Яндекс.Метрика
  • Общество

В знаменитые нью-йоркские небоскребы ракеты могли попасть еще в годы Второй мировой войны

Фото В знаменитые нью-йоркские небоскребы ракеты могли попасть еще в годы Второй мировой войны
Сергей Белковский

Сегодня, 20 декабря, сотрудники органов национальной и государственной безопасности отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1917 году  была создана ВЧК - Всероссийская Чрезвычайная комиссия, первым председателем которой стал Феликс Дзержинский. Как бы не называлась эта организация впоследствии – КГБ, ФСБ, она всегда стояла на охране национальной безопасности страны.

В настоящее время этот день является праздничным и для всех сотрудников внешней разведки, ФСБ, Федеральной службы охраны, а также для специалистов, которые работают при Главном управлении специальных программ президента. Во времена СССР все вышеуказанные службы были в составе Комитета.

Об одном из ветеранов внешней разведки наш сегодняшний рассказ.

Сначала об этом снимке. Этот снимок уникальный. И не только потому, что были сделаны всего  один или два кадра – в спешке, во время ответственного события – открытия музейной экспозиции о разведке, единственной в своем роде в стране. Происходило мероприятие в здании дворца пионеров в Челябинске. Я попросил Анну выйти на несколько минут, чтобы сделать этот кадр. У Анны в сумочке оказалась, подаренная ей накануне книга об Ахмерове.

Так появился этот кадр о связи поколений: правнучка Исхака Ахмерова Анна Третьякова у памятника своего легендарного предка. А вспомнить о нем решил накануне Дня внешней разведки (СВР) России, который отмечается 20 декабря.

Итак, семья резидентов Ахмеровых: неизвестные истории.

Памятник разведчику-нелегалу появился на Алом поле в Челябинске несколько лет назад. Исхак Ахмеров – уроженец Троицка. Вошел в историю советской разведки как один из самых успешных ее резидентов.

Работал в годы Великой Отечественной войны в США. Деятельность его группы «там» связывают, в частности, с «урановым проектом», благодаря которому советским физикам под руководством Курчатова удалось сэкономить немало времени и сил в создании атомной бомбы.

Об этом в последние несколько лет много пишется, когда речь заходит от Ахмерове. Но есть и менее известные страницы в его биографии разведчика.

«Им и его соратниками было выявлено много фашистских агентов на территории США, - говорит историк спецслужб Анатолий Шалагин. - Когда в конце войны Гитлер мечтал об оружии возмездия, его убедили, что с помощью новых ракет можно бомбить любой город мира. Пытались запускать эти ракеты через Атлантику, но они падали в океан. Для точного наведения ракет требовалась установка радиомаяков. Чтобы ракеты попали в знаменитые нью-йоркские небоскребы, два немецких агента на подводной лодке прибыли в США. Одного ФБР схватило быстро, а другой «растворился». Ждали страшного… Благодаря агентам Ахмерова его тоже удалось нейтрализовать. Сюжет для настоящего фильма, который, возможно, когда-нибудь будет снят».

А вот эпизод, о котором уже снят фильм, да какой. Ахмеров и его сеть были причастны к ставшим известными по фильму «Семнадцать мгновений весны» сепаратным переговорам между фашистами и американцами в Берне.

«Ближе к концу войны Ахмеров и его соратники выявили так же операцию «Кроссворд», в ходе которой американцы тайно перевозили на территорию США ученых из Германии, связанных с разработкой нового оружия», - говорит Шалагин.

В своей книге об Ахмерове Анатолий Шалагин рассказывает и о сыне Ахмерова, ставшем тоже разведчиком. Понятно, что разведчиками не рождаются, ими становятся. Причем, при определенном стечении обстоятельств. Как это было у Ахмерова-младшего.

«Сын Ахмерова - Роберт Исхакович - связал свою жизнь с госбезопасностью и пошел по стопам своих родителей (Валентина Михайловна Ахмерова тоже служила в управлении госбезопасности/. Он знал иностранные языки, был хорошо физически развит, поэтому после окончания средней школы в 1942-м году был направлен на учебу на спецфак Школы особого назначения НКВД.

Далее была у него служба в дивизии НКВД, борьба с националистами в Литве и на Западной Украине. После войны он – штатный сотрудник второго главного управления МГБ СССР (контрразведка). По этой линии он четыре года работал в Швейцарии.  Была в жизни Роберта Исхаковича и, скажем так, необычная страница. В начале 60-х он входил в специальную группу КГБ, созданную для охраны первых советских космонавтов. Речь шла не столько об обеспечении физической безопасности, а о контрразведывательном сопровождении космонавтов в ходе их зарубежных поездок. И в этом отношении у контрразведчиков было много работы. Потом была и другая работа. В 1966-м году он работал в Гане, где произошел тогда государственный переворот… Словом, Роберт Исхакович прожил жизнь, полную ярких событий на стезе обеспечения государственной безопасности СССР».

Анатолий Шалагин подчеркнул, что госбезопасность - неотъемлемая часть любых, даже считающих себя столпами демократии, стран. И это должны понимать все, независимо от своих воззрений. Этому и посвящены книги уральского автора о разведчиках, уроженцах Челябинской области.

Комментарии 0
    Новости по теме УФСБ по Челябинской области