберт-холла (он станцевал главную партию в «Лебедином озере» Чайковского), балетные критики ведущих лондонских изданий увидели в нем будущую суперзвезду. О нем писали: «чудо-мальчик Английского национального балета», «второй Рудольф Нуриев», «новая большая звезда классического балета». С тех пор прошло четыре года. Вадим Мунтагиров танцует в Ковент-Гардене, гастролирует в разных странах, планируя выступления на один-два года вперед, дает мастер-классы. Трудится много, не задумываясь о своей звездности.

– Когда увидел e-mail с приглашением получить премию «Светлое прошлое», я решил, что это моему папе. Мне 24 года, и прошлого-то еще нет... Но оказалось, что письмо действительно адресовано мне. Это было очень приятно. Я сказал своему директору, что очень хочу поехать в Челябинск. Не важно, есть спектакль или нет, я должен там быть, потому что это мой родной город, где я вырос, где прошло мое детство. И меня отпустили. Жаль только, что исполнить нужно было один номер, всего пять минут. Ну, хотя бы так.

Напомню, что Вадим Мунтагиров родился в балетной семье, родители отработали в Челябинском театре «от звонка до звонка». Ирина Копейка танцевала сольные партии, народный артист России, профессор Александр Мунтагиров был премьером, руководил балетной труппой (сейчас он заведует кафедрой хореографии Ханты-Мансийского филиала Московского государственного университета культуры и искусства). Потом в театр пришла сестра Вадима Элеонора, тоже солистка балета. Через год на учебу в Пермское хореографическое училище отправили Мунтагирова-младшего. Ему тогда исполнилось 9 лет.

Первый успех пришел в 2006 году, когда пятнадцатилетний Вадим Мунтагиров стал лауреатом сразу трех международных конкурсов — в Перми, Лозанне (Швейцария) и Санкт-Петербурге. В награду за «серебро» в Лозанне первокурсник из Перми получил возможность бесплатно учиться в любой балетной школе мира. Он выбрал Лондон, Королевскую школу балета. В 19 лет его пригласили в труппу Английского национального балета в качестве ведущего танцовщика. В сентябре 2014 года, после пяти лет блистательной работы в ENB, лондонские газеты объявили о том, что Вадим Мунтагиров перешел в труппу Королевского балета Великобритании.

Ковент-Гарден

– Как это произошло?

– Все произошло очень быстро: в один день сорвался, назначил встречу с директором Ковент-Гардена и буквально через пару часов мы встретились. А через час я уже переодевался в другой раздевалке. Театры находятся рядом, я только улицу поменял.

– Почему вы приняли такое решение?

– Одна из причин — я почувствовал, что в этом театре я всего уже достиг, станцевал весь репертуар. В труппе Английского национального балета спектакли идут подолгу, блоками. Один спектакль, например, «Щелкунчик», мы танцевали полгода, потом репетировали новый. В Ковент-Гардене один день можно репетировать одну партию, на следующий день — другую. Мне нравится, что много постановок, есть свобода и новые проекты. Работать здесь очень интересно. За полгода я станцевал пять новых спектаклей — «Манон» британского хореографа Кеннета Макмиллана (де Грие), «Симфонические вариации» Фредерика Аштона в «Вечере одноактных балетов», Ленского в «Онегине», необычный для меня шоу-балет «Алиса в стране чудес». Буквально две недели назад состоялась премьера «Дон-Кихота». Музыка хоть и знакомая, но хореография другая, труднее, чем в России.

– Если премьеры каждый месяц, как все запомнить, почувствовать роль?

– Много времени уходит на то, чтобы выучить партию. Первые две недели как минимум чувствуешь себя неуверенно, думаешь: это не твой спектакль, наверно, самый худший. А после премьеры кажется, что он один из самых любимых. Ты уже не думаешь о технике, как повыше прыгнуть. Просто танцуешь историю — с удовольствием, от души. В июне прошлого года, когда моя партнерша, прима-балерина Английского национального балета Дарья Климентова завершила сценическую карьеру, у нее был прощальный спектакль в Королевском Альберт-Холле — балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Мы вышли на сцену и прожили историю любви своих героев. Для нас не было тысяч зрителей вокруг, софитов. Я видел перед собой просто Джульетту. Как будто в фильме снимался.

– Вы сказали, что в новом театре у вас есть свобода. Что это значит?

– Последние два года, когда в Английском национальном балете сменился директор, меня редко отпускали на гастроли. Мне кажется, для танцовщика очень важно не сидеть на одном месте: прилетел в другую страну, станцевал совсем другой балет, ты увидел другой мир. В Ковент-Гардене я имею возможность ездить в разные страны, работать по контракту в Токио и Нью-Йорке. Здесь я чувствую себя комфортно.

– Расскажите о театре. Он большой?

– Театр огромный, там восемь огромных балетных залов. В Английском национальном у нас была просто репетиционная база. Приятно, когда утром приходишь заниматься в зал и слышишь, что где-то играет симфонический оркестр, есть своя гримерная, где готовишься к выходу на сцену. Для меня это настоящий театр.

