16 Марта 2009 09:35
Комментировать

Главная жертва всемирного кризиса – Челябинский оперный театр

Вместо «У моря» и «Лампочки» – одноактных балетов в постановке художественного руководителя балетной труппы лауреата премии правительства России Константина Уральского зрителям 12 марта был представлен «Золотой век русского императорского балета», созданный в начале сезона художественным руководителем балета Большого театра Юрием Бурлакой.

Сам же Константин Семёнович в этот день предстал перед журналистами главным героем «круглого стола», организатором которого является.

Как стало известно из достоверных источников, Уральский замыслил сделать задушевные и откровенные беседы с представителями СМИ постоянными, дабы не давать поводов для досужих вымыслов и слухов. Похвальная затея, однако вряд ли она сможет компенсировать ожидания и волнения зрителей накануне обещанной премьеры.

Кстати, «У моря» они ждали ещё на фестивале «Татьяна Предеина приглашает…». Балет предназначался приме и должен был стать главным событием последнего фестивального дня. Не стал, праздник обошёлся без него. Благодаря таланту балерины и её гостей зрители не заметили потери.

Но когда оба балета в свой законный премьерный день выбыли из афиши, главным вопросом участников «круглого стола» стало естественное – почему? Их уже не волновал пройденный и широко ими же пропиаренный этап, связанный с балетом Уральского «Гойя» и его правительственной наградой.

Челябинский оперный с некоторых пор числится даже у самых преданных его поклонников (и у журналистов тоже) в « жестоких обманщиках». Переносы, замены и отмены спектаклей здесь в порядке вещей. План выпуска постановок так часто трещит по швам, что приводит в замешательство и зрителей, и артистов. Совсем недавние примеры – скандал вокруг «Демона», срок выпуска которого за два с лишним года переносился раз пять (последним был январь нынешнего года) и под вопросом до сих пор, перенос на десять дней премьеры «Золотого века», исчезновение из мартовского репертуара оперы Глюка «Орфей».

На весну, точнее на май, к 100-летию Дягилевских сезонов, Константином Уральским заявлен балет «Павильон Армиды» Николая Черепнина, на конец сезона его авторский балет «Чехов», на конец следующего года в его же сочинении «Маленький принц». Похоже, их ждёт то же, что и «антикризисные» «У моря» и «Лампочка», которые выплыли вне планов в феврале…

В том, что они не состоялись, конечно же, виноват кризис. На кого же ещё списывать все беды оперного театра. Это из-за него нет денег даже на малозатратные постановки, на канцтовары и рекламную продукцию (всего по десять афиш было отпечатано на ещё докризисный «Золотой век» и фестиваль Татьяны Предеиной).

Из-за него нет средств на стиральный порошок, чтоб почистить взятые в аренду у Екатеринбургского театра костюмы для «Мадам Баттерфляй» (опера была запланирована на июнь, но выпуск обещан в апреле). И, конечно же, в кризисе главная причина той чехарды с выплатой зарплаты, задолженность по которой тянется в оперном с января. Хотя во всех театрах она выдаётся полностью и своевременно. Скандалы (вплоть до жалоб в прокуратуру), вызванные этой чехардой, стали периодическими. В феврале отказ от работы заявили руководству театра артисты балета и оркестр. Недавно заявления о приостановке работы подали в дирекцию ведущие солисты оперы Сергей Гордеев, Фёдор Атаскевич, Денис Закиров, Артём Крутько, так что репетиции оперы «Мадам Баттерфляй» и оперетты «Марицы» прошли в эти дни без ведущих солистов.

Почему же в других театрах Челябинска кризис не вызвал подобных «ЧП» и не нарушил творческих планов? Выходит, не в нём только дело…