Яндекс.Метрика
  • Интервью

Женский подход: в канун 8 Марта челябинские предпринимательницы рассказали об особенностях ведения бизнеса по гендерному принципу

Фото Женский подход: в канун 8 Марта челябинские предпринимательницы рассказали об особенностях ведения бизнеса по гендерному принципу

О специфике ведения женского бизнеса в Челябинской области рассказали директор ООО «МКЦ «Арт-Медика» Ирина Кузнецова, директор ООО «РОСАВА» Ольга Коршунова и директор компании «Корпорация солнца» (г. Миасс), победительница национальной премии «Бизнес-успех-2017» в номинации «Женский проект» Анастасия Симонова.

– В чем разница между женским предпринимательством и мужским? Можно ли сказать, что есть такое понятие «женский бизнес»?

Ирина Кузнецова: – У медали всегда есть две стороны. С одной – бизнес никогда не делится по гендерному принципу. Но все же в последнее время женское предпринимательство стали выделять в отдельную категорию. Почему?

У нас более 50 процентов трудоспособного населения – это женщины. При этом Россия стоит на 56 месте по числу женщин-предпринимателей из 72 наиболее развитых стран. Дело в том, что предпринимательством в нашей стране традиционно занимались мужчины. И женщины стали приходить в эту сферу сравнительно недавно, но стали осваивать ее довольно успешно. В чем же проблема?

В том, что женщина имеет определенные обязательства перед своей семьей. Она должна родить детей, она должна сохранить домашний очаг. В связи с этим у нее возникает вопрос, как совместить семью и бизнес. Потому что бизнес, по большому счету, требует огромного количества времени, внимания, сил. И все это вместе совместить достаточно сложно.

Сейчас предпринимательством интересуется огромное количество женщин. К примеру, «Опора России» ежегодно составляет индекс женской активности, то, насколько они готовы заняться предпринимательством. Так вот, по данным за 2017 год хотели бы открыть свое дело 92 процента женщин, находящихся в декретном отпуске, или имеющих одного и более детей. Потому что после декрета не все возвращаются на прежнее место работы. Они хотят большего дохода, но при этом не готовы оторвать от своей семьи большое количество времени.

Поэтому женское предпринимательство имеет свои особенности. Оно часто занимает нишу, которую вряд ли займут мужчины. Это социальное предпринимательство – образовательная и медицинская деятельность, косметология, красота. Потому что 80 процентов женщин тянет именно в эту сферу.  И получается, что это выгодно не только для самих женщин, но и для всей страны.

Женщина входит в бизнес очень легко. Она ухаживает за ребенком и, чтобы стать полезной для семьи, начинает что-то делать. Например, одна предпринимательница начала готовить для малыша шоколад по собственной технологии. Потом этот продукт попробовал муж, знакомые, друзья. И вскоре все это вылилось в собственный бизнес.

Ольга Коршунова: – Но это не означает, что женщина лучше разбирается только в социальной сфере. Взять, к примеру, производство. Возможно, поначалу будет сложно. Но в итоге женщина все равно разберется. Мужчина видит общую картину, женщина – детали.  Мужчина ставит  общую цель и сразу идет к ней, женщина раскладывает ее на детали и идет постепенно. Что производство пряников, что производство электроники складывается из одного и того же. Это закуп материалов и производство. На мой взгляд, никакой разницы между «мужским» и «женским» бизнесом нет.

– Есть ли сложности ведения бизнеса, будучи женщиной, во взаимоотношениях с мужчиной?

Ольга Коршунова: – С одной стороны, проще. Так как женщин в производстве не так много. И поэтому мужчины относятся соответственно. Но с другой стороны, женщине порой бывает сложно доказать мужчине, что она владеет темой на одном уровне с ним. Есть скептическое отношение к женщине-руководителю.

– Испытываете ли вы трудности в развитии бизнеса из-за налогов? Важно ли регистрироваться официально, или проще работать по «серым» схемам?

Анастасия Симонова: – Я начинала с того, что делала косметику из трав у себя на кухне. Пока производила ее для родных и друзей, конечно, никаких официальных бумаг не требовалось. Но потом, без официальной регистрации бизнеса неизбежно возникнут сложности. Потому что нужно работать с магазинами, работать по закону с соблюдением всех норм. Это необходимо, чтобы создать полноценное производство. Официальное оформление бизнеса помогло с сертификацией, с сотрудничеством с разными магазинами, с зарубежными партнерами. Без этого невозможно развитие.

– В России много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Чувствуете ли вы поддержку со стороны властей?

Анастасия Симонова: – Я чувствую. Я очень часто участвую во всевозможных конкурсах и премиях. И после победы в «Бизнес-успехе» нас бесплатно направили в Индию. Часто государство дает такие бонусы, которые помогают развитию. Или, к примеру, экспортный центр, с которым мы сотрудничаем, очень сильно помогает с переводами, с налаживанием связей с зарубежными партнерами, хотя такие услуги стоят дорого, но нам предоставляется в рамках бесплатной государственной поддержки. И это только малая толика из того, что предоставляет государство.

Другое дело, что этим мало кто пользуется. Многие предприниматели считают, что  получить господдержку очень сложно. А на самом деле они просто не пробовали. Или не получилось с первого раза, но это не значит, что у других не получается. Очень много компаний, которые получают всевозможные гранты, финансирование и прочее. Нужно просто этим пользоваться.

Ирина Кузнецова: – Поддержка, конечно, есть. От города мы можем получить субсидии на участие в выставках, продвижению в интернет-пространстве, в восстановлении авансово-лизингового платежа.

Очень большая поддержка оказывается на уровне области. Если зайти на сайт Минэкономразвития, там есть портал «Территория бизнеса».  И мне очень понравился там образовательный проект «Школа предпринимателя» для «мамочек».

В нем могут принять участие все женщины, которые имеют хотя бы одного ребенка в возрасте до 18 лет. Обучение абсолютно бесплатное. Оно длится в течение пяти дней.  И по его результатам женщина защищает своей бизнес-проект, совместно с экспертами прорабатывает бизнес-план, получает план действий, в соответствии с которым она может развить свой бизнес. И даже дают деньги на его открытие в размере 200 тысяч рублей.  Для микро-бизнеса это очень неплохо.

Если разбирать, какие проблемы возникают перед женщинами, которые хотят открыть свой бизнес, то 41 процент говорит, что им нужны деньги и знания. В области, в частности у «Опоры России» есть готовые образовательные проекты для мамочек-предпринимателей. А в плане финансовой поддержки у ряда банков есть специальные программы для поддержки женского бизнеса.

Ольга Коршунова: – Действительно, образовательных программ для развития предпринимательства стало очень много. Раньше, когда мы начинали, мы искали их по книжкам, по журналам. Теперь стало проще. Ты уже не тратишь неделю на поиск идею, а получаешь необходимую информацию « в один клик». Кроме того, стало проще в плане информации по налогам, по взаимодействию с властями. Только нужно уметь этим пользоваться.

– Желание открыть собственный бизнес есть у многих. Но как определиться с идеей, чем заниматься?

Ирина Кузнецова: – Заниматься нужно только тем, что ты хорошо знаешь, в чем разбираешься. Если взять то, чего ты не знаешь, как делать, бизнес будет провальным. Или ты должен уметь хорошо подбирать команду, но для этого надо хорошо разбираться в людях. То есть необходим либо стартовый капитал в виде собственных знаний, либо в виде знающих людей. Но в этом случае риск, что ты вырастишь себе конкурента. Поэтому все равно нужно знать чуть больше, чем сотрудники, быть чуть выше их.

Комментарии 0