Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Рассеянные облака, туман, дым
0 °C
  • Рассеянные облака, туман, дым
  • Ветер: В, 2 м/с
  • Давление: 770 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 100 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Чему будут учить старшеклассников в новой школе?

 
14/02/2011 - 11:42

С первого сентября 2013 года старшие классы российских школ начнут переходить, по мере готовности, на новые государственные стандарты образования. Стандарты для старшей школы вызвали бурное обсуждение среди педагогов, родителей и общественности. По мнению разработчиков, новые стандарты позволят разгрузить ребенка от избыточной и ненужной деятельности, дадут ему возможность выбрать те направления, которые бы отвечали его запросам к будущей профессиональной деятельности.

Посетивший Челябинскую область научный руководитель института стратегических исследований и образования РАО, руководитель группы разработчиков госстандартов Александр Кондаков ответил на вопросы журналистов и учителей.

- На что ориентировались авторы при разработке стандартов?

- Прежде всего, на эксперимент по профильному обучению, который идет с 2002 года. Мы внимательно изучали финский опыт (Финляндия показывает лучшие результаты по международным сравнительным исследованиям).

- При переходе на новые стандарты образования будет сокращено количество предметов, обязательных к изучению?

- На сегодня школьники изучают от 17 до 21 предмета в зависимости от субъекта Федерации  (в Челябинской области - 17 предметов). Большинство предметов при этом изучается 1-2 часа в неделю. Профессионалы-педагоги знают, что один час в неделю - это профанация. Еще в советское время родители ориентировали своих старшеклассников на глубокое изучение 1-3 предметов, которые нужны для поступления.

Сегодня педагоги порой закрывают глаза на то, что ребенок, готовясь в мехмат может мало уделять внимание химии и литературе.

Основываясь на результатах эксперимента по ведению профильного обучения, мы предложили сократить число обязательных предметов до 9-10. Это обязательное количество плюс внеурочная деятельность.

- Какие это будут предметы?

- Все предметы разделены на шесть областей: филология, иностранный язык, математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство, предмет по выбору школы или учащегося.

- Какие предметы к какой области относятся?

- Филология: русская словесность (И), русский язык и литература (Б, П),  родной язык и литература (Б, П). Иностранный язык: иностранный язык (Б, П), второй иностранный язык (Б). Математика и информатика: математика и информатика (И), математика (Б, П), информатика (Б, П). Общественные науки: обществознание (И), история (Б, П), география (Б, П), экономика (П), право (П). Естественные науки: естествознание (И), физика (Б, П), химия (Б, П), биология (Б, П), экология (Б), технология (Б, П). Курсы по выбору: искусство, предмет из курса школьной программы, или предмет по выбору школы (астрономия, хореография и так далее).

Общими для всех являются ОБЖ, физкультура, Россия в мире, индивидуальный проект. Учащийся должен выбрать по одному, максимум два предмета из каждой предметной области (в общей сложности до 10). Индивидуальный проект – это не предмет, он идет дополнительно.

При этом детям дается возможность изучать предметы на том уровне, который для него является наиболее приемлемым.

- И сколько уровней изучения предметов?

- Предметы в зависимости от глубины изучения делятся на три уровня: интегрированный (И), базовый (Б) и профильный (П).

Интегрированный уровень разработан специально, чтобы ребенок, когда идет на гуманитарное направление, вместо химии, физики и биологии изучал естествознание. Базовые знания по этим предметам он получил за девять лет обучения в школе.

Профильный уровень – более глубокое изучение предметов. Базовый дает основы базовых наук.

- Родители сейчас активно обсуждают запущенную в интернете новость, что обязательными будут только ОБЖ, физкультура и Россия. Но, судя по вашим объяснениям, ученик в обязательном порядке будет изучать русский язык, математику и литературу (а не так, как)?

- Да. Он обязан выбрать русский язык, математику, иностранный язык и по одному предмету из общественных и естественных наук.

В любом случае ребенок будет изучать либо русский язык и словесность (интегрированный уровень), либо русский язык и литературу (на базовом уровне), либо русский язык и литературу (на профильном уровне). Родной язык и родную литературу ребенок может взять только в том случае, если он уже взял русский язык.

В группе иностранных языков, как и в основной школе, в рамках государственного муниципального задания дается  возможность изучения второго базового бесплатного  иностранного языка.

В группе математика и информатика ребенок может изучать математику на любом удобном для него уровне обучения. Это математика и информатика (на интегрированном уровне), математика, алгебра и начала анализа, геометрия (на базовом и профильном уровнях). Математика на интегрированном уровне (если совсем утрированно) – это для тех, кому она не нужна в будущем. Если школьник хочет выбрать информатику, он может сделать это только после того, как отобрал математику.

Пойдя на физико-математический профиль из общественных наук ребенок может выбрать обществознание (интегрированный уровень), если на гуманитарный профиль – остальное.

Из естественных наук гуманитарий берет естествознание (интегрированный уровень). Технологию включили по запросу Татарстана для тех, кто после школы пойдет учиться в средне-специальные профессиональные учреждения. 

- Для лучшего понимания, приведите примеры, какие предметы бесплатно может изучать ребенок в зависимости от выбора будущей профессии?

- Допустим, ученик решил после школы поступать на журфак. Для него из первой группы выбираем русский язык и литературу (на профильном уровне), из второй группы - иностранный язык (на профильном). Третья - математика и информатика (интегрированный уровень). Из области общественных наук – история (профильный уровень), из области естественных наук  - естествознание. В рамках курса по выбору можно предложить несколько вариантов: дать возможность изучить второй иностранный язык, либо обществознание (на интегрированном уровне), либо экономику, либо право (на профильном или базовом уровне). 

Таким образом, мы сформировали пакет предметов для будущего журналиста:  русский язык и литература, иностранный язык, математика и информатика, история, естествознание, второй иностранный (или право, или экономика) плюс три общих для всех предмета - ОБЖ, физкультура и Россия в мире.

- Допустим, ученик будет поступать в медицинский вуз…

- Тогда ему  будет достаточно выбрать русскую словесность, иностранный язык на базовом уровне, математику и информатику (на интегрированном уровне). В общественных науках -  обществознание. В рамках предметов пятой группы (естественные) – биология (на профильном уровне). За счет курса по выбору – химия (на профильном уровне). Седьмой предмет (специально под медиков делали) – физика на базовом уровне. Таким образом, будущий медик в старших классах будет изучать: физику, химию, биологию, обществознание, математику и информатику, иностранный язык, русскую словесность. Плюс Россия в мире, ОБЖ и физкультура. Если медик хочет взять географию и родитель и школа его в этом поддержат, то за счет возможности выбора седьмого предмета возьмет географию. Плюс внеурочная деятельность. Это все бесплатно.

- Допустим, ребенок будет поступать в ЮУрГУ на информационные технологии…

- Он будет изучать русскую словесность, английский язык (профильный уровень), математика (профильный), обществознание, физика (профильный) и за счет предмета по выбору – информатика на профильном уровне. Плюс Россия в мире, ОБЖ и физкультура.

- Что за курс такой - Россия в мире?

- Интегрированный курс Россия в мире - общий для всех. Он возвращает к истории России, но уже в контексте мировой истории, политики, географических и общекультурных событий. Этот предмет позволит завершить гражданское становление ребенка, заставит его обратиться к разным точкам зрения, разным позициям, научит их обсуждать, вести конструктивный диалог, дискуссию, формировать свою собственную точку зрения и ее отстаивать.

- Что такое индивидуальный проект?

- При разработке индивидуального проекта ребенок должен сформулировать гипотезу, определить цели и задачи своего исследования, планируемые результаты, выстроить процесс реализации проекта, рассчитать необходимый ресурс для его реализации, выполнить проект и презентовать результат. На проектную деятельность в начальной школе выделяется один час в неделю, в основной  старшей школе - два часа в неделю. Эти часы относятся ко внеучебной нагрузке. Проекты могут быть межпредметные или социальные. Для примера, учащийся второго класса в Казани презентовал проект: что будет с цветком, если его накрыть колпачком. Они накрыли прозрачным стаканчиком растение и наблюдали за ним, а когда листики начали белеть, то ученик при помощи учителя сделал вывод, что листики побелели  от недостатка кислорода. И представляя результаты, он с гордостью произнес незнакомое когда то для него слово - хлороформ. 

