Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Фильтры, мойки, пушки, пылесосы и трамваи: как власть, ученые и общественники предлагают бороться со смогом в Челябинске

Фото Фильтры, мойки, пушки, пылесосы и трамваи: как власть, ученые и общественники предлагают бороться со смогом в Челябинске

В 2017 год, объявленный Годом экологии, общественность Челябинска вошла агрессивно: практически весь январь прошел под штампом «НМУ». Неблагоприятная тенденция продолжилась и в феврале, перед самым началом весны, когда грязь, снег и дожди полились со всех сторон.

Тем временем активные горожане создают группы в соцсетях, подписывают петиции, формируют обращения во всевозможные инстанции и даже разрабатывают мобильные приложения, чтобы в режиме реального времени отслеживать зоны задымления. Минэкологии и правительство региона еженедельно организует круглые столы, заседания комиссий и совещания, чтобы справиться с ситуацией в критические моменты. На вопросы общественников об улучшении экологической ситуации власти осторожно отвечают: это вопрос ни недели, ни месяца и даже не года, да и вопрос касается не только выбросов с промышленных предприятий, но и транспорта, доля которого в мегаполисе увеличивается с каждым годом. Для борьбы с валом проблем недостаточно одной меры — системы квотирования, которая была предложена губернатором области Борисом Дубровским в декабре прошлого года на заседании Госсовета. Требуется целая система мер, часть из которых уже реализуется, часть — находится в разработке и треть — формируется из поступающих к властям предложений ученых и общественников.

Борьба с автомобильными выхлопами

По словам вице-губернатора Челябинской области Олега Климова, на автотранспорт приходится порядка 30-40% от общего объема загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. «Челябинск никогда не был курортом, он всегда являлся металлургическим городом, но за последнее время, помимо промышленности, добавилось много других факторов. Существенно увеличилась доля автотранспорта - а это выхлопы и пыль, - отметил он. - При реконструкции дорожной сети, реализуя «дорожную революцию», мы потеряли много зеленых насаждений, те же газоны, которые помогали чистить наш воздух,  через который вся пыль уходила в почву».

Климов уверил, что в области надзора за автомобильными выхлопами принимаются довольно серьезные решения. В частности, на въездах в город с Уфимского, Свердловского и Курганского трактов будут установлены приборы по замеру выбросов. На данный момент существует сводный расчет по выбросам для Челябинска, однако его нельзя считать полным, поскольку в нем все еще нет данных по автомагистралям. Пока что расчет довольно точно доказывает, что в городе существует превышение по выбросам в отношении предприятий – «и их объем нужно снижать», добавил Климов.

Помимо этого, власти предлагают урегулировать транспортные потоки: установить запрет на въезд в центр города автомобилей с большой грузоподъемностью, дизельных машин, ограничить в черте города перемещение грузовиков в определенные часы.

Также вице-губернатор отметил, что необходимо возродить контроль и наказание за использование старой техники, не отвечающей современным экологическим требованиям, которые «дымят, пыхтят, но их все равно не снимают».

По информации заместителя главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимира Алейникова, в Челябинске зарегистрировано 477 тысяч единиц транспорта, из них 21 тысяча - грузовые машины, больше 3,5 тонны. Чиновник добавил, что наибольший выброс происходит во время режима работы холостого хода двигателя. При равномерном движении происходит наименьшая концентрация выбросов, загрязняющих воздух. Естественно, городские власти заинтересованы в том, чтобы организовать такое движение: разрабатываются соответствующие муниципальные программы: развитие улично-дорожной сети, обеспечение и содержание дорог и повышение безопасности дорожного движения в городе. Владимир Алейников добавил, что в 2016 году было отремонтировано 1 миллион 231 тысяча квадратных метров дорог, что сопоставимо с общим объемом работ за 2012-2015 годы. 

Профессор кафедры «Автомобильного транспорта» ЮурГУ Владимир Городокин поддержал высказывание Владимира Алейникова, добавив, что наибольшее количество выбросов от автомобильного транспорта происходит как при заторе, так и при разгоне. По его мнению, ликвидация заторов — решение проблемы выбросов вредных веществ. «Как только автомобильный транспорт начнет двигаться в свободном, несвязанном потоке, количество выбросов снизится в 8-10 раз, - рассказал он. - Второй момент — пропускная способность и безопасность дорожного движения. Эти факторы лежат в основе конфликтных точек и очагов аварийности. Очень свежий пример, о котором есть смысл напомнить, - это недавнее ДТПв районе ЮурГУ — наезд на студентов в зоне остановки. Совершению происшествия в большей мере способствовала организация транспортного движения. Это не столько действия водителей, хотя доказывать их вину можно и нужн, а организация движения в данном месте и на данном перекрестке, которая сделана не совсем грамотно. И это только один перекресток. Безусловно, он останется очагом аварийности».

По словам ученого, некоторое время назад на этом же месте произошло аналогичное ДТП — но без пострадавших. Были повреждены только автомобили, и широкая общественность не придала аварии особого внимания. Городокин составил заключение на причину этого ДТП, где говорилось о неправильной организации дорожного движения, но этот документ тогда никого не заинтересовал: «Если бы тогда кто-то прислушался и посмотрел, и привнес какие-то изменения в организацию, можно было бы исключить то, что произошло недавно на этом перекрестке, - развел руками ученый. - И таких перекрестков очень много. На нашем факультете подобные дипломы делаются минимум в течение 10 лет, и, к сожалению, ни один диплом, ни одна их этих научных, расчетных и обоснованных работ не оказалась востребованной. Они никому не нужны. Я бы хотел, чтобы общественность знала, что работы по пропускной способности и по безопасности движения ведутся!»

Ученый акцентирует, что проблема неправильной организации движения не только катализирует ДТП, но и существенно вредит экологии: «Все помнят «дорожную революцию» — дороги расширили, но проезд по перекресткам, при этом, остался затруднен. Я сходу могу назвать десяток наиболее опасных перекрестков — Молодогвардейцев-Чичерина, Победы-Чайковского, Хлебозаводская-шоссе Металлургов - можно перечислять долго. Не решается проблема, организация движения на них никакая. Решение этой проблемы — это решение заторов. А решение заторов — это экология».

Преподаватель кафедры «Автомобильного транспорта» ЮурГУ Владимир Поляцко отметил, что большая проблема с выбросами автомобильных двигателей наступает в момент прогрева холодного двигателя: «У нас практически нет крытых стоянок — на мой взгляд, это огромный резерв. На въездах в город раньше были моечные комплексы — почему они не работают? Можно было бы создать постановление, согласно которому транзитный транспорт обязательно проходил бы через моющий комплекс, и грязь с магистралей они бы в город уже не везли».

По словам ученого, в городе также существует большая проблема с утилизацией шин и отработанных масел. Шины зачастую тоннами сжигают, а масла сливают где попало. «Когда-то у нас были на автозаправках комплексы для сбора отработанных масел, - рассказал Поляцко. - Сейчас где кто может — там и выливает. Где все эти бочки? Можно же организовать прием? И необходимо вернуться к контролю качества топливных материалов на заправочных пунктах. Изначально мы имеем топливо, которое не можем полностью сжигать».

Профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания и электронной системы автомобилей» ЮУрГУ Александр Возмилов в развитие темы рассказал про использование озона для очистки воздуха от автомобильных выхлопов - метод, который имеет большой спрос на Западе, в частности, в Германии: «Мы говорим о воздушно-топливной смеси, когда воздух, входящий в двигатель, обогащается озоном, который является мощным окислителем. Это приводит к более полному сгоранию топливной смеси. Движение «Euro-5» по углекислотному газу и другим вредностям достаточно серьезно сокращается. Тем не менее, отработанные газы еще имеют эти вредности, и нами был проведен эксперимент — разработана озонаторная насадка на систему выхлопа отработанных газов. Она работает на основе коронного разряда, который генерирует озон. Есть результаты, которые показывают, что можно уменьшить вредность отработанных газов примерно на 15-20%».

[title]

Туманные пушки и пылесосы против смога и пыли

В основном, все предложения, касающиеся автомобильных выхлопов, направлены на уменьшении их концентрации в дальнейшем. Процесс, естественно, требует времени. Но каким же образом очистить воздух от уже существующих там примесей? Вариантов масса, утверждают ученые и общественники, предлагая свои варианты, руководствуясь при этом мировым опытом и собственными исследованиями.

