23 Апреля 15:20

«Иконы» современного дизайна в Челябинском музее искусств

Произведения «отца художественной афиши» Жюля Шере, представителей стиля Ар нуво Анри де Тулуз-Лорека, Эжена Грассе и Альфонса Мухи, карикатуристов Адольфа Вийетта, Гюстава Жоссо и Леонетто Каппьелло в столице Южного Урала экспонируются благодаря договоренности с Московским музеем изобразительных искусств, в собрании которого хранится коллекция.
Афиша – часть рекламно-информационного пространства, работы лучших французских художников, графиков, родоначальников иллюстрированной рекламы позволяют задуматься об эстетике современной рекламы.
Как рассказала агентству «Урал-пресс-информ» старший научный сотрудник Московского государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Никифорова, в российской столице подобная выставка проходила, там было представлено 160 работ, в Челябинске, в силу ограниченности пространства залов музея, экспонируется лишь малая часть – всего 43 «иконы» современного дизайна.
Именно в Париже в 90-е годы 19-го века складывались основные принципы и приемы, определившие развитие рекламного искусства на целое столетие.
Французская художественная афиша расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в огромные выставочные залы.
Однако никто не предполагал, что афиши когда-нибудь попадут в настоящие галереи, потому для печати использовалась бумага самого низшего качества. На неделю, а именно столько «жили» афиши на улицах, этого вполне хватало.
Настоящими долгожителями их делают хранители, создавая особые условия освещения, температурный режим. Несмотря на трепетное отношение, некоторые плакаты и афиши приходится собирать по кусочкам, разрушительное действие оказывают время и большая кислотность. Реставрационные работы проводила сотрудница московского музея Надежда Кнорре.
Выставка в Челябинске проходила с участием дуэта «Маэстро аккордеон». Посетители под музыку в исполнении Ольги Парфентьевой и Елены Омельницкой знакомились с литографическими листами художников, которые донесли имена исполнителей шансона и танцовщиц, сделавших известными программы марсельского мьюзик-холла «Альказар», парижских «Фоли-Бержер» и «Олимпии», славившихся комическими операми и опереттами. В композициях, рекламирующих модные заведения запетлечаны известные места паломничества – «Мулен Руж», «Казино де Пари», «Ша Нуар», «Амбассадер». Рекламные плакаты рассказывают о достоинствах тормозных колодок и шин компании «Мишлен», превосходстве французских продуктов и парфюмерии.
Некоторые афиши украшены штампами, свидетельствующих о том, что они действительно когда-то висели на улицах Франции.
В Челябинске экспозиция продлится до 24 июня.
Фото Ирины Пономаревой