Яндекс.Метрика
  • Общество

Прощай, Маэстро! Памяти Игоря Бурко

Фото Прощай, Маэстро! Памяти Игоря Бурко

Игорь Владимирович родился в 21 декабря 1944 года в Челябинске. Рос в музыкальной семье. В детские годы занимался танцами в хореографической студии Дворца культуры ЧТЗ. Первая труба (а точнее, горн) попала мальчику в руки благодаря пионерскому лагерю. Судьба преподносила удачные совпадения и дальше: духовой оркестр существовал при школе № 52, где учился Бурко. Преподаватель Виктор Зиновьевич Коробейников учил его нотной грамоте и уже тогда говорил, что у юного трубача хороший звук.

Неизгладимое впечатление на Бурко произвели записи Луи Армстронга и Эдди Рознера. И именно со шлягером рознеровского репертуара – песней «Вишнёвый сад» (так в СССР называли мамбо-пьесу Луи Гульельми «Cherry Pink and Apple Blossom White») состоялся  дебют 13-летнего Игоря на сцене. Тогда, в 1957-м, Бурко – участника концертной программы в честь открытия Дворца культуры Челябинского металлургического завода с «Вишнёвым садом» вызывали на бис четыре (!) раза.

После триумфа – неудача: 14-летнего студента решили отчислить из Челябинского музыкального училища. Причины казались вполне весомыми: юноша несанкционированно подрабатывал в оркестре кинотеатра им. Пушкина, а главное, играл джаз. Через год Бурко – солист оркестра Дворца культуры ЧТЗ под руководством Семёна Вайнштейна, который привил начинающему трубачу чувство свинга и, главное, заразил его страстью к музыке в стиле «диксиленд».

Только получив паспорт в 16-ть, Игорь Бурко уже числился артистом Кустанайской филармонии. «С тех пор я всё время на гастролях», – не без гордости говорил джазмен. Одна cоюзная республика сменилась другой, вскоре Бурко солировал в Государственном оркестре Узбекистана под управлением Батыра Закирова. Служба в армии у Игоря тоже прошла под музыку: играл в Образцовом оркестре почётного караула в Волгограде.

В 1969 году при Челябинской филармонии Игорь Бурко создал эстрадный инструментальный ансамбль «Южный Урал». На базе этого коллектива ему удалось реализовать давнюю мечту – собрать собственный диксиленд. Джазмен вспоминал: «Как может джаз звучать в филармонии? – говорили мне. – О самостоятельном джазовом коллективе и речи не может быть!» Тогда я придумал такой ход: собрал эстрадный ансамбль «Южный Урал». В этом составе из восьми музыкантов и был «спрятан» диксиленд. В рамках большой концертной программы «Южного Урала» мы играли джаз».

Обкатав концертную программу на Южном Урале, его музыкальный тёзка отправился на свои первые большие гастроли на Дальний Восток. Интересно, мог ли тогда Игорь представить, что его гастрольная трасса со временем приобретёт эпический размах: длину более чем в полвека, тысячи километров, тысячи концертов?.. Сейчас, пожалуй, не найдётся города в стране, где бы не выступал «Уральский диксиленд».

Первый значительный успех пришёл к оркестру в 1972 году, когда на II Всероссийском конкурсе артистов эстрады в Москве коллектив наградили званием дипломанта и отметили как лучший аккомпанирующий ансамбль. Солировал в нём певец из филармонии Виктор Мамонов. Алгоритм концертов многие годы выстраивался просто: первое отделение полностью отдавалось эстраде, а второе – джазу, который играл «Уральский диксиленд». Право выступать с самостоятельными концертами джазовый состав Бурко добился только в конце 1970-х, после того, как в 1978 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля джазовой музыки в Тбилиси, а в 1979-м – дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Ленинграде. По итогам этого конкурса Игоря Бурко признали лучшим инструменталистом.

«Уральский диксиленд» – первый джаз-ансамбль, который стал представлять Челябинск на столичном и международном уровнях. В 1980-е он регулярно выступает в Москве, выезжает в зарубежные гастроли в Монголию, ГДР, Чехословакию. «Вслед за блестящими успехами «Ленинградского диксиленда»… ещё один джазовый ансамбль из Советского Союза – «Уральский диксиленд» из Челябинска – был признан любимцем публики на XVI Международном фестивале диксиленда в Дрездене», – писал об их концертах журнал «ГДР» .