Директор БЭФ «Моя планета» Виталий Безруков в начале года предложил городу закупить паровые туманные пушки, которые распространены в Китае, имеющем печальную славу страны, окутанной промышленным смогом. Изначально пушки использовали исключительно на стройплощадках и при сносе зданий, чтобы создать водяную блокаду для пыли. Принцип работы таких пушек прост: механизм высотой 2,5 метра вращается по принципу вентилятора и распыляет мелкодисперсную водяную взвесь, которая позволяет связывать взвешенные частицы до 10 микрон и более. Воздух очищается, а влага с выбросами аккумулируется на поверхности почвы. Очевидный минус этой системы – осевшие вредности необходимо будет убирать.

Туманная пушка «Апач-75», которая позволяет распылять туманную взвесь на высоту 75 метров, покрывая таким образом площадь в 16 тысяч квадратных метров (размеры, соотносимые с площадью одного двора). Даже 15 таких пушек, по мнению Безрукова, способны «покрыть» все районы Челябинска. Цена вопроса – 1,6 миллиона рублей. По словам Безрукова, на сегодняшний день пушки закупили власти Мурманска и Красноярска, но о результатах использования технической новинки пока нет вестей. 

Впрочем, ученые идею эко-активиста не поддержали, выступив резко против инициативы: «Разрушаются корни придорожных растений — это абсолютно точно, - возразил Владимир Поляцко. - С точки зрения безопасности дорожного движения, когда такая смесь с пылевыми отложениями ложится на поверхность дороги, образуется масляная пленка — это все знают. Гораздо эффективнее смывать водой эту пылевую смесь».

Коллеги ученого добавили, что использование пушек может спровоцировать кислотные дожди: оксид серы, который «летает» в челябинском атмосферном воздухе, при соединении с водой из пушек выпадет на землю в виде кислотных дождей. С другими выбросами не лучше – пыль в городе тяжелая и металлизированная, а пушки рассчитаны только на нейтральную пыль, потому используются исключительно на стройплощадках. Эксперты предложили для борьбы с пылью сменить структуру уборочной техники: использовать пылесосы вместо тракторов, чтобы грязь снова не возвращалась на проезжую часть. Сейчас же шлаковые отложения, которые используют против скольжения на дорогах, приводят к полевой эрозии.

Завкафедрой автомобильного транспорта и сервиса автомобилей Юрий Рождественский предложил использовать финский опыт защиты дорог от скольжения: нагревать чистый песок, обсыпать им проезжую часть и тротуары, а потом собирать его, и снова пускать в работу. Однако Владимир Алейников возразил: такой вариант рассматривался мэрией, но был отвергнут в силу определенных факторов. Каких именно — чиновник ответить затруднился. 

Экологически безопасный общественный транспорт

Одним из самых важных направлений остается приоритет экологически чистого общественного транспорта. «Органам власти необходимо обеспечить приоритеты для формирования экологически чистого транспорта в городе», - отметил Климов. Идею коллеги поддержал первый заместитель главы Челябинска Юрий Параничев, который отметил, что снизить количество выбросов в воздух можно за счет развития электротранспорта и транспорта, работающего на газомоторном топливе. 

Напомним, городские власти поставили задачу довести долю трамваев до 30%, троллейбусов — до 45%, а автобусный парк развивать на газомоторном топливе – метане.

Задача осложняется тем, что городские транспортные МУПы имеют очевидные проблемы. МУЧ «ЧГЭТ» находится в предбанкротном состоянии, а «ЧАТ» объявлен банкротом с ноября 2016 года. Городские власти уверяют, что делают все возможное для того, чтобы сохранить МУПы. Предполагалось, что в «ЧАТе» произойдет сокращение, однако предприятие отозвало свой запрос из службы занятости – очевидно, сокращать сотрудников муниципалы все же не планируют.  