 

Дарья Климентова

В Челябинск Вадим приехал со своей любимой партнершей Дарьей Климентовой, которая сейчас преподает в Королевской школе балета Ковент-Гардена.

– Думаю, челябинцам очень повезло, что у них появилась возможность увидеть эту балерину. Благодаря ей я почувствовал свободу на сцене. Я очень рад с ней танцевать. Она самая лучшая, моя самая любимая партнерша. Наш дуэт британские зрители знают давно. Нас даже сравнивали с Рудольфом Нуриевым и его постоянной партнершей Марго Фонтейн. У них тоже была разница в возрасте — 19 лет, первый спектакль, который они станцевали вместе, был «Жизель», и Марго не хотела танцевать с Рудольфом, потому что он был слишком молод. С нами произошло то же самое. Я пришел в театр после школы, мне было 19 лет.

Историю «знакомства» с Вадимом рассказала и Дарья:

– Я не хотела с ним танцевать. Он был совсем юный, школьник, без репертуара. А я прима, уже все станцевала. Директор сказал, что «Жизель» я должна танцевать с ним. Но как? Он даже по сцене ходить не умеет, он меня уронит! Дома я весь вечер проплакала — и решила отказаться. А директор даже слушать не стал: «Нет, будешь. Я хочу, чтобы ты станцевала именно с ним». У нас было всего три репетиции. Первая репетиция прошла ужасно. У героев любовь, а мы едва друг на друга смотрели… А когда появлялось время, он сидел на полу и в компьютерные игры играл. Я час разогревалась, он вставал – и все делал лучше, чем я. Он гениальный партнер. Английский танцовщик думает больше о себе, о прыжках и вращениях. А у него душа открыта, чувства переполняют, он танцует сердцем. …Тот спектакль прошел очень хорошо. И я предложила Вадиму выступить вместе в гала-концерте. С тех пор танцую только с ним.

– Вадим говорил, что вы очень ему помогли, многому научили.

– Это он меня научил. Мне кажется, я ждала его двадцать лет. Вадим показал мне другой мир. Он молодой, пришел — и прыгал, и пируэты делал. Я смотрела и думала: «Я тоже хочу!». Он много работает, каждый день, смотрит YouTube – видео с выступлением знаменитых русских танцовщиков, считает, что сейчас так мало кто танцует. Он большой настоящий артист. В мае, когда я завершила карьеру, мы поехали в Прагу, мой родной город, где меня хорошо знают и любят, и танцевали спектакль (мой бенефис). Вадим только вышел на вариацию, два шага сделал – публика устроила овацию, еще два шага сделал, прыгнул — опять овация. Я стою за кулисами, жду своего выхода, а его не отпускают (смеется). Звезда был он, а не я.

«Надеюсь выступить в Челябинске»

– Вадим, а у вас есть время отдыхать, гулять, ездить за город?

– Конечно. Нельзя думать только о балете. Иногда полезно совсем забывать о работе. Когда чувствую, что больше не могу или волнуюсь перед спектаклем, стараюсь отвлечься, не думать о неудачной репетиции. Могу позвонить друзьям, сходить в кафе, о чем-нибудь поболтать. Часто звоню родителям по скайпу, сестре. Раз в неделю играю в баскетбол. Иначе нельзя. Балеты для меня новые, выходишь первый раз — переживаешь, волнуешься, когда ездишь выступать в другие театры, потому что люди от тебя ждут чего-то большего. Но как только выхожу на сцену, волнение уходит — и я получаю удовольствие. Для меня самое худшее — это ждать.

– В YouTube смотрите только балет?

– Смотрю разное. Например, баскетбол, фигурное катание. Мне интересно, как спортсмены тренируются, прыгают. Вроде думаешь, вот я хорошо занимаюсь, а посмотришь видео – они в два раза лучше меня работают. Если они так хорошо, эффективно тренируются, а почему я не могу? Это меня мотивирует.

– У вас уже появился автомобиль?

– Два года назад сдал на права. Времени для подготовки не было. В семь утра у меня начинался урок вождения, до девяти. А в 9.30 у меня был урок. Вставал с опухшими глазами, никакой. А экзамен назначили в день премьеры мюзикла на музыку Гершвина. И вот я веду машину, слышу, телефон вибрирует, педагог звонит, кричит: «Где ты?!». Я сдал экзамен, получил сертификат. Не опоздал. Я был настолько рад, что умею не только танцевать, но и могу водить машину. Сейчас у меня есть машина, но езжу редко. Очень дорого приехать в центр: парковки у театра нет, за въезд тоже надо платить. Езжу в выходные, может, за город, в магазин за продуктами. К тому же, квартира находится недалеко от Ковент-Гардена, рядом — метро.

– Вы планируете выступить в Челябинске?

– Мне бы очень этого хотелось. В оперном театре прошло мое детство, я видел родителей на сцене. Я бы хотел приехать и станцевать полноценный трехактный балет, показать чему научился. Знаете, когда мой педагог называл меня шутливо «Зараза челябинский», я нисколько не обижался. Я горжусь, что родился в Челябинске. Это мой родной город и я, безусловно, буду стараться почаще сюда приезжать. 

Фото Юлии Боровиковой

Комментарии 0