5 Декабря 13:35

Новые налоги на экологически грязные машины очистят атмосферу или набьют кошельки чиновников?

По мнению начальника Управления экологии и природопользования при администрации Челябинска Владимира Знамеровского, двигатель вообще трудно определить как экологически чистый или грязный. Есть допустимые нормы для выхлопа – это разрешенные две единицы углекислого газа и 700 единиц углеводорода. Если при государственном техосмотре автомобиль с выхлопом превышающем эти показатели "получает добро" на дальнейшую эксплуатацию, то, конечно, он может ездить по дорогам и считаться экологически грязным. Но это само по себе абсурд. Такая машина теоретически не может пройти техосмотр.
Скорее всего, правительство пытается подвести автомобили к стандарту Евро-2 для того, чтобы страну впустили в ВТО. Но и здесь не все так просто. На западе машины оснащены нейтрализаторами вредных веществ, которые и помогают поддерживать определенный уровень чистоты отработавших газов. В Свердловской области даже налажено производство таких нейтрализаторов, они изготовлены из керамики и специальных сплавов, которые поглощают ядовитые газы. Но продукция эта не востребована, так как не было "обязаловки" "сверху" по ее внедрению. Но и начинать надо не с этого конца. Прежде всего, необходимо добиться чистоты продаваемого в России топлива, так как при том бензине, который подается на автозаправках, нейтрализаторы будут работать в усиленном режиме и поэтому быстро выходить из строя. А стоит одно такое устройство 20 тысяч рублей. Представьте себе, говорит Владимир Знамеровский, чтобы пожилой человек с пенсией в три тысячи рублей, который ездит на своей "копейке" только летом в огород, каждые два года приобретал это устройство на свою машину. В общем, пока государство не усилит контроль за качеством топлитоплива, не видать отечественным машинам уровня Евро-2.
В той же пресловутой Америке автовладельцу "экологически грязной машины" выносится предупреждение, а потом он лишается прав. У нас же до этого пока далеко.
А между тем экологическая обстановка ухудшается с каждым годом. К примеру, в Челябинске выбросы от тяжелой промышленности составляют 150 тысяч тонн. В городе зарегистрировано 264 тысячи автомобилей, которые загрязняют воздух примерно столько же, сколько и заводы. В Москве ситуация еще хуже, там от общих выбросов в атмосферу на автомобили приходится 83 процента всех вредных веществ.
При этом в России методика определения экологического вреда от автотранспортного потока до сих пор не разработана. Владимир Знамеровский обращался даже на кафедру двигателей внутреннего сгорания автотракторного факультета Южно-Уральского университета с просьбой к ученым мужам разработать подобную технологию, но там за это браться отказались. Поэтому выше озвученные цифры по выбросам вредных веществ автотранспорта можно считать приблизительными. Эти данные специалисты Управления экологии и природопользования Челябинска получают на самых оживленных участках, перекрестках и проспектах города, определяя общий уровень загрязнения атмосферы. Но в воздухе витают не только яды автомобильных выхлопов, а также и вредные элементы выбросов близлежащих заводов.
Главный специалист Управления экологии и природопользования успокаивает, что вредные вещества, перемещаясь в воздухе от дорог к жилым домам, рассеиваются в атмосфере и во дворах ядовитый воздух достигает безопасной для человека нормы. Правда, это наблюдается не во всех кварталах, но в большинстве.
Вывод напрашивается сам собой, бороться за экологически чистые автомобили надо не бесконечными налогами, а улучшением качества топлива на внутреннем рынке и совершенствованием экологических характеристик машин отечественной автомобильной промышленности. Для этого, разумеется, нужны средства и тут Знамеровский добавляет саксакраментальную фразу: "Экология и бедность всегда шагают рядом" – это сказал не я, говорит, а в международном комитете экологической безопасности.