Яндекс.Метрика
  • Культура

Игнатий Вандышев. Алое поле в солнечный день

Фото Игнатий Вандышев. Алое поле в солнечный день

Есть особая притягательность в картинах прошлых лет, где к узнаваемым и сегодня местам прибавляются детали, которых теперь уже нет. Они были и их не стало. Они остались в памяти только тех, кто жил тогда, когда писал картину художник.

Это относится и к картине Игнатия Вандышева. На ней – Алое поле в солнечный день. В Челябинске Алое поле было и остается знаковым местом, своеобразной визиткой города.

Здесь в двадцатые годы был установлен памятник Владимиру Ленину, один из первых в советской стране. А с пятидесятых годов в середине «поля» был фонтан с дядькой Черномором. Помню его. Застал в своем детстве. А мама моя после десятого класса устроилась работать в игротеку Дворца пионеров. Летом игротека находилась в помещении как раз памятника Ильичу. Здесь же был и прокат детских автомобилей и велосипедов, поэтому на снимках тех лет можно встретить катающихся ребятишек именно на этом месте.

На картине горожане гуляют и отдыхают, сидя на скамейках. Фонтан работает и, кажется, что шум его сильных струй отдается в памяти.

Таких картин, сделанных в 50-60-е годы прошлого века, увы, не так уж и много. Челябинск был и остается не столь фотогеничным городом, как Москва, Санкт-Петербург или Екатеринбург.  Тем ценнее все те картины, что были тогда написаны и что сохранились. Сейчас эти виды в красках города полувековой давности можно встретить в альбоме «Челябинск глазами художников», выпущенном к 280-летию города.

Задумай сейчас повторить картину этого места современный художник, не увидим в ней фонтана с Черномором. Его не стало, когда здесь была создана аллея пионеров-героев с их барельефами. Видимо посчитали, что сказочному персонажу не место рядом с барельефами настоящих героев. И на месте фонтана появилась клумба.

Еще раз посмотрим на картину Игнатия Вандышева. Начало осени, видимо, воскресный солнечный  день. Деревья только-только покрываются желтым цветом. Десятки людей с детьми. Кажется, что от картины исходит ощущение радости. Ощущение оттепели, которая осталась в памяти того поколения, как время физиков и лириков, песни Окуджавы и Высоцкого, кинофильм «Я шагаю по Москве».

А еще – для нас, челябинцев, такой вот картиной жизни родного города, запечатлевшей, как теперь понятно, гораздо больше, чем просто городской пейзаж того времени.

 

 

Комментарии 0