Страницы истории
17 Января 2019 12:17
Комментировать

Как челябинские трактора «бороздили» ледяные просторы Антарктиды

Еще в 50-е годы ЧТЗ выпустило первую партию специально подготовленных машин для Антарктики. Тогда на ледяном континенте работали советские полярники и им нужны были надежные помощники.

Так сложилось в советском тракторостроении, что «морозостойкую» технику делал только челябинский тракторный завод.

Это было проверено еще в тридцатые годы, когда челябинские трактора успешно преодолели так называемый «снежный поход».

«Снежный поход» - одна из героических страниц в истории нашей страны. Тогда колонна челябинских машин за 16 дней прошла 1700 километров через таежные районы и горные перевалы. Стояла трудная задача -  доставить в Якутск жизненно важные грузы с каравана судов, которые остановились, скованные льдом, на реке Лене.

Караван тракторов шел днем и ночью, при температуре ниже 50 градусов.

В экспедиции приняли участие командированные с ЧТЗ молодые добровольцы - механики Иван Дудко и Иван Складчиков, а также инженер Василий Козлов, ставший техническим руководителем похода. Подобранный им состав смазки и керосин, залитый в радиаторы, позволили сохранить работоспособность тракторов, не разморозить двигатели.

В Якутск колонна доставила 115 тонн груза - муку, консервы, сахар и другие необходимые продукты, а также горючее и оборудование для электростанции.

Этот поход дал опыт, который пригодится при изготовлении техники для работы на южном ледяном полюсе в Антарктиде.

В музее ЧТЗ мне предоставили уникальные фотографии, сделанные больше полувека назад. Их качество сильно «проигрывает» любому снимку, сделанному современной цифровой камерой. Мы должны быть благодарны, что эти кадры, пленки с ними сохранились и дают возможность увидеть, как это было. Там – за тысячи километров от Южного Урала – на самом юге планеты, где раньше не ступала нога человека. В Антарктиде.

В 1955 году туда отправилось несколько тракторов с ЧТЗ. Вскоре с «полюса» от полярников в Челябинск пришла телеграмма. В ней они просили сделать три вещи для новых «морозостойких» тракторов. А именно – увеличить мощность двигателя. Утеплить кабину. И еще – сделать более широкими гусеницы. На одном из снимков, он есть и в сегодняшней экспозиции, в музее ЧТЗ видно, как трактор «завалился» на бок. Структура льда в Антарктиде была иной, чем на Урале и в России. И техника проваливалась, для устойчивости ее и требовалось сделать гусеницы более широкими.

Так появился трактор С-100А. Буква «а» означала – Антарктида.

Двигатель челябинской техники работал даже при температуре минус 70 градусов. Мощность двигателя сохранялась благодаря установке устройства для подогрева воздуха в двигателе.

Трактора для Антарктики красились в яркий красный цвет. А еще на их дверях был нанесен рисунок пингвина, в те годы мало кому знакомого существа с самого юга планеты.

Вспомнить об этом «морозном» опыте ЧТЗ стоит в преддверии 200-летия открытия Антарктиды, которое будет отмечаться миром в следующем году.

В 1820 году русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева подарила миру шестой материк.

В преддверии двухсотлетия этого события команда российских кинематографистов и путешественников отправилась в Антарктиду, чтобы создать документальный фильм о ярких страницах её истории. За 50 дней они должны пройти 7000 км на отечественных вездеходах «Емеля» без дозаправок и пополнения запасов в пути.

Как видим, более полувека назад свою яркую «страницу» в историю освоения Антарктиды «вписали» и челябинские тракторостроители. Не забывать бы об этом нам, их землякам.

А в Якутске поставили памятник трактору С-60. Трактор «Сталинец-60» был найден на острове Еловский Олекминского района республики и затем доставлен в Якутск - с целью увековечивания памяти об уникальных советских машинах. Якутяне посчитали своим долгом сделать это, чтобы сегодняшнее поколение знало, что благодаря технике ЧТЗ, на которой в довоенное время доставили в республику продукты и горючее, сотни людей были спасены от голода и холода. Так решили увековечить память о «Снежном походе» 1936 года.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