К «ЧАТу» большие претензии предъявляют силовики, это также осложняет работу МУПа, который пока работает, даже в условиях конкурсного управления и социальной напряженности. Задача чиновников – не допустить банкротства, поскольку субсидальная ответственность ляжет тяжким бременем на бюджет. Через полгода в городе должна заработать транспортная схема, которая была представлена широкой общественности накануне Нового года. Ее реализация, а также возможные сделки по продаже некоторых ненужных городу активов, вроде базы на Цинковой, может поправить положение МУПов. Параллельно прорабатывается предложение о привлечении подвижного состава частных перевозчиков. В мэрии подчеркивают, что это – не расторговка маршрутов и не продажа их частникам, а только привлечение частных ресурсов на проблемное муниципальное предприятие. Предполагается, что, когда предприятие начнет восстанавливаться и закупать новые машины, автобусы либо выйдут на те маршруты, где людей будут временно возить частники, либо на новые – потому что парк могут расширить, оставив за собой услуги частного бизнеса.

Самый благоприятный вариант – вхождение инвестора, но пока, как говорят источники в мэрии, есть только группа инвесторов, объединенных общей идеей: войти на предприятие и взять имущество в концессию. Вариант с концессией в администрации города не исключают, но комментируют его очень скудно, поскольку потенциальные инвесторы пока не хотят привлекать к себе внимание. Отметим, Владимир Поляцко не поддержал призывы чиновников сконцентрировать силы на развитие электротранспорта. Он поставил в приоритет привитие челябинцам культуры использования автомобилей более высокого экологического качества - категории «Euro-5»: «Когда мы говорим об электротранспорте, надо задуматься об утилизации батарей, о заболеваемости водителей трамваев по онкологии и посадке иммунитета от электромагнитных излучений. В том, что электротранспорт экологически безопасен — я не согласен в принципе. Сейчас автомобильные двигатели, работающие на водороде с применением системы фильтрации отработавших газов, ничем не уступают электротранспорту».

[title]

Приоритет озеленения и правильная обрезка

В 70-80 годы предполагалось создать из Челябинска город-сад. Но с развитием мегаполиса озеленение стало отодвигаться все дальше и дальше от задач, которые городские и областные власти ставили в приоритет. Естественно, в определенный момент наплевательское отношение к деревьям и варварская вырубка для нужд строительства «аукнулась», и депутаты стали изучать регламенты и законы, которые уже давным-давно устарели и не являются актуальными. Сейчас думцы разрабатывают Лесрегламент, поддерживают инициативы жителей, выступающих против вырубок скверов под строительство, внимательно выслушивают предложения эко-активистов. Как рассказал Юрий Параничев, в рамках муниципальной программы «Оздоровление окружающей среды Челябинска на 2017-2020 годы» будет организована инвентаризация растений, однако речь идет о деревьях и кустарниках, расположенных исключительно в скверах и парках. Он пообещал, что по результатам инвентаризации будет разработан план санитарно-оздоровительных мероприятий в скверах и парках города, где имеется необходимость восстановления утраченных зеленых насаждений.

Тем не менее, прогресс в области озеленения продвигается очень медленного, и огромное количество проблем, связанных с этой областью, пока просто игнорируется.

По словам директора ботанического сада ЧелГУ Веры Меркер, для улучшения экологической обстановки вблизи автомагистралей, необходимо помнить, что уровень снижения загрязнения зависит от структуры «зеленой полосы», высаженной вдоль проезжей части. Двух-четырех рядные зеленые насаждения обладают максимальным процентом снижения загрязненности. В Челябинске же распространено однорядное высаживание.

«Нужно учитывать, что пыле- и газозащитные свойства различных пород деревьев и кустарников не одинаковы, - отметила Меркер. - Лучше всего на себе задерживают пыль растения с шершавой листвой, покрытые ворсинками или с крупными листовыми пластинами. Это разные виды вязов, сиреней. Есть данные о том, что вяз задерживает в шесть раз больше загрязнений, чем тополь, а листья сирени — в три раза больше тополя».

В число наиболее эффективных с экологической точки зрения растений также вошли боярышник, яблоня и смородина – то есть те растения, которые непривычны для Челябинска. Зато в городе обычны высокие ивы и тополя у дорог, хотя ученая утверждает, что растения высотой до 20-30 метров не играют большой роли для очищения воздуха в приземной части. «Газозащитная роль растений во многом зависит от самих древесных пород. Здесь эффективны, кроме перечисленных пород, такие виды как ясень, рябина обыкновенная, тополь белый и клен татарский», - добавила Меркер.

Все меры для восстановления экологии, связанные с озеленением, прописаны в градостроительных документах, утверждает Меркер, но проблема в том, что никто не видит осуществления этих мероприятий. Зато все замечают, как расширяют дороги и ведут застройки.

Другой немаловажный вопрос – состояние существующих деревьев. За растениями, чаще всего, вообще никто не ухаживают, либо ухаживают – но совершенно неправильно. А санитарную обрезку, которую проводят специалисты по указанию мэрии, можно считать варварской. Речь идет о «глубокой омолаживающей обрезке», когда у взрослого дерева вырезают всю крону и оставляют только ствол, который постепенно начинает обрастать одинаковыми побегами-прутами по всей высоте. Для зрелых деревьев — это начало конца, поскольку корневая система такого дерева,  сильно развитая за многие годы для поддержания верхней части растения, попадает в условия жесткого дисбаланса. Корням больше нечего снабжать водой — и они постепенно отмирают, а дерево, чаще всего, гибнет.

Другая проблема состоит в том, что новые ветки, вырастающие из обрезанных деревьев, больше похожих на высокие пни, растут слишком быстро. Древесина не успевает «окаменеть» и остается сырой и тяжелой. Такие ветки не выдерживают ветров и легко ломаются, представляя угрозу для челябинцев и их имущества. Выходит, что ломаются как раз-таки не старые ветки, а неокрепшие новые.

Меркер уверена — проводить обрезку следует правильно, руководствуясь исключительно научными методами и в соответствии биологическими особенностями и возрастом дерева. Взрослые деревья необходимо подрезать бережно, обязательно с сохранением структурных ветвей.

Еще один вопрос — содержание и создание газонов вдоль дорог. «Проблема возникла из-за того, что на Урале содержание газонов выполняется не совсем правильно, - рассказала Меркер. - В условиях высокой сухости климата, внутри континента, газон должен быть опущен, у нас же все газонные участки подняты довольно высоко, по этой причине они еще больше пересыхают. Поддерживать влажность таких территорий на уровне 70-75% довольно сложно». Ученая утверждает, что необходимо правильно организовывать уход за новыми газонами, которые создают около магистралей.

Старые тепловозы

По словам главного инженера Южно-Уральской железной дороги Анатолия Храмцова, в 2015 году доля выбросов от железнодорожного транспорта составила 0,25% от общего количества выбросов: «По нашим данным, на сегодняшний день основным источником загрязнения в Челябинске является использование транспорта на тепловых двигателях. Но таких — менее 4%, все остальное — электровозы. Однако в период реализации программы по модернизации парка была заменена большая часть тепловозов на новые - класса «Euro-4». В дальнейшем замена теплового парка будет продолжаться».

Инженер отметил, что наибольший загрязнительный эффект, как и в случае с автотранспортом, производится при малой скорости и простое: «Но если говорить в целом, мы уменьшили выброс на 66% с 2003 года! Сейчас мы выбрасываем 1,5 тысячи тонн, ранее — 4,5 тысячи. Кроме этого, мы проводим ежемесячные экологические акции более трех лет — например, «Зеленая пятница». Акция проводится в каждую последнюю пятницу месяца. В ее рамках временно отключается освещение, техника и оборудование, не задействованные в технологических процессах. Еще одна акция - «Живи лес», в рамках которой только в прошлом году было высажено более 74 тысяч деревьев».

Анатолий Храмцов отметил, что вклад железнодорожников в загрязнение атмосферного воздуха Челябинска совсем небольшой, с чем не согласился вице-губернатор Олег Климов: «Не надо говорить, что вы мало выбрасываете, полторы тысячи тонн — это немало. Сто предприятий по полторы тысячи - и уже получается 150 тысяч тонн выбросов. Пощады никому не будет, со всех строго спросим».

