17 Сентября 2018 17:00
Комментировать

Виталий Волович. С веком наравне

В августе не стало удивительного художника и человека Виталия Воловича.Он дожил до 90 лет и через несколько дней ушел. Ушел, чтобы его вспоминали и чтобы его работами восторгались.

Обнаружил в своем архиве эти письма. Было это  несколько лет назад, думал, что они уже утеряны. При случае, когда буду в Екатеринбурге, надеялся передать их Виталию Михайловичу, про него шла в них речь. Не получилось. Не успел..

История этих писем такова. Когда-то, еще студентомжурфака в Свердловске, готовил статью для «Советской культуры» про книжного графика из Свердловска Виталия  Воловича. Написал письма с просьбой рассказать о нем писателю Виктору Астафьеву, когда-то Виталий Волович иллюстрировал его произведения. И классику книжной графики Дмитрию Бисти. Статья в «Советской культуре» так и не вышла, а письма от двух замечательных людей сохранились. И еще – рукописные ответы на мои вопросы самого Виталия Воловича.

Виктор Астафьев написал письмо на листках из школьной тетрадки. Вот оно.

Дорогой Сергей.

О Воловиче коротко мне и не написать, наверное.

Художник он очень сложный, но это  та сложность, которой не было до Воловича и, наверное, не вдруг как она повторится. Волович – это самобытность, а самобытности удается добиться немногим, особенно в графике. Волович  в рисунках к англичанам и фламандцам мне кажется больше англичанином и фламандцем, чем сами англичане и фламандцы.

Может это всего лишь «фокус», художественный обман, ну и пусть тогда будет «фокус» и «обман», если он меня убеждает в искренности и величии искусства, а главное в своем видении, своем проникновении в первоисточник, то есть в ту    Великую  литературу, которой он дерзнул коснуться, осмыслить ее, как художник, как мыслитель. Причем осмыслить и проникнуть заново, не повторяя никого из тех великанов, что уже соприкасались с шедеврами мировой литературы до него.  Для этого нужен не только талант, особенный, дерзкий талант, но еще и характер, еще и упорство, еще и настойчивость. Много  надо помучиться, передумать, пережить. Переосмыслить, чтобы  пополнить  внутренние  культурные ресурсы  в таком количестве и масштабе, что они обрекают человека на духовное подвижничество и художественное открытие, на муку и радость преодоления не только искусства в искусстве, но и на сотворение своего художественного мира.

И это все Волович преодолел и сделал, незаметно, без  саморекламы  и это для нашего времени тоже  немало, но вполне  естественно для большого художника и труженика.

Виктор Астафьев

Из ответов Виталия Воловича, они сохранились в рукописи у автора этих заметок:

«Художник-иллюстратор работает как бы в двух временных измерениях. Время, в которое происходят события  книги, и время, в котором он сам живет. Видимо, его задача заключается, помимо других,  еще и в том, чтобы приблизить сюжет и идеи к своему времени, выявить и подчеркнуть то, что может волновать читателя сегодня.  Найти для этого адекватную пластическую форму и таким образом включить эти идеи в контекст современной культурной и нравственной жизни.

 Я рассматривал цикл иллюстраций к сагам, как антифашистский цикл. В мире, где насилие,  жестокость и бесчеловечность не являются уделом далекой истории, состояние сопротивления злу и есть состояние борьбы с фашизмом – основой и нравственно-этической  позиции современного художника».

Вот письмо книжного графика ДмитрияБисти:

«О художнике Виталии Воловиче писалось и напишется еще очень много, так как он является в нашем искусстве фигурой не только заметной, но и во многом определяющей его поступательное движение.

Волович бесспорно талантливый и волевой художник, самозабвенно работающий в сложном и трудном мире графики, которая, как ни странно, зачастую предвосхищает многие идеи и пластические поиски современного искусства.

Он обладает достаточно высоким профессиональным мастерством и знанием различных уникальных графических техник, чтобы свободно и артистично воплощать в материале свои пластические замыслы.

Волович – художник скорее не натурного плана, а художник, для которого идея, мысль являются главным в его творчестве. Отсюда и его тяготение к определенным литературным сюжетам, отвечающим его интересам и нравственно-этической позиции.  Надо сказать, что экспрессивный подход к любому явлению, сюжету над которым работает Волович, как мне кажется, является самым главным в его творчестве. И те некоторые шероховатости в его работах,   связанные с его тягой   к стилизации, снимаются вот именно этим качеством его темперамента художника.  И он становится абсолютным творцом, когда его творчество не сковывается стилизаторскими рамками. В этом отношении его сюита посвященная цирку, мне кажется, наиболее достойным примером.

Вообще Виталий Волович представляется мне  умным, добрым, высокообразованным художником / тип, который у нас, к сожалению, не так часто встречающийся/, могущим быть для многих примером. А его нравственный подвиг художника еще будет оценен по достоинству».

Виталий Волович приобрел мировую известность иллюстрациями к произведениям Гете и Шекспира. Еще – к «Слову о полку Игореве». Он был почетным гражданином Екатеринбурга, много лет писал живописные работы Свердловска-Екатеринбурга уходящего. С годами эти его картины будут только еще более ценными.

Если когда-нибудь будет создана энциклопедия «Выдающиеся люди Урала», в ней обязательно будет страница о Виталии Воловиче, уральском художнике, умевшем осмыслить титанов мировой литературы.

НОВОСТИ ПО СЮЖЕТУ:
Урал. Картина маслом