11 Сентября 2007 16:12

Челябинской детской железной дороге - 58 лет

Инициаторами строительства челябинской Детской железной дороги выступили комсомольцы железнодорожной школы номер два. Пятого мая 1940 года исполнительный комитет Челябинского областного Совета депутатов трудящихся своим решением утвердил комитет содействия строительству Детской железной дороги. Строить детскую дорогу решили в Шершневской лесопарковой зоне. Начальником строительства был утвержден Александр Иванович Козырев, который затем стал первым начальником Челябинской детской железной дороги.
В первый день, 12 мая 1940 года, на земляные работы по расчистке территории для строительства дороги вышли около шести тысяч комсомольцев и школьников старших классов. Вся трасса была разбита на отдельные участки, которые закрепили за районами и крупными предприятиями города. Однако земляные работы в летний период 1940 года не были закончены, а в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, были прекращены.
К строительству Челябинской детской железной дороги вернулись в 1947 году. Ее торжественное открытие состоялось 31 июля 1949 года. Тогда семисотметровый участок пути заканчивался разъездом №1, а на станции имени Павлика Морозова было возведено небольшое станционное здание. Во главе состава из четырех деревянных пассажирских вагонов открытого типа шел паровоз 159-626.
К августу 1953 года дорога была реконструирована. Ее протяженность увеличилась до двух километров. В конце 1961 года была построена станция «Пионерская», и дорога протянулась до четырех километров.
Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в службе по связям с общественностью ЮУЖД, в 1997 году совместным решением администрации области, города и Управления Южно-Уральской железной дороги было принято решение о реконструкции Челябинской детской железной дороги. 31 июля 1998 года было открыто движение поездов на всем протяжении Детской железной дороги.
В настоящее время протяженность детской железной дороги составляет пять километров. В распоряжении малой магистрали - межстанционная и диспетчерская связь. Движение поездов осуществляется тремя тепловозами серии ТУ-2. Пассажиров перевозят девять красивых цельнометаллических вагонов. Станция имени Павлика Морозова является центральной, здесь расположена база для локомотивов и вагонов, а также административное здание.
Все работы по обслуживанию и эксплуатации детской железной дороги проводят юные железнодорожники. Они выполняют обязанности проводников, операторов, осмотрщиков вагонов, машинистов тепловоза, дежурного по станции. Деятельностью детской магистрали руководит Совет дороги - орган самоуправления, состоящий из 20 активистов, которые организуют работу смен, следят за дисциплиной, подводят итоги соревнования между сменами.
За годы своего существования малая дорога перевезла более пяти миллионов пассажиров.