26 Апреля 2006 14:08
http://uralpress.ru/node/107997

Как избавиться от лунной пыли

Она проникала через внешние перчатки их костюмов, осаждалась на смотровых щитках скафандров. Оказалось, что чем больше они пытались избавиться от пыли ее, тем больше ее попадало в скафандры.
А пыль на Марсе, осевшая на солнечных панелях космического аппарата Mars Pathfinder, лишила его электроэнергии и нарушила планируемый темп работы.
Такое свойство лунной пыли обусловлено ее строением: она имеет острые края неправильной формы, возникшие за миллионы лет столкновений с микрометеоритами. Космические пришельцы плавили камни в стекло, а затем разрушали их в мелкий порошок.
Вторая причина "прилипчивости" лунной пыли состоит в том, что они обладают электростатическим зарядом. Жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца вырывают электроны из верхних слоев грунта, придавая частицам положительный заряд.
Группа ученых из Лаборатории по электростатике и физики поверхности НАСА в Космическом центре имени Кеннеди считают, что они почти нашли способ "обуздать" лунную пыль. Они использовали старую идею японца Сеничи Масуда, который придумал "электрическую завесу", чтобы использовать ее для очистки воздуха.
Она представляла ряд параллельных электродов из тонкой меди, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Если особым образом приложить к ним переменный ток, то такое устройство не пропустит заряженные частицы, которыми часто бывают частицы смога.
Но на этот раз ученые НАСА сделали прозрачные электроды из окиси титана индия, чтобы солнечный свет проходить через них. Они также сблизили электроды на миллиметры. Результатом их работы стала прозрачная пленка, служащая экраном от пыли.
Во время испытаний пыль была отброшена в сторону за секунды, правда, эта пыль все-таки не была реальной лунной пылью. Поэтому впереди у экспериментаторов еще много работы, поскольку необходимо согласовать параметры аппаратуры для ее наиболее эффективной работы в условиях Луны и Марса. Кроме всего прочего, они отличаются от земли меньшим притяжением на поверхности.

Подготовил Владимир Карташов, доцент педагогического университета