Павел Исаков - один из создателей «азбуки танкистов»
26 Марта 11:00

Павел Исаков - один из создателей «азбуки танкистов»

Истории Танкограда  посвящены десятки книг, тем не менее, «Танкоград в лицах» - еще мало изучен. Даже в Челябинске мало кто из современных горожан назовет хотя бы пять имен, связанных с Танкоградом. Разве что  директора Зальцмана вспомнят…

История Великой Отечественной войны связала воедино Челябинск и Танкоград. Второго города с подобной историей нет на карте Советского Союза и современной России. Танкоград был и остается в памяти ветеранов той самой страшной войны. В ее истории. Цель нашего цикла – напомнить яркие страницы этой истории, судьбы людей, вошедших в ее историю.

«В истории нашей страны есть события, которые не должны быть подвластны старению, с каждым прожитым годом высвечиваясь все ярче, считает директор музея ЧТЗ Надежда Дида. - Великая Отечественная война и вклад тружеников Танкограда в великую Победу - из их числа».

Не случайно, отметив свой день города в сентябре, Челябинск и челябинцы 6 октября стали отмечать День героев Танкограда. За появления такого дня проголосовали депутаты городской Думы. Несколько лет назад  музей ЧТЗ предложил ввести в туристическую жизнь города новый маршрут – по главной улице Танкограда. Давайте с него и начнем наше путешествие в эту славную историю нашего города.

Автор проекта – челябинский журналист Сергей Белковский, обладатель Золотой и Серебряной медалей всероссийского конкурса СМИ «Патриот России» и премии «Золотая лира».

Партнером в нашем путешествии станет известный на Урале банк – Челиндбанк*.

 

Среди тех, о ком долго не вспоминали по понятным причинам, был Павел Исаков. Его теория танков и боевая машина сравнимы по известности с легендарным «калашниковым».

В январе этого года ввести его имя в публичную историю танкостроения и ЧТЗ решили в музее завода, собрав ветеранов предприятия, кто в разные годы работал вместе с Павлом Исаковым. И повод был для этого  весомый – Павлу Павловичу исполнилось бы сто лет.

33 года своей жизни он отдал ЧТЗ, куда приезжал для работы  дважды. В начале войны совсем молодым инженером, затем в начале 50-х.  Под руководством Павла Исакова коллективом СКБ‑2 ЧТЗ были созданы десятки образцов бронетанковой техники — тяжелые танки КВ, ДВ‑1с, танки от ИС‑1 до ИС‑6, Т‑10, БМП и несколько ее модификаций. Все эти машины — серийного производства, многие из них до сих пор стоят на вооружении российской армии.

С начала Великой Отечественной войны молодой питерский инженер принимал участие в создании танков «КВ» и САУ. В 23 года он «разместил» в танке «КВ‑1C» 114 снарядов калибром 85 мм вместо 90 штук штатных. Это давало возможность  танку дольше  вести огонь по противнику.

[title]

В создании всех модификаций тяжелых танков и  САУ, что  выпускались на ЧТЗ в годы войны,  был  вклад  молодого Павла Исакова.

После войны в 1946 году танковое СКБ, руководимое Жозефом Котиным, возвращается в Ленинград. Тогда же вернулся в родной город и Павел Исаков, став заместителем главного конструктора Ленинградского Кировского завода.

А спустя несколько лет, в 1953 году он снова приезжает работать в Челябинск - главным конструктором СКБ. Затем в течение двух десятков лет  под руководством Исакова были созданы и переданы в серийное производство около десяти образцов бронетанковой техники, не имеющих мировых аналогов. В том числе — плавающий танк «ПТ‑76» и боевая машина пехоты «БМП1».

На встрече в музее ЧТЗветераны СКБ-2 отмечали, что хоть имя Исакова многим мало что говорит, зато его детище - БМП встречается практически во всех боевых сводках из «горячих точек» уже несколько последних десятилетий. В этом смысле БМП и его создатель может быть не менее знаменит, чем автомат Калашникова и его создатель.
Ветеран завода, будущий заместитель главного конструктора ГСКБ‑2 ЧТЗ Эрик Яровой рассказал, как вместе с Исаковым участвовал в разработке, испытаниях и производстве первой в мире боевой машины пехоты:

«В 1958 году начинал свой путь на заводе, когда  шла работа над самым тяжелым в мире танком (вес его был 56 тонн). Это был так называемый объект 750. Мощность двигателя составляла тысячу лошадиных сил. На танке была установлена самая большая нарезная пушка калибром 130 миллиметров. Больше никто на танках таких пушек не устанавливал. Но после прихода Хрущева отношение к танковой отрасли меняется, разработку тяжелых танков от челябинского СКБ передают Нижнему Тагилу. У нас же появляется новая тематика: посадить пехоту на колеса. Нужно было создать машину на гусеничном ходу для проходимости в любых условиях — по снегу, по грязи, по косогорам и по болотам. БМП должна быть плавающей, гусеничной, защищенной броней и способной везти экипаж, одно отделение — 11 человек. Стояла задача: создать машину для переброски десанта с одного места на другое с запасом хода не менее 500 — 600 километров.
При этом БМП должна была защитить себя:  была установлена 73-миллиметровая пушка «Гром», стрелявшая кумулятивными снарядами, которые пробивали любой танк. В мире подобных машин еще  не было».

Испытания начались в Чебаркуле, продолжились в Подмосковье, Белоруссии, своим ходом БМП‑1 вернулась в Москву для показа генсеку ЦК Никите Хрущеву. Но к этому моменту генсека сняли, и чудо техники показывали на параде в Москве в 65-м году уже новому генсеку Леониду Брежневу…

[title]

Это сейчас без участия БМП не обходятся действия ни в одной «горячей точке», а тогда появление боевой машины пехоты произвело переворот в стратегии и тактике управления Вооруженными силами СССР.  Вплоть до изменения уставов Вооруженных сил. После демонстрации новой машины на учениях советской армии «Днепр» и «Западная Двина» изготовление БМП, помимо СССР, было налажено в Чехословакии и Польше, входивших тогда в Варшавский договор.

За создание легендарной БМП Павел Исаков был награжден орденом Ленина.  За свою работу по созданию броневого щита страны он стал лауреат Ленинской премии, получил звание Героя Социалистического Труда. Под его руководством было создано десятитомное учебное издание «Теория танков», которое до сих пор является настольной книгой для студентов профильных вузов и слушателей военных академий. Скончался Павел Павлович в 1999 году и похоронен в Санкт-Петербурге, где жил с середины 70-х годов.

А  в  день столетия прославленного конструктора его вспомнили на Южном Урале, где он провел многие годы своей плодотворной деятельности на благо обороноспособности  страны, где вписал свою главу в летопись Танкограда.

 


 

[title]

*Партнер проекта  - ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» – крупнейший универсальный банк Южного Урала, основанный в 1990 году.

Одно из главных преимуществ Челиндбанка – территориальная близость к клиенту: филиалы и дополнительные офисы Банка работают почти в трех десятках уральских городов.

По ключевым показателям деятельности Челиндбанк входит в десятку крупнейших кредитно-финансовых учреждений УрФО.По итогам 2017 года он вошел в топ-100 банков РФ по размеру активов, собственного капитала и прибыли.


 ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» занимает 21 место в рейтинге 100 самых надежных российских банков по итогам 2017 года, представленном журналом Forbes.

Из банков Уральского Федерального округа, вошедших в рейтинг, Челиндбанк находится на самой высокой позиции.

Генеральная лицензия Банка России №485

Телефон Контакт-Центра: 8-800-5001-800

НОВОСТИ ПО СЮЖЕТУ:
Танкоград - в историях и лицах