Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Незначительная облачность, туман
-2 °C
  • Незначительная облачность, туман
  • Ветер: Безветрие
  • Давление: 770 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 93 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Челябинская область начинает разгребать экологические завалы

 
Челябинская область начинает разгребать экологические завалы
22/08/2017 - 17:57

Два крупнейших города Челябинской области – Челябинск и Магнитогорск – отнесены минприроды РФ к территориям особого внимания, где наиболее существенно воздействие неблагоприятной экологической обстановки на жизнь людей.

Существенный вклады в загрязнение воздуха в регионе вносят промышленные предприятия. Но глава Минприроды России Сергей Донской отмечал, что нельзя списывать экологические проблемы регионов только на промышленность. По его мнению, подход к загрязнителям окружающей среды должен быть комплексным – с учетом свалок, ТЭЦ, автотранспорта, трансграничного переноса загрязняющих веществ и других факторов.

Об экологической ситуации в Челябинской области, о загрязнителях воздуха и принимаемых правительством мерах по улучшению качества воздуха наш корреспондент беседовала с вице-губернатором Олегом Климовым.

 

ЭКОЛОГИЯ В ЧЕЛЯБИНСКЕ И МАГНИТОГОРСКЕ

- Олег Борисович, в последние годы все чаще жители Челябинской области (не только Челябинска и Магнитогорска, но и Коркино, Карабаша) стали жаловаться на резкое ухудшение качества воздуха в городах. Нередко южноуральцы, открывая окошки, впускают в дом не чистый, а отравленный воздух. А на улицах жуткий запах и вонь (и это не выдумки особо восприимчивых натур) негативно сказываются на самочувствии людей. Челябинск по выбросам в атмосферу канцерогенного бензопирена входит в число российских лидеров. По вашей оценке, какова на сегодня ситуация?

- В 2016 году в 34 городах России были выявлены случаи большого превышения ПДК по бензопирену – в 10 и более раз. Из городов-миллионников (всего их в России 15) только два города имеют такие разовые превышения ПДК (предельно допустимая концентрация) – Челябинск и Красноярск. В Челябинске в прошлом году было зафиксировано два случая за год.

Официальными замерами состава атмосферного воздуха у нас занимается Росгидромет и Роспотребнадзор. У Росгидромета в Челябинске установлено восемь постов, где в ежедневном режиме делают замеры по выявлению в воздухе утвержденного перечня веществ. Росгидромет подсчитывает ИЗА – это комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей. Показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

 

Справка

В соответствии с существующими методами оценки выделяют четыре уровня загрязнения атмосферы:

1. Низкий уровень загрязнения атмосферы при ИЗА от 0 до 4;

2. Повышенный при ИЗА от 5 до 6;

3. Высокий при ИЗА от 7 до 13;

4. Очень высокий при ИЗА равном или больше 14.

Челябинск и Магнитогорск- были и остаются городами с высокой концентрацией металлургической промышленности. Но, согласно официальным данным, качество атмосферного воздуха в этих мегаполисах улучшается.  Так, в 2013 году ИЗА в Челябинске был равен 16, в Магнитогорске - 26. В 2016 году в Челябинске ИЗА сократился до семи, в Магнитогорске – до 13. Но пока это остается высоким загрязнением.

- По данным официальных замеров получается, что качество воздуха в Челябинске намного лучше, чем в Магнитогорске. Но почему-то челябинцы даже чаще жалуются на плохой воздух, чем магнитогорцы. Чем это объяснить?

- Магнитка – это город металлургов и в каждой семье есть тот, кто хоть как-то завязан на ММК.

- И что? Принадлежность к комбинату отбивает нюх?

- Внутренняя психология несколько по-другому работает. Вот один пример. Мы сейчас готовим заявку на создание биосферного резервата в Челябинской области, ядром которого станет территория национального парка Таганай. Вокруг будет буферная зона. А некоторые населенные пункты войдут в зону сотрудничества этого резервата. В том числе и расположенный около нацпарка поселок Магнитка (Кусинский район), где в последнее время открылось несколько достаточно грязных производств. Так вот, жители волнуются, что присвоение статуса резервата закроет эти предприятия и выступают против.

- То есть люди во имя работы готовы отказаться от чистого воздуха?