В 1987 году фирма «Мелодия» выпустила их первый долгоиграющий диск «Вернись домой, Билл-Бэйли», программный для творческой концепции коллектива. На нём записаны произведения титанов раннего джаза – Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Джозефа «Кинга» Оливера, Ника Ла Рокки и др.

Тогда «Диксиленд» стал таким же феноменом, что и коллеги по эстрадному цеху – ансамбль «Ариэль». Будучи челябинцами по прописке, выезжая на гастроли из родного города, музыканты в полной мере чувствовали всесоюзную славу, вместе с «Ариэлем» и хоккейной командой «Трактор» они постепенно превратились в «культурные бренды» Южного Урала. Чередой следовали престижные фестивали, звёздные концерты в Москве, Баку, Ленинграде, ГДР, Чехословакии, Югославии, ФРГ. Переломным стал 1989 год, когда коллектив получил продолжительный ангажемент в Нидерландах. На протяжении одиннадцати лет он фактически обосновался в Европе, много выступал в Нидерландах, Бельгии, Швеции, Германии, Великобритании Англии, Франции, Ирландии, участвовал в знаменитых джазовых фестивалях «North Sea Jazz Festival», «Brecon Jazz Festival», записали серию компакт-дисков.

В 1997-м на «Уральский диксиленд» обратил внимание известный британский джазовый трубач и певец Нэт Гонелла. В одном из джазовых клубов Лондона ему предложили спеть под аккомпанемент оркестра из России.

– Нат, что будешь петь? – спросил Бурко при знакомстве.

– You are playing I am singer , – спокойноответилмэтр.

Плодом их творческого союза стала совместная пластинка «Oh Mo'nah» (1997).

В 1999 году «Уральский диксиленд» вернулся на родину. Администрация Челябинска присвоила оркестру муниципальный статус. И теперь ни одно мероприятие городского масштаба не обходилось без его участия. Бурко и его соратники старались окупить сторицей внимание земляков. В 2000 году им был основан Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!». Насытить афиши звонкими именами звёзд помогли многолетние творческие связи «Диксиленда» и лично Игоря Владимировича. Освоив самые большие концертные залы, вылившись на уличные подмостки, ежегодно по сей день фестиваль заражает острым ритмом тысячи людей, знакомит челябинцев с мастерами современного джаза России, Европы, Америки.

Новый век одарил Игоря Бурко званиями: в 2002 году он получил звание заслуженного артиста России, а в год своего 65-летия, в 2009-м, стал народным, пополнив не такой уж и объёмный список народных артистов среди джазменов. В 2004 году мэрия увековечила Игоря Бурко бронзовым барельефом на улице Кирова. Его оркестр – желанный гость на многих российских фестивалях, в Белоруссии, Казахстане, Израиле, Германии. Это «российские звёзды мирового джаза»! Таким эпитетом наградил коллег Анатолий Кролл, пригласив коллектив на свой одноимённый фестиваль в Москву.

Ныне «Уральский диксиленд» много гастролирует, ежегодно выпускает премьеры. В числе последних программ, в подготовке которых принял деятельное участие Игорь Бурко, концерты «Весёлые ребята» и «Поэзия джаза». С большим успехом они идут на сцене Челябинской филармонии.

– Игорь Владимирович, почему полвека вы играете только диксиленд? – спросила я однажды.

– Да люблю я его! И до конца не изменю этому стилю. Это самое понятное направление для любой публики!..

За это рыцарское отношение к избранной джазовой миссии мы вас и любили, наш лидер, духовный отец, основатель «Уральского диксиленда». Светлая вам память.

Прощание с народным артистом России Игорем Бурко состоится 6 марта c 11 до 12 00 в траурном зале Крематория по адресу ул. Радонежская, 1. Отправление автобусов до траурного зала Крематория ¬– с площади Ярославского, 1 в 10-00.

Комментарии 0
    Новости по теме «Какой удивительный мир джаза!».