Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

85 лет со дня пуска – в строю, в бою и на конвейере

Фото 85 лет со дня пуска – в строю, в бою и на конвейере

Большого числа людей с фото и телекамерами в этот торжественный день на территории ЧТЗ не заметил. А событие – важное. Для самого предприятия и для города, который в годы самой страшной войны назвали Танкоградом.

Об этом звучали песни. Услышал и про Василь Васильевича. Песня эта про молодого тракторостроителя, точнее танкостроителя появилась в годы Великой Отечественной войны. Прототипом героя песни стал Василий Васильевич Гусев, молодой рабочий, которого уважительно называли на заводе Василий Васильевичем. Песню так и назвали «Василий Васильевич», музыку для нее написал уже тогда известный композитор Никита Богословский,  а автором слов стал Борис Ласкин. Вся страна услышала эту песню в 1944 году по Всесоюзному радио.

Молодые тракторостроители по-современному отметили юбилей предприятия. Провели флешмоб. Из трех десятков своих  автомобилей  на площади перед заводом  «вывели» буквы и цифры - получилось «ЧТЗ – 85!». Это изображение, зафиксированное с квадрокоптера на видео и фото, появилось в социальных сетях и разошлось по интернету.

А еще для всех желающих прошел день открытых дверей – горожане с детьми смогли пройти через заводскую проходную без пропусков, обязательных для такого предприятия.

Здесь на площади у заводоуправления была развернута выставка техники «юбиляра». Была возможность не только ее увидеть, но полазать по броне танков и самоходки, посидеть в кабине тракторов-ветеранов.  А посмотреть было что – довоенный трактор С-65 и послевоенный «Сталинец» С-80, один из самых массовых гусеничных агрегатов в мире – Т100М, получивший широкое распространение не только у нас в стране, но и в государствах бывшего советского блока.  Среди «машин времени» периода Великой Отечественной – танки Т-34, ИС-3, самоходка ИСУ-152.

 Зрители, гости праздника увидели также ныне производимую на ЧТЗ технику. Это - дизель-электрический трактор ДЭТ-400М – самый мощный из ныне выпускаемых на заводе. Также средний гусеничный агрегат Б10М, его болотоходная версия Б10МБ.

За годы своей истории на предприятии выпустили более миллиона тракторов, которые обеспечили занятость десяти миллионов жителей в разных уголках мира. 

А еще ЧТЗ делал танки, став легендарным и известным в мире Танкоградом. Считанные месяцы, а то и недели  потребовались, чтобы поставить на серийное производство боевую технику в годы войны.  Стремительному росту производства способствовали смелые организационные решения танкового наркома и директора Танкограда Исаака Зальцмана, инженерные находки «народных генералов» Николая Духова, Жозефа Котина и их коллег по конструкторскому цеху, героический труд танкоградцев. 

Как-то Василий Гусев так рассказал о мужестве своих сверстников, работавших в годы войны на заводе:

- Мужество наших ребят заключалось в том, что 1480 дней и ночей трудились по 12-14 часов. 1480 дней и ночей – без выходных, без праздников и отпусков. 1480 дней и ночей – полуголодные. И 1480 дней и ночей выдавать по три-четыре нормы. Вот что совершали мои сверстники.

Как и в годы Великой Отечественной, ЧТЗ участвует в укреплении обороноспособности государства, создает двигатели специального назначения для передовых вооружений, о которых челябинцы знают по трансляциям с Красной площади во время парадов Победы. Дизели эти полностью соответствует статусу силовых агрегатов нового поколения, превосходя зарубежные аналоги.

Сегодня завод собирает двигатели для танков, участвующих в соревнованиях «Танковый биатлон». Результаты, которые показывает на этих стартах российское вооружение, подтверждают высокое качество заводских моторов. Новый военный дизель недавно прошел испытания, получил документацию для серийного производства. Он создан для модернизируемых и новых серийных танков.

На стыке военной и гражданской продукции выпускаются бронированные бульдозеры.  Были начаты поставки Минобороны защищенных тракторов, которые могут использоваться при работе в экстремальных  условиях, чрезвычайных ситуациях, а также на передовой, выдерживая попадания в них из стрелкового оружия. Это также заводское ноу-хау, которого нет в других отечественных компаниях, занимающихся выпуском тракторов. Стоит отметить, что ЧТЗ – тот завод, где начинался для Советской армии выпуск первых боевых машин пехоты.

Кстати, побывавший недавно в Челябинске в составе участников ралли из Поднебесной известный китайский писатель считает, что на Южном Урале нужно развивать военный туризм. И маршрут его должен быть связан с Танкоградом.

– О Челябинской области в Китае ничего не знают. Но очень много людей играют в World of Tanks, а ведь эти танки в реальности производились здесь, в Челябинске. Я думаю, Танкоград привлёк бы наших туристов,– поделился своими впечатлениями китайский писатель Ян Цзиньшэн.

Несколько лет назад музей истории ЧТЗ разработал и запустил в городе маршрут по улицам Танкограда. О нем мы не раз рассказывали в нашем цикле «Танкоград – в историях и лицах».

А сейчас – фотографии, сделанные автором в день 85-летия ЧТЗ.

Сергей Белковский

Партнер проекта  - ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» – крупнейший универсальный банк Южного Урала, основанный в 1990 году.

Одно из главных преимуществ Челиндбанка – территориальная близость к клиенту: филиалы и дополнительные офисы Банка работают почти в трех десятках уральских городов.

По ключевым показателям деятельности Челиндбанк входит в десятку крупнейших кредитно-финансовых учреждений УрФО.По итогам 2017 года он вошел в топ-100 банков РФ по размеру активов, собственного капитала и прибыли.


 ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» занимает 21 место в рейтинге 100 самых надежных российских банков по итогам 2017 года, представленном журналом Forbes.

Из банков Уральского Федерального округа, вошедших в рейтинг, Челиндбанк находится на самой высокой позиции.

Генеральная лицензия Банка России №485

Телефон Контакт-Центра: 8-800-5001-800

Комментарии 0
    Новости по теме Великая Отечественная война