- Никакого биосферного резервата они не хотят, им нужна работа. При этом мы им объясняем, что резерват дополнительных ограничений к уже существующим не накладывает. Это будет просто другой уровень кооперации. Мы берем несколько территорий и смотрим, как вместе развивать эко-туризм и эко-культуру. При этом мы попадаем на международный уровень и получаем возможности попасть в федеральные программы. Но жители не верят и бояться потерять работу, пусть и не на совсем чистом производстве. И в Магнитогорске благосостояние многих семей зависит от комбината.

- То есть они готовы дышать не очень качественным воздухом, но лишь бы работать?

- Нет. Так вопрос не стоит. Жители прекрасно видят, что ситуация выправляется (да и официальные результаты это подтверждают). Акционерами и руководством ММК принята программа сокращения ИЗА до 5 к 2025 году. В реализацию этой программы планируется вложить более 25 миллиардов рублей. Деньги пойдут на обновление оборудования, вынос за пределы зоны города предприятий, которые невозможно сделать абсолютно чистыми (например, аглофабрику они выносят), повышение внутреннего контроля и стимулирования природоохранной деятельности. И у меня никаких сомнений нет, что ММК достигнет планируемого показателя.

- Хорошо, здесь понятно. А что делать с Челябинском?Не так давно я ночью ездила в аэропорт. На улице в центре города и на подъезде к аэропорту невозможно было дышать. Жутко пахло тухлыми яйцами (а это сероводород). Очень часто по выходным и вечерам в городе можно просто задохнуться. Что же происходит в областном центре?

- Челябинск и Магнитогорск – совершенно разные города. В Челябинске не одно, а много предприятий-загрязнителей. Согласно существующей модели сводных расчетов (она создается при большом числе загрязнителей), мы идем с превышением ПДК практическим по всем веществам, которые меряются.

- Так и хочется спросить: а как мы дошли до жизни такой? Ведь для всех предприятий установлены предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферу. И все заявляют, что они нормативы выполняют. Но при этом ситуация с экологией ухудшается. Плохо проверяют или неправильно установлены нормативы?

- Когда мы глубоко погрузились в проблему (под мы я подразумеваю правительство области, лично губернатора Бориса Александровича Дубровского), то пришли к выводу, что существующий механизм нормирования себя исчерпал.

 

ВСЕ "ХОРОШИЕ", А ВОЗДУХ СТАЛ ХУЖЕ

 

- А что в нынешнем порядке квотрирования было и есть неправильного, что довело нас до большой экологической проблемы?

- Каждые пять лет предприятиями разрабатывается проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ), в котором расчетно обосновывается объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с условием, что на границе санитарной зоны предприятия концентрация вредных веществ не может быть больше 1 ПДК. Эти документы предоставляются в Росприроднадзор, который их проверяет и выдает разрешение на выбросы.

В 2002 году 43 предприятия не укладывались в установленные нормы. На тот момент Губернатор имел право давать временное разрешение (на год) на сверхнормативные выбросы при условии, что предприятие представит программу по их сокращению. Программа могла быть рассчитана на 3-5 лет. Предприятия использовали этот инструмент и санкции за сверхнормативные выбросы к ним не применялись.

- Был ли верхний предел сверхнормативных выбросов?

- Верхний предел – это возможности или мощности существующего оборудования.  Сколько предприятия просили под свои технологии, столько им и давали. К концу 2015 года все 43 предприятия отчитались, что они достигли норматива по выбросам. Вроде бы хорошо. Но мы внимательно посмотрели и увидели, что просто к этому моменту все, что раньше считалось сверхнормативным, стало официально разрешенным.

- Как это?

- Предприятия приносили в Росприроднадзор новые проекты ПДВ, где при существенно больших выбросах на границе санитарной зоны был 1 ПДК, сложно сейчас говорить как это проверялось, но в результате все получили разрешения и к началу 2016 года объем разрешенных выбросов включил в себя и те, что в 2002 году были нормативными и сверхнормативные.

- Но при этом теперь все предприятия «хорошие»?

- Да, все в границах установленных нормативов ПДВ.

- Но воздух стал хуже…

- Не факт. Во-первых, сегодня металлургические предприятия работают максимум на 50-60 процентов своих мощностей. Если бы они работали на 100%, тогда ситуация была бы значительно хуже.

Но есть нюансы, в Челябинской области достаточно часто  (от 70 до 150 дней в году) бывают неблагоприятные метеорологические условия. В такие периоды, если ничего не предпринимать, в приземном слое начинают накапливаться вредные вещества.

Гидрометцентр, прогнозируя первую степень НМУ, дает информацию для органов власти и предприятий, которые должны снизить объемы выбросов на 15-20 процентов. При второй степени (она определяется по фактическим замерам) выбросы сокращаются на 20-40 процентов). А при третьей степени – на 60-80 процентов, а в некоторых случаях вообще останавливаться должны.

На деле получается, что при любой степени НМУ предприятия не снижают объемы выбросов и продолжают дымить, пользуясь тем, что у них получены разрешения на завышенный объем выбросов, а работают они не на полную мощность. Поэтому у нас так болезненно НМУ проходят.

- Но в воскресенье и в понедельник на этой неделе НМУ не были объявлены, но дышать было нечем. В соцсетях много жалоб от жителей.

- В каждом случае нужно отдельно разбираться, кто гадит. К сожалению, нынешняя система контроля не позволяет оперативно найти источник загрязнения и должным образом отреагировать.

 

КТО ЗАГРЯЗНЯЕТ ВОЗДУХ

 

- Есть ли у властей хотя бы понимание, кто главный загрязнитель воздуха в Челябинске.

- Конечно, это металлурги, они дают 60 % от всего объема выбросов. Больше всех выбрасывают Мечел и Мечел-кокс. На втором месте энергетики – у них около 23%.

- Проводились проверки, какая доля загрязнения приходится на транспорт?

- Да. Мы ведем расчеты по факту. Мы наняли специализированную организацию, которая ведет замеры на всех крупных магистралях и к октябрю мы получим точную картину. На сегодня по предварительным расчетам на долю транспорта в общем объеме выбросов приходится 33-35 процентов.

- Одним из главных загрязнителей нередко называют угольный разрез «Коркинский».

- Никто не отрицает, что разрез является источником выбросов. Но, согласно сводного расчета, на экологию Челябинска разрез реального влияния не оказывает. Когда эндогенные пожары в карьере есть, то запах чувствуют все жители близлежащих населенных пунктов. При южном направлении ветра он доходит до Ленинского района Челябинска. С пожарами нужно бороться, но победить их можно будет только после полной рекультивации.

- ЧМЗ страдает от металлургов, Ленинский – от разреза, а почему очень часто жалуются на ухудшение качества воздуха жители с Центрального и Советского районов, где нет главных загрязнителей?

-  Причин несколько: первая – транспорт, здесь наиболее загруженные магистрали, вторая – малые предприятия, которые иногда появляются внезапно и начинают, например, в гаражах переплавлять старые аккумуляторы и т.п., ну и, безусловно, когда направление ветра северо-восточное накладываются выбросы металлургов.

- Может воздух загрязняют малые предприятия, расположенные на промплощадке завода Колющенко или в многочисленных гаражах около железнодорожного вокзала?

- Может быть. Малые и средние предприятия на сегодня плохо контролируются. Следует учитывать, что сегодня действует уведомительная система их регистрации как загрязнителей и нужно время, чтобы экологический надзор за ними стал системным.

- Что это означает?

- Средние и малые предприятия поднадзорны региональному Минэкологии. Они в обязаны в уведомительном порядке зарегистрировать себя и свои выбросы. Кто не захотел, тот пока не обратился.

- И какие санкции к нему применят, если вычислят?

- Когда его поймают на выбросах его накажут, но он может заявить, что просто еще не успел прийти. Потом он перерегистрируется и под новым именем получит новый срок на постановку на учет в качестве загрязнителя. И так может тянуться долго. Лазеек в нынешнем законодательстве достаточно.

- А разве не предусмотрены штрафы?

- Штрафы предусмотрены, даже можно закрыть предприятие на 90 суток по решению суда. Но доказать неразрешенные выбросы достаточно сложно. Все, на мой взгляд, крайне забюрокрачено. Пока механизмы по региональному и федеральному надзору не дают нужного результата, нужна их доработка.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

 

- Получается на сегодня у нас можно безнаказанно загрязнять воздух и за это никаких серьезных наказаний не предусмотрено?

- На сегодня наказание минимизировано, мало шансов, что малый загрязнитель будет серьезно наказан и поймать его достаточно сложно (хотя сейчас активно подключились общественники, жесткую позицию занимает и природоохранная прокуратура).

- Но это ничего пока не меняет.

- А сразу ничего и не может измениться. Приведу пример с видеокамерами. Когда мы их поставили, они фиксировали десятки тысяч нарушений, но прошел год и в местах камер теперь почти нарушений нет.

- Но здесь не все так просто. Где поставить приборы замера превышения допустимых выбросов, как определить, кто в этом потоке загрязнитель и кому присылать штрафы?  Мне кажется, на сегодня не выработан механизм, который может заставить наших предпринимателей не загрязнять воздух.И что делать?

- Правительство Челябинской области предложило перейти к другой модели (и нас президент поддержал).

На сегодня, согласно сводному расчету, который показывает совокупное воздействие множества источников выбросов в каждой точке, у нас в любой точке города есть превышение ПДК по тому или иному виду загрязняющих веществ.

- То есть чистой точки в городе нет?

- Есть небольшие пятнышки. Дальше мы смотрим, какие предприятия выбрасывают данные вещества и решаем обратную задачу – а какой должен быть объем выбросов, чтобы воздух в этой точке был нормальный. Исходя из этого устанавливаем предприятию нормативы (квоты). То есть в этом случае не каждое предприятие делает свой проект и получает разрешение.

- Но это все хорошо, если есть понимание по абсолютно всем источникам выбросов. А как быть с малыми загрязнителями?

- Локальные источники, дающие несколько процентов загрязнения, погоды не сделают. С ними будет вестись точеная работа. Необходимо увеличить количество постов (восемь устаревших постов Росгидромета на миллионный город слишком мало). На наш взгляд в Челябинске должно быть порядка 15 - 20 постов.

- На чьи деньги их установят?

- Область готова вложиться. Сегодня Росгидромет готов внедрять трехуровневую систему контроля за качеством воздуха. Их автоматизированные посты, а также посты области и предприятий.

- Установили новые посты, замерили, выявили превышение и?

- И сразу после фиксации превышения ПДК предприятия, которые выбрасывают вредные вещества, должны попадать под жесткие санцции.

- Для этого штрафы должны быть серьезными.

- Они будут введены уже с 2019 года. Но мы не берем курс на войну с промышленниками. Наоборот, весь расчет на прозрачные отношения, нормальное партнерство и снижение фискальной нагрузки.

А пока для отработки всех нюансов мы предлагаем Челябинскую область сделать пилотным регионом. На сегодня сводный расчет не закреплен на законодательном уровне как официальный документ, на основании которого могут приниматься управленческие решения. Мы предлагаем узаконить его.

- И что это даст?

- На основании сводного расчеты будут пересматриваться нормы выбросов. Предприятия, получив новые квоты, должны будут разработать программы на 3-5-7 лет по снижению выбросов. Все расписывается по годам и по финансам. Программа предоставляется нам, мы ее озвучиваем общественности и  контролируем ее исполнение. Кроме того, будет введена система мониторинга, которая качественно накроет всю территорию города и оспорить ее показания будет невозможно. Все замеры можно выводить на сайты, городские экраны.

- Но пока предприятия реализуют свои программы по сокращению выбросов ситуацию с качеством атмосферного воздуха коренным образом не изменится?

- Почему? Изменится. Предприятия будут сокращать объемы выбросов. Это не разовая акция, а сложная поэтапная работа по многим направлениям.

- А за это время еще новые появятся загрязнители

- Любое новое производство будет сверяться со сводным расчетом. Если есть резервы емкости по тому или иному веществу, то добро будет получено. Если нет, то никаких строительств не будет.

- Средние и малые предприятия, выбрасывающие в атмосферу вредные вещества, тоже будут разрабатывать программы?

- Конечно.

- У власти хватить сил для осуществления надзорной деятельности?

- Воля есть и сил хватит.

- А полномочий?

- По малому и среднему бизнесу у субъекта уже есть полномочия по осуществлению надзора. Мы предлагаем, чтобы нам, как пилоту, и по крупному бизнесу были переданы полномочия. Чтобы мы могли вести сводные расчеты, на их основании устанавливать нормы квотирования и контролировать исполнение программ всех предприятий.

 

АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

 

- На втором месте по загрязнению воздуха - предприятия электроэнергетики (твердотопливной и газовой). Рассматривается ли сейчас вопрос по строительству атомной электростанции в области и насколько это реально для региона?

- Это реальная перспектива. Существует схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Она утверждена правительством РФ.

В ней предусмотрено до 2030 года построить в Челябинской области один реактор на быстрых нейтронах БН-1200. На сегодня пока нет ни одного такого реактора. Первый реактор на быстрых нейтронах БН-800 был построен в Свердловской области и на нем дорабатывали все эти технологии. Этот реактор для нас будет существенной точкой развития. Это 150 миллиардов рублей капвложений, это дополнительные налоги в бюджет и новые рабочие места. Пока место его строительства не выбрано. Будут обязательно проведены общественные слушания.

Справка.

До 2030 года в Челябинской области будет введена в строй Южноуральская атомная электростанция (АЭС).

Объект федерального значения вошел в обновленную схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Документ подписал председатель правительства Дмитрий Медведев в августе 2016 года.

Согласно документу, будет введен в эксплуатацию один энергоблок с реактором на быстрых нейтронах мощностью 1200 МВт (в предыдущей редакции схемы планировалось строительство двух энергоблоков БН-1200 общей мощностью 2400 МВт).

Предполагается, что атомная станция после ввода в эксплуатацию позволит покрыть дефицит энергобаланса на Южном Урале.

Пока точно не определены сроки возведения первой атомной электростанции в Челябинской области. Финансировать строительство будет федеральный бюджет. В среднем на возведение АЭС уходит до пяти лет.

В настоящий момент в Уральском федеральном округе действует только одна атомная станция – Белоярская АЭС в городе Заречный (Свердловская область). Планируется строительство новых энергоблоков на этой АЭС.

 

КАК СНИЗИТЬ ОБЪЕМЫ ВЫБРОСОВ ОТ ТРАНСПОРТА

 

- Как планируете уменьшать объемы загрязнения от транспорта?

-  Этот вопрос должен решать субъект вместе с муниципалитетами. Здесь ничего нового мы изобретать не собираемся. Должна быть отработана и утверждена транспортная схема Челябинска, где будет четко обозначены территории, куда въезд грузового транспорта будет запрещен. Исключение может делаться для автомобилей, перевозящих продукты. Но если мы увидим, что это приводит к превышению ПДК, придется делать промежуточные перегрузочные площадки вне этой зоны, чтобы там перегружать на малый транспорт, который чище.

Кроме того, необходимо будет переходить на электротранспорт. В Европе, например, с 2025 года хотят вообще запретить дизельным автомобилям въезд в города. Будем стимулировать переход на газовое топливо. Например, в Казахстане сделали газовое топливо в 2,5 раза дешевле бензинового в перерасчете на километр пути (разницу государство газовым компаниям дотируют) и люди сами стали переходить на газ.

- Центры крупных городов планируется закрывать для легковых автомобилей?

- В перспективе будут закрываться, будут делать сквозные шоссе с тоннелями и развязками без светофоров (выбросы автомобиля, которые едет с остановками у каждого светофора увеличиваются в разы по сравнению с машиной, которая едет без остановок со скоростью 80 километров в час).

Но для того, чтобы это сделать, необходимы большие вложения и время.

- В Челябинске планируют платное парковочное пространство в центре города. Это может внести свой вклад в уменьшение загрязнения воздуха?

- На мой взгляд, может. Но надо понимать, что на сегодня наша культура имеет некую ущербность. Например, нужно поехать на работу в центр города и все твои соседи ездят туда же. Каждый садится в свой автомобиль и едет. Но соседи могли бы объединиться и ездить на одной машине. Им дешевле и выбросов меньше. Европа и Америка уже прошли этот путь. Центральная Россия проходит. И мы придем.

- С трудом верится. Сейчас соседи не могут договориться по элементарным вещам. На сегодня жильцы многоэтажек часто свои автомобили оставляют во дворах. И нередко в холодное время года идут битвы между соседями – один, сидя в квартире, разогревает свой автомобиль, направляя выхлопную трубу прямо под окна другого. И ему нет никакого дела до «страданий» соседа.

- Проблема понятная, но у меня нет рецептов, как ее решить в ближайшее время. Нужно подключать общественные и административные силы для поиска решения.

- Может ввести наказание?

- Возможно.

- В Германии въезд в города разрешен не всем легковым автомобилям. Если у машины превышен установленный предел выбросов, то ей дорога в мегаполис закрыта. А у нас на дорогах какой только чадящий металлолом не встретишь.

- Пока мы не дошли до этого. Но есть поручение Губернатора найти механизм проведения замеров выбросов автомобилей, которые ранее проводило ГАИ. Сейчас это не входит в их полномочия.

- И техосмотр они не проводят, а частники порой за деньги просто подписывают техосмотр, не проверяя машину (а тем более выбросы).

- Это не секрет, такое бывает. Мы хотели закупить приборы и предоставить работникам ГИБДД для проведения замеров. Но они отказались, так как это не входит в их компетенцию. Тогда мы решили рассмотреть другую схему – нанять компанию, у которой есть прибор по замерам выбросов загрязняющих веществ, и на постах ГИБДД проводить замеры.

Но на сегодня даже при выявленных нарушениях водителю сделать ничего нельзя (если техосмотр в порядке). Ему предписывают устранить замечание. Если он снова не попался, то будет также ездить. Штраф будет после повторного нарушения.

- Но и тогда он заплатит (или нет) и продолжит дальше на своем «корыте» ездить…

- Об этом и речь. Мы на своем уровне будем решать проблемы. Мы уже готовы объявить конкурс, выделено финансирование. Мы заключим договора или закупим приборы замера выбросов, и начнем тотальные проверки.

Но следующим шагом должно быть ужесточение санкций к нарушителям (машину на штрафстоянку, а собственникам выписывать такой штраф, чтобы ему больше не хотелось ездить на таком автомобиле). Надо всем миром навалиться на решение этой проблемы, в том числе и депутатам Госдумы, общественникам или дать полномочия субъектам и муниципалитетам.

 

МЕТРО

 

- Губернатор Челябинской области Борис Дубровский во время своего выступления в Москве на экологическом форуме заявил, что ввод в эксплуатацию челябинского метрополитена может принести наиболее значимый экологический эффект для улучшения качества атмосферного воздуха в областном центре. Насколько реально построить метро в Челябинске или это утопия?

- Есть такое выражение: никогда не говори никогда. Для строительства метро нужно примерно 60-70 миллиардов. Область такие деньги никогда не найдет. И в практике Советского Союза и России никогда метрополитен за средства субъекта не строился, всегда это были федеральные вложения. Челябинск- один из немногих городов-миллионников, который сегодня не имеет метро.

- То есть власти не закрыли этот вопрос?

- Нет. Да это и невозможно. Мы уже вкопались туда и несем расходы, при чем немалые, на поддержание уже построенного. Метро – это долгосрочный проект. Надеюсь, оно будет. Оно очень серьезно разгрузит наземный транспортный поток.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

- Председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин заявил, что на сегодня уровень экологического сознания у южноуральцев очень низок. «Едут на озеро, мусорят, а потом сами жалуются на бездействие властей», - отмечал он. Как поменять потребительское сознание жителей на созидательное? Как заставить, научить, попросить людей не мусорить и беречь то, что еще пока сохранилось? И это касается не только жителей, но и предпринимателей.

- На мой взгляд, экологическое образование должно начинаться с детского сада, а в школе уже серьезно преподаваться бережное отношение к окружающей среде, природе, животным. Сегодня этого нет. Мы вносили такое предложение на Госсовете. Но машина по переформатированию образовательных программ очень неповоротливая. Хотя нужно понимать, если мы не начнем с воспитания детей, то экологическую культуру долго еще не привьем.

- Так давайте воспитывать нерях «кнутом», хотя это вряд ли поможет. Каждый сам должен решить, в чистоте он хочет жить или в свинарнике, и перестать наконе-то гадить хотя бы возле себя.

- У нас и сейчас существуют карательные меры, но у каждого озера, понтона, леса не поставишь часового. Хотя о каждом факте загрязнения окружающей среды надо сообщать.

 

ТУРГОЯК

 

- Для спасения уникального по своей чистоте озера Тургояк общественники предлагают присвоить ему статус природного парка (имеет статус памятника природы с 1969 года). Сейчас в соцсетях можно увидеть фотографии «пострадавших» после купания в этом озере.

- За год через Тургояк проходит 2,5 миллиона человек, из них минимум полтора миллиона искупались. У 10 человек появилась сыпь. Это плохая вода? Или аллергические реакции у людей? Роспотребнадзор не может найти ни одного пострадавшего человека (только фотографии в сети). В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно.

