Яндекс.Метрика

Игнатий Вандышев. «Площадь Революции»

Фото Игнатий Вандышев. «Площадь Революции»

Главная площадь и дом-образец – на картине челябинского художника Вандышева

Автор этой картины словно сидит в автомобиле – впереди видим другое авто того времени. Справа у гостиницы «Южный Урал» остановилась «Победа», и из нее выходят пассажиры. Художник словно внутри машины, теперь уже – машины времени…

Эта картина была написана больше шестидесяти лет назад. Ее интересно рассматривать и заряжаться впечатлениями. Они такие – на ней запечатлены все главные архитектурные «персонажи» главной площади Челябинска и все они на своих местах до сих пор. Кто-то точно сказал: гармония – это когда ничего не хочется и не нужно улучшать, изменять. Площадь Революции в этом плане гармонична и потому она смотрится на картинах художников. 

Отправил репродукцию картины своему дяде в Нижний Новгород, он преподаватель университета, кандидат исторических наук и в прошлом главный редактор крупной газеты, одним словом, человек образованный и эрудированный, чьим мнением всегда дорожил. А в те годы, когда была написана эта картина и, значит, таковым был вид ее в «жизни», мой дядя был мальчиком и жил с родителями в Златоусте. «Это лучшая архитектура, которую я видел до окончания школы», - написал он мне в ответ.

Что, как говорится, и требовалось доказать.

Рассмотрим картину внимательно – дома те же и - там же. Автомобилей на главной улице города ездило в те годы очень мало. Пешеходы переходили, где хотели, где им было удобно. До подземных переходов на площади было еще лет двадцать, и о них никто не подразумевал даже.

Существует мнение, что Челябинск не отличается фотогеничностью и особой привлекательностью для художников. Город действительно не избалован вниманием художников – не Питер и не Екатеринбург… Но в городских пейзажах есть и здесь исключения, и представленная картина Игнатия Вандышева – из числа таковых.

Площадь Революции. Главная площадь. Самый центр города. Впрочем, главным центром это место стало не сразу. Город рос вдоль реки Миасс, боясь удалиться от нее, и главным местом когда-то было то, что напротив сегодняшней картинной галереи – в сквере перед оперным.

А в конце тридцатых появится «дом на площади», определив все дальнейшее развитие центрального архитектурного ансамбля. Появится и сделает это захолустно-провинциальное место центром города.

«С этого дома на площади Революции начинается новый, современный, уже не провинциальный Челябинск, — читаем в книге «Что посмотреть в Челябинске». И еще: «С этого дома начинается новый Челябинск потому, что, в первые годы казавшийся гигантом, он задал городу новую меру, «поднял» его не на одну, а, пожалуй, сразу на две-три ступени выше. Поставив этот дом, город  заявил о намерении расти, предсказал свое будущее. Все, что будет построено после, должно было иметь в виду дом-образец, начало начал».

Точнее не скажешь.

А образец сработал, поэтому Челябинск имеет главную площадь, которую вряд ли кто-то назовет провинциальной.

А о том, что она была такой с самого своего рождения, говорит картина. Написана она была  в середине 50-х годов челябинским художником Игнатием Вандышевым.

Комментарии 0