[title]

Фильтры и газовые датчики для предприятий

Олег Климов напомнил, что в 2017 году по поручению губернатора будет принято квотирование: «Предприятия, перейдя на новые технологии, получат квоты. Период перехода - до 15 лет, я думаю, лет 10 понадобится, чтобы все заработало. Предприятия будут разрабатывать серьёзные программы, каждый год должно что-то снижаться, и через 10 лет они должны выйти на ту норму, которая соответствует квоте. В целом улучшение начнётся с 2018-2019 года».

Таким образом, предприятиям дано время на закупку оборудования, которое позволило бы, не снижая производственных мощностей, соблюдать квоты. Сейчас промышленники должны понять, в каком направлении им двигаться, что закупать или чьи разработки спонсировать.

Например, профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания и электронной системы автомобилей» Александр Возмилов рассказал о перспективах использования однозонного блокового электрофильтра для комплексной очистки воздушных выбросов промышленных предприятий. В верхней части такого фильтра происходит движение воздушного потока, а нижняя часть наполняется жидкостью. В результате вращения электродов, то, что на них оседает, смывается во второй части ванны. «Таким образом, получается непрерывный процесс регенерации, - объяснил ученый. - Кроме этого, жидкость подбирается таким образом, что при контакте вредные газовые примеси в воздухе, если они там имеются, также растворялись в этой жидкости. Образцы можно соединять последовательно. Первая ступенька настраивается на крупные частицы и на один вид газа, вторая — на другой вид и мелкодисперсную часть аэрозоля. В результате мы получаем очистку воздуха от взвесей с высокой эффективностью — до 99% от частиц размером 1 микрометр — и выше».

Возмилов отметил, что основное направление в нашем регионе, которое на Западе  не учитывается, —  процесс очистки режима рециркуляции: «Когда идет производственный процесс, основное внимание и работа ведутся по очистке выбросов, но внутри, на рабочих местах, загрязнение воздушной среды достаточно серьезное. Очистка рециркуляционного воздуха также была апробирована. Она дает значительную экономию энергии, идущей на отопление. Результат очистки рециркуляционного воздуха мокрым электрофильтром: микроорганизмы, сероводород и аммиак. То есть эта ячейка позволяет эффективно очищать и от пыли, и от вредных газовых составляющих».

Исследования эффективности работы опытного образца были апробированы на Челябинском опытно-механическом заводе, где исследовались вопросы очистки воздуха на рабочих местах. «Система представляет собой базовую ячейку, которая рассчитана 2,5 кубических метров в час, - продолжил ученый. - Она комплектуется на любое производство, в частности, мы испытывали систему на 40 тысяч кубических метров в час. Управление в автоматическом режиме: все микрофильтры имеют преимущество - они могут работать в автоматическом режиме, в частности, система регенерации».

Завкафедрой «Экологии и природопользования», декан химического факультета института естественных и точных наук ЮурГУ Вячеслав Авдин рассказал, что занимался сбором материала по борьбе с проблемой образования промышленного смога — как с этим справляются в мире и какие существуют подходы: «Методы очистки воздуха от выбросов разработаны довольно давно, и они довольно успешны. Главное отличие методов, разработанных в 70-80 годах от современных - мониторинг и наличие газоаналитических датчиков, - это система, позволяющая автоматически регулировать воздухоочистные процессы. Существующие же способы очистки довольно эффективны. Около 10 лет назад по приглашению японской стороны (а Япония является лидером среди стран по очистке воздуха) делегация от Челябинской области ездила в город Китакюсю, сопоставимый с Челябинском по размерам и масштабам промышленного производства, и по количеству населения. Но воздух там совсем другой. Все предприятия имеют воздухоочистые сооружения, которые работают на полную мощность, - и никакого загрязнения атмосферного воздуха не происходит».

При этом, по словам ученого, японцы признают, что 20 лет назад ситуация была совершенно иной, сильные загрязнения портили жизнь населению, но исправить это положение помогла система мониторинга, введенная на государственном уровне. «Участвуя в конференциях в Токио, я познакомился с системой очистки и борьбы с загрязнением окружающей среды, которая там существует, - добавил ученый. - Система та же самая: в городе промышленные предприятия окурены датчиками, которые установлены прямо на трубе. Сотрудники предприятия имеют право приближаться к этим датчикам на определенное расстояние, сигналы датчиков подаются непосредственно в систему мониторинга, которая отображает данные в реальном времени и для администрации города, и для населения. Возле каждого предприятия установлен видео-экран, на котором выводится концентрация загрязнений, как среднесуточная, так и текущая. Такая же система моет быть реализована в Челябинске. В настоящее время стоимость газоаналитических датчиков существенно снизилась и эти мероприятия стали не такими уж дорогими. Естественно, если учитывать все мероприятия и говорить в масштабах города, цифра сложится в размере порядка десятка миллионов рублей».

Авдин добавил, что в свое время университет разрабатывал системы мониторинга для целей ресурсоэнергосбережения. Система энергосбережения, разработанная и внедренная на ММК, позволила сэкономить в год несколько сотен миллионов рублей. Ученые также разработали систему мониторинга энергоресурсных потоков, которая также позволяет существенно экономить тепло и энергию. А тепло и энергия в конечном итоге — это и есть расходы и загрязнения.

[title]

Незаконные свалки и проблема утилизации мусора

О Челябинской городской свалке последние несколько лет говорят очень много, но слишком расплывчато для того, чтобы обычный житель Челябинска понял, чего ему ожидать. Пока понятно только одно – тарифы за вывоз ТБО поднимут. Совершенно иная тема для рассуждения – экологическая культура южноуральцев, которая находится на достаточно низком уровне. Безусловно, крупные экологические проблемы создают промышленные предприятия, но банальное нежелание помыть свою машину (не у водохранилища), правильно ее припарковать (не на тротуаре) и убирать за собой мусор становится чуть ли не непосильным трудом для большинства челябинцев. Экологи, говорящие о раздельном сборе мусора, уверены, что на Южном Урале система не приживется ближайшие несколько лет – учить детей экологической культуре нужно с малых лет и, безусловно, на собственном примере.

Крупной проблемой по-прежнему остаются несанкционированные или стихийные свалки, большая часть которых создается не предприятиями, а самими людьми.

«К сожалению, стихийные свалки образуются на территории всех муниципалитетов Челябинской области, - рассказала заместитель природоохранного прокурора региона Наталья Дриманова. - Федеральный закон возлагает обязанность наводить порядок на территории муниципального образования на органы местного самоуправления. Мы, кстати, уже возбуждали дела об административном правонарушении в отношении глав муниципалитетов. Главы пусть будут готовы к тому, что отвечать будут они, потому что они - хозяева. Раз мы на себя эту ношу взвалили, значит, мы отвечаем за все – в том числе за мусор на территории своего хозяйства». Зампрокурора считает санкции, которые накладываются на должностных лиц, достаточно жесткими - от 40 тысяч рублей.

Декан факультета экологии Челябинского государственного университета Сергей Лихачёв добавил, что если муниципальные образования не будут бороться со свалками, то ни прокуратура, ни министерство экологии ничего не смогут сделать: «Муниципалитеты должны заниматься экологической культурой населения. Несмотря на то, что многое делается, и концепция экологического развития есть, муниципальные власти как-то от этого отдаляются».

Резюме

Эксперты согласны с властями и надзорными ведомствами – на раз-два проблему с экологией города не решить. Существует множество проблем и нюансов, которые следует учесть, бюрократических проволочек, проблем с законодательной базой и менталитетом как бизнеса, так и самих граждан. Однако власть не боится давать обещания об улучшении ситуации уже в 2019 году, оговариваясь, что процесс будет идти постепенно, а не так, что через год воздух полностью очистится и Челябинск превратится в тот самый город-сад, каким его видели советские градостроители.

«С 2018 года мы прекратим прием мусора на городскую свалку, а с 2019 — начнется ее рекультивация, в 2019-2020 годах решатся проблемы с Коркинским разрезом, если все пойдет плану, РМК начнет бороться с этими эндогенными пожарами, и все это будет постепенно набираться, продвигаться. Это длинная дорога по ступенькам. Но это не та ступенька, когда мы подпрыгнули – и оказались в чистом городе. Мое ощущение – через 10 лет в городе будет гораздо легче дышать», - резюмировал Климов.  

Комментарии 0
    Новости по теме Борис Дубровский