- И все-таки может ли быть присвоен Тургояку статус природного парка (ведь сегодня на берегу этого озера у немалого числа высокопоставленных лиц построены коттеджи)?

- Этот вопрос рассматривается, но нужно понимать, что это долгая дорога. На берегу Тургояка уже построено достаточно большое количество капитальных объектов. Под них отведена земля (она в собственности или в долгосрочной аренде). Статус природного парка налагает определенные ограничения, и все собственники участков земли возле Тургояка должны согласиться с ними. Если собственник соглашается, ему нельзя будет ничего дополнительно строить.

- И даже на своей территории?

- Да.

- Тогда он точно не согласится.

- Все понимают, что Тургояк нужно беречь и защищать. Мы пока его прибрежную территорию только захватываем и эксплуатируем. Но природа терпит, терпит, а потом... На этот счет есть интересный пример у Губернатора. Про озеро Банное. Это была жемчужина Башкирии. Туда проложили шикарную дорогу, началась массовая застройка коттеджами береговой территории. А сейчас это место превратилось практически в помойку (по сравнению с тем, что было), никто теперь туда не стремится и виллы потеряли капитализацию.

- Так давайте защитим то, что пока еще сохранилось.

- Я согласен. Каким образом защищать? Сегодня на городском пляже, через который проходит полтора миллиона человек за сезон, нет даже канализации. И статус особо охраняемой природной территории не позволяет ее построить. Нам надо найти какое-то решение и деньги.

Нужно сделать аудит всех построек и незаконные строения убрать. Если же все сделано разумно, с очистными, узаконить. Необходимо делать нормальные дороги.

- Делать кто будет?

- Предложить собственникам, а проект будет делать город при нашей поддержке. Возможно, дорога будет платной.

 

СТАРТ ДАН

 

- Прошло уже более половины Года экологии, до его завершения осталось менее пяти месяцев. Можно уже чем-то похвастаться? Увидим ли мы свет в задымленном настоящем?

- С самого начала было понятно, что Год экологии – это старт для многих начинаний, которые помогут разгрести экологические завалы, накопленные за десятилетия экстенсивного развития. Должны появиться нормативная база, проекты, источники финансирования. По завершению года мы подведем черту и увидим, появится ли луч света в темном царстве.

Мы надеемся, что изменения в законодательстве (по поручению президента они должны появиться к первому октября 2017 года), позволят нам перейти к системе сводных расчетов и квотированию. Для Челябинска это будет означать, что мы точно переходим на новую орбиту работы с крупными промышленными предприятиями (металлургами и энергетиками) по выбросам. Этот путь займет минимум 5-7 лет.

По мусорным свалкам уже тоже сделаны важные шаги. Наша область включена в федеральную программу «Чистая страна» и под нас зарезервировано 700 миллионов рублей в федеральном бюджете (еще часть мы добавим из областного бюджета). У нас отработана территориальная схема обращения с коммунальными отходами. В Магнитогорске выбран региональный оператор. В Челябинске объявлена концессия. Затем мы надеемся, что в федеральную программу попадет и магнитогорская свалка. С маленькими свалками мы справимся собственными силами.

На сегодня у нас существует большая проблема с единственным питьевым водоемом – Аргази. Каждую весну он получает (из Карабаша с ливневыми паводками) огромное количество (до 12 тысяч тонн) солей тяжелых металлов. По распоряжению Губернатора разработан проект по предотвращению попадания хвостов реки Сак-Элга в Аргазинское водохранилище. Из областного бюджета выделяются 230 миллионов рублей, и мы приступаем к его реализации. В этом году мы потратим семь миллионов на трассировку канала. А в следующем году мы приступим к земляным работам и за два года будет перекрыт сток грязи в Аргази. Поступление солей тяжелых металлов в водоем снизится в 25 раз.

Мы сегодня очень серьезно занимаемся вопросами туристических кластеров. Это попытка уйти от бизнеса на выбросах в бизнес, где все чисто и красиво. Под это прорабатывается вопрос создания биосферного резервата в регионе. Уже подготовлена заявка, скоро она будет отправлена в ЮНЕСКО. Ведутся работы по агломерации Горный Урал, по курорту «Кисегач».

- Но это отдельные темы. И мы обязательно еще поговорим о них.

Любовь Юрина
 
 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования