Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Немного облаков
18 °C
  • Немного облаков
  • Ветер: ЮЮЗ, 8 м/с
  • Давление: 760 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 56 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Что уральцы предложили России

 
17/05/2005 - 10:01

Может быть, кому-то покажется, что это громкие слова, то, что проект «Урал промышленный — Урал полярный» возродит Россию, но Путин, похоже, их не оспаривал.

Именно такой план предложили президенту губернаторы территории округа и руководители Минтранса и «Российских железных дорог» на состоявшемся вчера в Челябинске совещании по социально-экономическому развитию округа. Петр Латышев оценил проект как возможный прорыв, как решение, важное не только для округа, но и для России. Геннадий Фадеев, президент «РЖД», назвал его новой точкой отсчета, предвестником того, что страна может выйти на принципиально новый уровень. Путин эти мнения не оспаривал, напомнив участникам совещания о том, что задачу по удвоению ВВП за десять лет никто не отменял. Если разобраться, то этот проект отлично мог бы послужить решению этой задачи.

Президент высоко оценил значение Уральского региона для страны.

Высказал и недостатки: незначительный объем иностранных инвестиций, неравномерность темпов развития, избыточная концентрация промышленного потенциала, убыточность машиностроительной отрасли, снижение динамики развития малого бизнеса. Причины их он увидел в системных недоработках органов власти, в недостаточном поиске новых подходов, которые могли бы привести в действие мощный потенциал Урала.

Почти все последующие выступления были в унисон друг другу. Если говорить архитектурным языком, то и губернаторы, и транспортники на вчерашнем совещании эскизно представили президенту проект «Урал промышленный — Урал полярный». Поговорим о нем подробнее, ибо он того заслуживает.

Топливная промышленность, машиностроение, металлургия, металлообработка — эти основные отрасли промышленности Урала многие годы опирались на собственную сырьевую базу. Сегодня она крайне истощена. ММК, к примеру, только на 10 % обеспечен сырьем, вынужден его завозить, попадая в зависимость от сырьевиков, которые на Россию торгуют по некорректно завышенным ценам. К примеру, одна тонна окатышей на мировом рынке стоит 25 евро, а ММК вынужден покупать эту тонну у своих поставщиков за 100 евро.

И в то же время, у нас на Урале, а точнее, в полярном и приполярном Урале, есть все, что нужно нашей промышленности: железная руда (59,1 миллиардов тонн), уголь, хромитовые (850 миллионов тонн), марганцевые (1,468 миллиардов тонн), медные (17 миллионов тонн) руды, нефть, газ, фосфориты (494 миллиона тонн), бокситы (480 миллионов тонн), никель, поделочные камни.

На полярном и приполярном Урале подтверждены и включены в государственный баланс запасы олова, свинца, золота и платины, редких металлов, пьезооптического и кварцевого сырья, в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня месторождений. Общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения полярного и приполярного Урала, приближается к 200 миллиардам долларов.

В северной части Свердловской области и западной части Ханты-Мансийского автономного округа сосредоточены почти две трети запаса древесины на корню Уральского федерального округа — более пяти миллиардов кубометров.

Все это позволяет округу к 2050 году создать новую горно-рудную базу, ликвидировать зависимость нашей промышленности от импорта, вдохнуть силы в экономику, создать новые рабочие места.

Вторая наиглавнейшая составляющая проекта — создание в районе полярного и приполярного Урала транспортной инфраструктуры вдоль Восточного склона Урала. Этот коридор даст выход Транссибу на порты Баренцева моря, Архангельск и Мурманск, позволит повысить экспорт на Восток — в Индию, Китай, Японию.

Геннадий Фадеев назвал наращивание транспортной инфраструктуры национальным приоритетом России.

Что значит, например, строительство дорог для Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенного на площади в 750 тысяч квадратных километров? Это жизнь, это решение социально-экономических проблем, это реальная возможность создать новую горнорудную сырьевую базу не только для округа — для всей страны, снизить зависимость как от внутренних монополистов, так и от зарубежья.

Конечно, этот проект недешевый, он потребует больших затрат и на ускоренную доразведку полезных ископаемых, и на строительство дорог. Петр Латышев оценил размер инвестиций в 600 миллиардов долларов. Но этот проект окупаемый, причем не только финансово, он мог бы работать на независимость России, как экономическую, так и политическую.

Что предложил полпред: разработать проект строительства транспортного коридора, механизмы его финансирования и сроки реализации, меры по привлечению инвестиций, а также разработать к нему плюсом региональные целевые подпрограммы для соучастия в этом важном деле регионов.

Как холодный отрезвляющий душ подействовало на всех выступление заместителя министра Минэкономики Шаронова. Он назвал вопрос непроработанным с точки зрения источников финансирования, дав понять, что инвестиционный фонд, который формируется за счет профицита бюджета, если и пойдет на финансирование, то на конкурсной основе. Он подчеркнул, что особо не стоит рассчитывать на государство, надо привлекать средства госкомпаний и частных инвесторов, рассматривать и альтернативные проекты. В частности, Шаронов обратился к председетелю совета директор ОАО «ММК» Виктору Рашникову с вопросом, возможно ли его участие в проекте как инвестора.

Солидарен с замминистра был и руководитель федеральной налоговой службы А. Сердюков, назвав проект нереальным. Здравым было его замечание о необходимости не только экспортировать сырье, но и развивать перерабатывающие отрасли.

На мой взгляд, радетели государственной казны не заметили главного — того, что решение актуальных хозяйственных проблем для страны в целом может стать национальной идеей.

Путин об этом не говорил. Но, сдается, не зря эту поездку на Урал он начал с посещения Аркаима. Он сказал о том, что его поразило: наши пращуры в III—II тысячелетиях нашей эры умели плавить металл, изготавливать металлические изделия. Одной из предположительных причин исхода людей с Аркаима Путин посчитал истощение сырьевой базы.

История — удивительная вещь и имеет обыкновение повторяться. Мы, подчеркнул президент, огромная страна, у нас есть все возможности сделать сырьевую базу неисчерпаемой. При взаимодействии государства и бизнеса мы должны создавать производства, создавать транспортную инфраструктуру. В этом — залог будущих успехов России.

Итогом этого совещания, подчеркнул Путин, станет проект поручения правительству, регионам. И мне подумалось, кто знает, может быть, Уралу в очередной раз выпадет честь доказать, что он был и есть опорный край державы русской.

Кстати, Виктор Рашников дал ответ Минэкономики. ММК готов инвестировать создание железорудной базы при условии строительства транспортной инфраструктуры. Везя железную руду с Кольского полуострова, комбинат теряет на ее транспортировке до 700 миллионов долларов. Новая сырьевая база даст перспективу отрасли, комбинату. На Севере есть полиметаллические руды, брошенный лом черных металлов — до двух миллионов тонн. Были бы, как говорится, дороги, путь… Кто знает, что увидел Путин в Аркаиме?

Галина Иванова
 
 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования