Сделано на Южном Урале
20 Июля 2018 11:17
Комментировать

Памятник легендарному челябинскому трактору «Сталинец-60» установлен в Якутске

Памятник легендарному челябинскому трактору «Сталинец - 60» установлен в Якутске. Благодаря ему в довоенное время в город доставили продукты и горючее.

Памятник легендарному трактору «Сталинец - 60» Челябинского тракторного завода установлен в Якутске.

Трактор был найден в прошлом году на острове Еловский Олекминского района. Разумеется, техника была в негодном состоянии, но работники ЖКХ решили увековечить память уникальным советским машинам. Старое оборудование было полностью отреставрировано и покрашено.

На нем в довоенное время доставили продукты и горюче. А также помогали населению в послевоенное время на сельхозполях. Сотни людей были спасены от холода и голода.

В 1936 году труднейший экзамен выдержали тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте четыре тысячи метров в Туркестанском военном округе.

За несколько месяцев до этого караван судов двигался по Северному морскому пути с жизненно важным грузом для таежного региона. Однако погода подготовила неприятный сюрприз: реку Лену сковал коварный лед, и караван оказался заперт во льдах. Множество поселков могли остаться без хлеба, муки, консервов и сахара. Необходимо было спасти ценнейший груз. Но как до него добраться? Дорог нет, мороз трескучий, столбик термометра в тех краях опускался до минус 50 градусов.

Помощь пришла из Челябинска, куда пришла телеграмма: «Сверхсрочно. Правительственная. Директору Челябинского тракторного завода. Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается в технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях — 2000 километров. Молнируйте решение».

Была организована расширенная эвакуационная группа из рабочих и комсомольцев. Всем вместе предстояло пройти несколько тысяч километров на тракторах, развитие которых немногим позже сделало «Сталинец» лучшей машиной этого класса.

3 марта 1936 года экспедиция финишировала в Якутске. Сюда колонна тракторов доставила 115 тонн груза - муку, сахар, промтовары, горючее, локомобиль и оборудование для электростанции. Путь в 1700 километров ее участники прошли за 16 ходовых дней.