22 Января 2019 16:51
Комментировать

Память, отлитая в бронзе. Андрей Старцев и его работы

«Цветок памяти»

Многие СМИ рассказали о челябинском скульпторе Андрее Старцеве после того, как стало известно, что обсуждается предложение о том, что в Магнитогорске должен появиться мемориал. Тогда СМИ рассказали о возможном варианте такого мемориала, созданного челябинским скульптором задолго до трагических событий в Магнитогорске.

«Ножом по сердцу прошла трагедия, случившаяся совсем рядом, в Магнитогорске. Незатухающей болью жжёт душу бедствие в Керчи, но и катастрофа в Кемерово не даёт возможности спокойно жить, хотя с момента последней прошёл уже почти год», - написал художник на своей странице в Фейсбуке.

«Когда я узнал о страшном кемеровском пожаре, я буквально заболел, ходил неделю сам не свой, чувствуя, что я должен что-то сделать», - вспоминает Старцев.

Так у Андрея Старцева появилась идея «Цветка Памяти», посвящённая всем погибшим в трагедиях.

Скульптор уверен, что подобная мемориальная композиция нужна не только как дань памяти погибшим жителям города, их родным и близким. Она необходима как напоминание и предостережение о возможных трагедиях. Челябинский скульптор не знает, понравится его скульптура «Цветок Памяти» или нет. По этому поводу он говорит так: «Я сделал то, что просила моя душа, и сделал честно, насколько был способен».

Знак «Цветок памяти» навеян скульптору образом Рождественской звезды. Андрей Старцев считает, что нужно постараться сделать скульптуру наполненной светлой печалью. Главные лепестки цветка стилизованы в подобие язычков пламени поминальной свечи. Птицы символизируют души ушедших. Их столько, сколько погибло людей.

Мемориал должен быть создан таким, чтобы оставаясь памятным, не становиться темным пятном на лице города, считает Андрей Старцев.

У нас есть возможность познакомиться с творчеством челябинского скульптора, его другими работами. Побывать у него в мастерской.

«Детектив» с носорогом

Эта «детективная история» случилась в Челябинске в 2000 году, прямо во время выставки скульптора.

И - среди бела дня. Тогда почти в центре города была украдена одна из самых любимых бронзовых работ Андрея Старцева под названием «Крепыш». Вес пропажи был 15 кг.

Бронзового «Крепыша» могли распилить, переплавить и продать просто как металличес­кий лом. Любой из вариантов был для автора ужасен. Даже для самого автора носорога сделать повтор было делом непростым. Дело в том, что «старцевские скульптуры» делаются особым способом. Этот способ отливки называется с утратой восковой формы. То есть, восковая форма расплавляется и исчезает, а ее «место» занимает уже бронза.

Этот «бронзовый детектив» закончился хорошо. Челябинская милиция нашла носорога через два дня после его кражи, чем и обрадовала автора.

 «Крепыш» из «Механического зоопарка»

Бронзовый «Крепыш» и раньше был для Андрея Старцева чем-то вроде талисмана.

Впрочем, не он один создал уникальный «механический зоопарк», придуманный и изготовленный челябинским бронзовых дел мастером.

Механический зоопарк образуют бегемот, носорог, слон, медведь, другие звери. Кажется, что это роботы, что внутри них есть какой-то механизм, что они вот-вот начнут двигаться. Двигаться не как живые звери, а именно как механизмы, только отлитые в бронзе. Вот почему свой зоопарк сам скульптор называет механическим. И обитатели этого зоопарка, конечно же, существа-символы.

Вообще, бронза – тот материал, которые предполагает крупные обобщения. Так и у челябинского скульптора: животные в мире, ставшем технократическим.

Не случайно символы силы и мощи появились в «опорном крае державы»

Еще одна «звериная» история уральского художника. Уже существуют и отлиты в бронзе: штурмовой аэротавр, носорог прорыва, стальной рысак, штурмовой бронезавр, крылатый единорог, стальной бык. Такая вот боевая зоомеханика появилась в Челябинске.

Это символы силы и мощи. Не случайно когда-то в древнем мире были и боевые слоны, и боевые носороги. А у челябинского скульптора эти образы  возникли в фантазии еще 18 лет назад, когда мир потрясли бомбардировки  Сербии и Югославии. 

Тогда же появился у него еще один образ -   добродушный, но мощный медведь-богатырь, как бы вышедший из русских сказок, но современный по исполнению.

«Мне кажется, в этом медведе удалось синтезировать несколько образов: хозяина тайги, богатыря  и современного технологичного механизма-робота, защитника Отечества», - отмечает скульптор.

Таким образом,  в Челябинске может появиться единственный в мире бронзовый зоопарк механических животных, символизирующих силу и мощь -  оружия и промышленности. Урал, наверное, такого заслуживает.

Не случайно говорят, что Урал -  опорный край державы. Механические бронзовые звери для такого зоопарка уже есть. Дело за теми,  от кого может зависеть решение вопроса. Повод для его рассмотрения более чем серьезный – подготовка к саммиту ШОС.

- А власти региона знают о вашем «зоопарке»? – как-то поинтересовался у скульптора.

- Да. Разослал письма. Но какой-то реакции пока не было, во всяком случае, я об этом не знаю, - ответил скульптор..

Женщины-деревья

Еще один уникальный бронзовый цикл – женщины-деревья. Их получилось около десяти. Небольшой бронзовый сад. Наверное, подобные творения могли бы появиться у кого-то из древнегреческих мастеров, ведь именно в Древней Греции появились и оттуда «добрались» до наших дней кентавры – люди-кони.

Женщины-деревья возникли на Урале, в Челябинске, городе, где с экологией давно не все ладно. Может, потому-то и родились эти женщины именно здесь. Образы получились тем не менее гармоничными: и женщина, и дерево – символы плодородия, продолжения жизни.

Возможно, где-то на земле будет установлен такой памятник: женщина-дерево как символ начала начал, как символ самой жизни. Такой памятник в бронзовой миниатюре уже есть – у челябинского скульптора.  Может, «прорастет» такое дерево и на уральской земле? Ведь появилась, к примеру, «Сфера любви» и нашла свое место в интерьере города и в жизни горожан.

Еще я увидел такую женщину-дерево в качестве статуэтки, вручаемой победителю какого-нибудь российского или международного конкурса экологов. Кому вот только подсказать…

Впрочем, это мои мысли, сам художник об этом не думал, когда создавал свои бронзовые деревья.

Про герб и другие символы

Кстати, Андрей Старцев автор проекта герба Челябинска. А еще – фирменных знаков, со временем ставших брендами, – для Челиндбанка и Челябинвестбанка. Все мы их видим и знаем. Впрочем, это проявление уже другой творческой грани челябинского художника. 

…Мы сидели в его мастерской, пили чай. И я вспомнил, что когда-то в детстве с ребятами нашего двора уже бывал в этом помещении: тогда здесь работал другой скульптор – Виталий Семенович Зайков, автор «Сказа об Урале» на привокзальной площади и соавтор (вместе со Львом Головницким) памятника Ленину на площади Революции.

Такая вот история.