Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Немного облаков
21 °C
  • Немного облаков
  • Ветер: ЮЗ, 5 м/с
  • Давление: 762 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 53 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Демократия не упраздняет государственные секреты

 
28/02/2002 - 12:22

На вопросы агентства отвечает начальник подразделения по защите государственной тайны и лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы безопасности по Челябинской области подполковник Владимир Гаряев.
-Владимир Павлович, в последнее время в средствах массовой информации появились многочисленные сообщения, связанные с проблемой сохранности секретов в стране. Например, только по делу бывшего военного журналиста Григория Пасько Военная коллегия Верховного суда России признала недействительными два приказа Министерства обороны, регламентирующих порядок обращения с секретными документами и общения военнослужащих с иностранными гражданами. Что же получается, нет у нас секретов?
-Напротив, сведений, составляющих государственную тайну, в России предостаточно. Причем, вовсе не обязательно, что с секретными сведениями работают только военные. Например, только на территории Челябинской области несколько сотен предприятий, в том числе частных, имеют режимно-секретные органы, и ,соответственно, имеют в обращении сведения, которые нуждаются в специальной защите. Среди них есть и особорежимные объекты, и подразделения Министерства обороны и Министерства внутренних дел, и органы власти и управления, и предприятия. Что же касается непосредственно охраняемых сведений, то их на несколько порядков больше, при этом они сосредоточены в виде документальных материалов и изделий различной степени секретности. С ними работают значительное число лиц, имеющих форму допуска к сведениям, составляющим гостайну, вот и получается, что секретов и секретоносителей у нас в стране миллионы и миллионы. Впрочем, дело не в количестве, а в качестве того, что нуждается в охране и защите. Вышеперечисленные миллионы документов и изделий ≈ это обороноспособность нашего государства, конкурентоспособность нашей экономики, политические интересы страны. И думать, что у нас нет секретов, по меньшей мере, легкомысленно. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" дает на Ваш вопрос прямой и недвусмысленный ответ: сведения, составляющие государственную и иные тайны есть, и они должны быть надежно защищены.
А что касается уголовного дела журналиста Григория Пасько, то приговор ему был вынесен по статье 275 УК РФ за государственную измену. Это несколько иной состав преступления, да и приговор еще находится в стадии рассмотрения. Впрочем, разговор у нас сегодня о другом.
-Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, что же необходимо для того, чтобы секретная информация не стала известна тому, от кого ее охраняют?
-Необходимо строго и неукоснительно выполнять требования Закона РФ "О государственной тайне", Указы Президента России, Постановления правительства и подготовленные на их основе ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну. Иными словами должна действовать система режимных и организационных мер. Не буду раскрывать их суть, но каждый руководитель предприятия, учреждения, воинской части, где содержатся и обращаются секретные документы, должен знать эти меры и предпринимать необходимые действия для сохранности и правильного обращения с секретами. За это он несет персональную ответственность. Впрочем, и любой человек, получающий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, несет ответственность за их сохранность и неразглашение.
-А какова роль вашей организации в этом процессе?
-Органы ФСБ России, как контролирующая структура, предпринимают необходимые меры, чтобы необходимый режим по защите государственных секретов безусловно соблюдался. Причем меры эти носят далеко не только карательный характер. В этой связи следует отметить, что государство, через процесс лицензирования, приводит в соответствие с требованиями законодательства работу со сведениями ограниченного пользования на всех без исключения предприятиях, учреждениях и организациях, не зависимо от формы собственности. Например, мы проводим экспертную оценку готовности того или иного субъекта деятельности к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и если все требования закона соблюдены, в том числе одним из обязательных условий является обоснованность допуска предприятия к секретам, то выдаем необходимые лицензии. Кроме того, наши специалисты проводят семинары, совещания по вопросам организации режимной, мобилизационной и допускной работы. Только в минувшем году Региональным аттестационным центром на базе Челябинского филиала Уральской Академии государственной службы проведено обучение 6 групп на курсах повышения квалификации руководителей и работников режимных органов по специализации "Организация и управление процессом защиты государственных секретов". Мы приняли в этом самое деятельное участие.
-Видимо, есть и какие-то оценочные показатели функционирования системы по защите государственных секретов?
-Оценки оценками, но хотелось бы затронуть и острые, проблемные моменты, о которых хотелось бы поговорить. Мы отмечаем, что с каждым годом расширяется круг юридических лиц, обращающихся за получением лицензии на право ведения работ с гостайной. В то же время снижается количество предприятий и организаций, ликвидирующих в своих структурах подразделения по ее защите. Это свидетельствует о том, что многие желают работать в правовом поле в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне". Это, безусловно, радует. С другой стороны, даже там, где эта работа налажена, мы продолжаем выявлять нарушения и недостатки в обеспечении режима секретности, способные привести к утечке закрытых сведений и нанести ущерб обороноспособности, государственной безопасности, политическим, экономическим интересам РФ. В минувшем году нашими сотрудниками при осуществлении официального контроля за состоянием режима секретности проведено свыше двух десятков проверок. В результате во многих случаях были выявлены определенные нарушения, по которым вынесены официальные представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих нарушению режима секретности. Это уже настораживает.
-А конкретные примеры Вы могли бы привести?
-За примерами далеко ходить не надо. Но хотелось бы обойтись без конкретной детализации. Заместитель руководителя подразделения одного из крупных промышленных предприятий, имеющего в составе и оборонное производство, дал интервью корреспонденту местной газеты. В нем он рассказал, в том числе и о специзделиях, выпускаемых заводом, и о перспективах развития одной из стратегических отраслей промышленности. В результате ему пришлось нести дисциплинарную ответственность. При нашем участии расследовались два уголовных дела в отношении бывших работников правоохранительных органов, которые разгласили информацию в отношении сил и средств, применяемых спецслужбами при ведении оперативной работы. В результате чего виновные в совершении преступления, подпадающего под действие статьи 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» приговорены к различным срокам наказания. В ряде других случаев нарушали режим обращения с секретными документами сами секретоносители, а работники режимно-секретных органов халатно относились к своим обязанностям. Но могу заверить, что ни один случай не остается без внимания, проводятся служебные расследования. Виновные, безусловно, наказываются, в том числе и в уголовном порядке. Напомню, что статья 283 УК РФ ("Разглашение государственной тайны") гласит: "разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены √ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового".
При этом мне бы хотелось добавить, что не все нарушения порядка обращения с секретами подпадают под уголовную ответственность, в связи с чем, у нас продолжительное время не было действенного рычага воздействия к организациям и должностным лицам, не желающим строго соблюдать нормы по защите госсекретов. В настоящее время законодательно закреплено право привлечения к административной ответственности нерадивых руководителей и секретоносителей. Все меры административного воздействия предусмотрены новым Кодексом об административных правонарушениях, при этом определена ответственность, как за нарушение условий действия лицензии на работу с гостайной, так и нежелание руководителей выполнять указания по наведению порядка в сфере обращения госсекретов.
Так что, следует помнить, ≈ отношение к государственной тайне должно быть бережным и трепетным.

 
 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования