28 Июня 2018 16:28
Комментировать

В международных «Голосах истории» голос Челябинского НХТ удостоен высшей награды

Новый художественный театр Челябинска за спектакль «К тебе, Земля обетованная» удостоен высшей награды XIV Международного театрального фестиваля «Голоса истории», который  вчера, 27 июня, завершился в Вологде.

Спектакль, поставленный главным режиссёром НХТ Евгением Гельфондом, получил диплом лауреата в номинации "Спектакли в традиционных театральных помещениях, отображающие исторические события и исторических персонажей". Наряду с НХТ высший приз фестиваля в той же номинации получил театр «Мастерская Григория Козлова» из Санкт-Петербурга. Главным призом за спектакль «Макбет» под открытым небом отмечен  Пермский театр «У Моста» (художественный руководитель театра, постановщик спектакля Сергей Федотов). Кроме того, Новый художественный театр, его ведущие актёры Александр Майер и Ксения Бойко, исполнители главных ролей в спектакле-лауреате  «К тебе, Земля обетованная»  стали обладателями специального диплома фестиваля в номинации «За сценический дуэт».

Такое высокое признание работы Челябинского театра представительным  жюри стало  достойным завершением предъюбилейного  сезона и одновременно  дорогим подарком предстоящему 25-летию НХТ.

Вот лишь некоторые выдержки из обсуждения спектакля во время фестиваля, предоставленные агентству «Урал-пресс-информ»  заведующей литературной частью НХТ Майей Брандесовой –Давыдовой.

Елена Покорская, эксперт Российской Национальной театральной

премии «Золотая маска» (Москва): «Это редко, когда спектакль остаётся с

тобой после того, как он закончился и заставляет думать о вещах

неожиданных и сложных… Нам объяснили, что фестиваль «Голоса истории»

предполагает историческую тему в спектаклях, понимаемую в широком

смысле. Мне подумалось, что именно такого рода спектакли, как спектакль Челябинского театра, точнее всего отвечают назначению этого фестиваля, хотя формально имеется в виду совершенно другое: костюмы и т.д. А если мы говорим о том, что собственно приносит нам опыт нашего прошлого, что и является «голосами истории», то это необязательно голоса великих фигур,

а это негромкие голоса людей, которых, может быть, и не останется на страницах исторической печати. Но это есть тот опыт: человеческий, исторический, нравственный, который мы, собственно, и должны из истории выносить… Спектакль «К тебе, Земля обетованная» говорит о корнях, о вере, о поиске надежды, о том, о чём мы не думаем каждый день, но что составляет основу нашей жизни. Графический образ белого чемодана становится структурирующей темой спектакля: вечные изгнанники, но чемоданы не истёртые, а белые – цвет надежды. Многоголосие хора – это тоже не только музыкальная составляющая, дающая ритм, движение, но и абсолютно смыслообразующая тема. Очень легко, чисто, музыкально и очень богато смыслом то, что вначале отдельные человеческие судьбы и драмы, (их актёры играют  прекрасно, каждый по-своему, такими тонкими мазками), постепенно сливаются в хор. Разные человеческие судьбы – разные голоса истории. Это замечательная драгоценная вещь!»

Татьяна Ткач, театральный критик, автор таких изданий, как

«Театральные ведомости», «Театральный Петербург», «Театральная

жизнь», «Театрал», «Петербургский театральный журнал» (Санкт-

Петербург:

«Всё начинается с фактов, на которых нет никакого педалирования – просто констатация житейских трудностей. Это великое качество – данность

жизненных испытаний… Дело ведь не в стоматологическом кресле, которое

нужно вернуть, а дело в дыме Освенцима. Театр об этом говорит, но на

этом не спекулирует. Речь не об одной еврейской нации (есть ведь и цыгане,

и русские, те же немцы, пострадавшие именно потому, что они немцы и т.д.) Я всегда боюсь спекуляций, потому что это самый лёгкий способ достучаться

до зрителя – вызвать жалость, и я боялась, что это будет в спектакле.

Какое счастье, что здесь этого не было, а речь шла о человеке, о поиске веры,

неверии в моменте рассуждения о бытовой жизни, как будто в лёгком

разговоре «шерочки с машерочкой». Это восторг, потому что я полюбила

людей без умиления, был тонкий юмор, я толкала соседку и говорила про

актёра, сидящего и молчащего на сцене, «смотрите, как он смотрит!». Он ведь не изображает, что «смотрит», а следит совершенно реально за

происходящим процессом. Попробуй так помолчать на сцене! Здесь это не

просто удаётся, а становится содержательным фактом…»