20 Сентября 2007 14:00

В челябинской библиотеке открылась выставка в честь Богородицы

На экспозиции представлены книги, нотные издания (вокальные и инструментальные), статьи из периодической печати, аудиозаписи, которые представляют образ девы Марии, образ Богоматери в музыке, в изобразительном искусстве.
«Аве Мария» – это приветствие архангела Гавриила, который явился к деве Марии, как посланник Бога, с благой вестью – именно она избрана стать матерью Спасителя. Появление первых музыкальных произведений «Аvе Маriа» можно отнести к началу 16-го века.
Тогда это был первый гимн, написанный на текст одноименной молитвы (канонизирован на Тридентском соборе в 1545-63 годах). Среди первых образцов – произведения Якоба Аркадельта, Джованни Палестрины, Орландо Лассо и других.
Ранние «Аvе Маriа» были полифоничны, исполнялись без музыкального сопровождения в дни праздников, посвященных деве Марии. Из текста молитвы обычно использовалась лишь его на¬чальная фраза.
На протяжении веков образ девы Марии вдохновлял многих композиторов на создание возвышенных, глубоких и проникновенных сочинений, наполненных светом радости и печали.
В 19-м – 20-м веках произведения с этим названием уже утратили свое первоначаль¬ное культовое значение. Это главным образом светские композиции, в которых используется свободный поэтический текст, обращенный к деве Марии.
Известны и популярны произведения «Аве Мария» Франца Шуберта, Луиджи Керубини, Иоганна Себастьяна Баха, Шарля Гуно и других.
Не только старинные композиторы, композиторы-классики, но и современные авторы также находят вдохновение в этом вечно прекрасном образе. Среди них Игорь Стравинский, Александр Гольденвейзер, Олег Янченко, челябинский композитор Лариса Долганова.
Приветственный гимн «Ave Maria» стал олицетворением возвышенной женской красоты, символом человеческих переживаний, обобщенным выражением высоких нравственных идеалов, отражением готовности к самопожертвованию.
Выставка будет действовать до середины октября.