- Как часто дети ошибаются в выборе профиля обучения и кто должен отвечать за это?

- Результаты эксперимента по профильному обучению показали, что 75% детей правильно выбирают профиль своего обучения, 25% - могут несколько изменить направление своего обучения и только 5% делают кардинальные изменения в течение 10-го и 11 классов.

Профиль обучения ребенок выбирает не только с помощью учителя, но и семьи.

- Число предметов сократится почти в два раза, а время обучения как изменится?

- В результате введения новых стандартов число учебных часов в неделю не будет сокращено по сравнению с требованием действующего стандарта: минимум осталось три часа, максимум - 36 часов.

То есть дается больше времени на освоение 9-10 предметов. Я, как разработчик, считаю, что предметы интегрированного и базового уровня надо изучать 3-4 часа в неделю, предметы профильного уровня – 5-6 часов в неделю.

- Все девять предметов по выбору  школьник сможет изучать бесплатно  или родителям придется нести  дополнительную финансовую нагрузку?

- На самом деле финансирование образовательных учреждений расширяется. Ребенок в полном объеме получит бесплатное общее образование в объеме до 36 часов учебной нагрузки (9-10 предметов) плюс 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Работа в спортивной, художественной школах и других кружках будет засчитана во внеучебную деятельность.

- Поддержка талантливой молодежи сохранится?

- Именно профилизация на старшей ступени обучения и индивидуализация процесса обучения позволит школе и ребенку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

- Изменится ли система поступления в вузы с введением новых стандартов?

- Единый государственный экзамен в нынешнем виде  проверяет исполнение стандарта 2004 года. С введением новых стандартов обучения ЕГЭ останется, но будут определены другие форматы его проведения. Сейчас разрабатываются новые требования к итогам аттестации старшего звена.

Будет меняться и система поступления в вузы. Сегодня, например, экономические вузы требуют ЕГЭ по обществознанию, а введение предметов экономика и право позволит им требовать экономику. Мы обсуждаем с ведущими вузами страны возможность того, чтобы они вывешивали направления реализации индивидуальных проектов за год до поступления, Ребята реализовывали бы свои проекты в течение года и это засчитывалось в качестве дополнительного бонуса при поступлении в высшие учебные заведения.

На сегодня первокурсники демонстрируют большое количество ненужного знания, и, к сожалению, отсутствует компетенция, необходимая современному студенту: работа с информацией, читательская грамотность. Реализация проекта научит анализировать информацию и презентовать результаты собственной исследовательской деятельности. 

- Когда будут внедрены новые стандарты?

- С первого сентября 2011 все школы переходят на стандарт начального образования. В Челябинской области очень высокая степень готовности, одна из высоких в стране.

Первого сентября 2011 года первые школы по мере готовности могут начинать переход на стандарты основной школы. Массовый переход планируется с первого сентября 2012 года.

С первого сентября 2012 года запланировано начало перехода школ по мере готовности на стандарт старшей ступени. Полностью школы перейдут с первого сентября 2013 года.

15 февраля доработанный проект стандартов образования старшей школы будет передан в министерство образования и науки РФ. Я обратился в министерство дать еще два месяца на доработку. Сколько на самом деле уйдет времени – это вопрос к Андрею Фурсенко и я с ним согласен, пока мы не достигнем зоны консенсуса, стандарт утверждать не надо, тем более, нас никто не торопит, до введения стандарта еще 2,5 года.

Стандарты будут размещены на сайте минобра, там же можно будет и ознакомиться с пояснительной запиской, которые делают, чтобы избежать  двойных толкований.

Ирина Поволоцкая
 

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования