Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

«Мыльница» для танка

Фото «Мыльница» для танка

Южный Урал не без основания считают местом, где ковался ядерный щит страны. Но еще раньше здесь был создан броневой щит державы, за что Челябинск получил в мире второе имя – Танкоград.

«В истории нашей страны есть события, которые не должны быть подвластны старению, с каждым прожитым годом высвечиваясь все ярче, считает директор музея ЧТЗ Надежда Дида. - Великая Отечественная война и вклад тружеников Танкограда в великую Победу - из их числа».

Этой теме посвящен наш спецпроект «Танкоград – в историях и лицах»


Как простая вещица подсказала уральскому инженеру форму эталонного танка.

На Комсомольской площади в Челябинске на постаменте стоит настоящий танк. Уже несколько поколений выросло, зная и видя его. Выпущен не один комплект открыток о городе, где есть этот монумент.

- Почему здесь был установлен танк? – спросил экскурсовод у группы школьников.

- Недалеко находится ЧТЗ, а в войну наш город называли Танкоградом, - ответил один из подростков.

- А какой марки танк стоит на этом пъедестале?

Этот вопрос никого из ребят не заставил задуматься: конечно, это танк Т-34.

И так думает большинство – взрослые и дети – кто видит этот танк. А ведь правильный ответ: тяжелый танк ИС – Иосиф Сталин. Танк Победы, именно такие машины вели бои на улицах Берлина, именно им по силам было пробиваться в прямом смысле сквозь стены домов, ставших для фашистов крепостью на их последнем рубеже.

[title]

Именно тяжелыми танками прославился Танкоград в первую очередь. Еще меньше знают современные челябинцы имена тех людей, без кого история Танкограда была бы неполной.  Возможно, назовут имена нескольких «генералов» танкового производства – Зальцмана, Котина, Духова…

Среди тех, кто создавал танки и вошел в историю легендарного Танкограда, был и Михаил Балжи.  Всероссийский еженедельник «Военно-промышленный курьер – ВПК» напишет о нем: «Созданные гением конструктора Михаила Балжи  танки старели долго – настолько они были совершенны. Их формы копировали разработчики боевых машин во всем мире».

 Он появился на Урале  за несколько лет до начала  войны. Родился будущий танкостроитель в Екатеринославской губернии в семье грека, переселившегося на Украину.

Став инженером, по разнарядке Наркомата был направлен на Челябинский тракторный завод. На ЧТЗ в это время разворачивалась работа над новым дизельным трактором С-65 (Сталинец-65). Осенью 1935 года Балжи был включен в состав опытно-конструкторской группы. Работа конструкторов завода увенчалась успехом - в мае 1937 года на Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция) трактор С-65 получил "Гран-при".

В эти годы было принято решение о привлечении тракторной промышленности к выпуску военной техники. Михаил Балжи руководил процессом по совершенствованию конструкции тягача С-2 (Сталинец-2) и внедрением его в серийное производство. Был награжден знаком "Передовой конструктор советского машиностроения".

За год до начала войны вышел приказ наркома об организации на ЧТЗ производства тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов), разработанного Ленинградским Кировским заводом. В Челябинске было создано специализированное конструкторское бюро по танкам, заместителем начальника в нем стал Балжи.

Под Новый год 31 декабря 1940 года был собран первый челябинский танк КВ-1.

В конце 1941 года на базе ЧТЗ, объединившем к тому времени восемь эвакуированных предприятий, был создан Танкоград–по сути, гигантский промышленный комплекс.

С  октября 1941 года Михаил Балжи  - старший инженер машины, то есть он вел её от проектирования до постановки на производство. С Балжи связано появление облегченного варианта тяжелого танка КВ-1С. Позднее на базе КВ-1 были разработаны проекты ряда других машин, в том числе при непосредственном участии Михаила Федоровича создавалась артиллерийская самоходная установка СУ-152.

Летом 1943 года Балжи становится заместителем главного конструктора Танкограда. Участвует в разработке проекта и руководит производством нового тяжелого танка - ИС (Иосиф Сталин). Как легенду вспоминают на заводе такой случай. Как-то  внимание Балжи привлекла обычная мыльница. "Вот таким должен быть профиль башни - низкий, слегка приплюснутый, полусферический".

У военных есть поговорка: хорошее оружие устаревает медленно. Американский журнал "Милитари ревю" в 56-м году писал: "Советский тяжелый танк ИС-3 - один из самых мощных современных танков... Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк... "

[title]То есть и через  десять лет после окончания войны ИС-3 считался эталоном тяжелого танка.

Очертания танка ИС-3 оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем - на танках Т-72В и Т-80. Форму корпуса и башни позаимствовали разработчики американского танка М-8, английского "Конкерор" и немецкого "Леопард I".

После окончания войны Михаил Балжи руководил запуском в производство тяжелого танка ИС-4 и артсамохода на его базе.

Весной 1947 года Михаила Фёдоровича Балжи назначили главным конструктором завода. Под его руководством создаются новые машины: сельскохозяйственный трактор С-64, артиллерийский тягач АТ-С, начинаются работы по созданию первого в стране трактора мощностью 140 лошадиных сил, предназначенного для выполнения тяжелых земляных работ.

С 1949 года Балжи по совместительству преподавал в ЧПИ, а в 1952 году ушел туда на постоянную работу, заведовал танковой кафедрой, которая в целях конспирации называлась "Колесно-гусеничные машины" - "КГМ".

В 1965 году создатель тяжелых танков стал доктором технических наук, профессором.

Умер Михаил Фёдорович Балжи 13 сентября 1970 года. Похоронен на Успенском кладбище в Челябинске. На могиле установлен барельеф с его изображением.

Музеем ЧТЗ разработан специальный маршрут по дорогам Танкограда. Вместе с сотрудником музея школьники и взрослые  проходят мимо привычных домов, останавливаются, чтобы узнать, какие люди и события были связаны с этими местами в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники музея стремятся пригласить пройти Маршрутом Танкограда как можно больше школьников. Нередко слышат: что вы с этой милитаристской историей, детям сейчас это не интересно.

Они отвечают: может это и милитаристская история, но – история, давшая Челябинску собственную неповторимую судьбу. И об этом нужно знать. И этим нужно гордиться. А иначе – без истории – может произойти то, что произошло на Украине. Разве не так?

…Группа школьников остановилась перед танком на Комсомольской площади. Что это за танк и почему он здесь?

 

 

[title]

*Партнер проекта  - ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» – крупнейший универсальный банк Южного Урала, основанный в 1990 году.

Одно из главных преимуществ Челиндбанка – территориальная близость к клиенту: филиалы и дополнительные офисы Банка работают почти в трех десятках уральских городов.

По ключевым показателям деятельности Челиндбанк входит в десятку крупнейших кредитно-финансовых учреждений УрФО.По итогам 2017 года он вошел в топ-100 банков РФ по размеру активов, собственного капитала и прибыли.


 ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» занимает 21 место в рейтинге 100 самых надежных российских банков по итогам 2017 года, представленном журналом Forbes.

Из банков Уральского Федерального округа, вошедших в рейтинг, Челиндбанк находится на самой высокой позиции.

Генеральная лицензия Банка России №485

Телефон Контакт-Центра: 8-800-5001-800

Комментарии 0