Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Незначительная облачность, дым
-18 °C
  • Незначительная облачность, дым
  • Ветер: В, 1 м/с
  • Давление: 779 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 77 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Ирина Старостина: «У муниципалитетов есть право выбора избирательной системы»

 
Ирина Старостина: «У муниципалитетов есть право выбора избирательной системы»
27/08/2008 - 09:34

В 2009 году в Челябинской области состоятся выборы в представительные органы власти и глав ряда муниципальных образований. Уже сейчас в СМИ активно обсуждается возможность применения смешанной системы на муниципальных выборах.

Об этом наш корреспондент Ирина Поволоцкая беседует с председателем избирательной комиссии Челябинской области Ириной Старостиной:

- Ирина Аркадьевна, насколько реально изменение системы голосования на муниципальных выборах?

- Менять избирательную систему нет необходимости. На сегодня у муниципалитетов есть все возможности самим выбирать, какую систему применять на местных выборах. Федеральный закон предоставляет им такое право.

Федеральное законодательство лишь четко устанавливает схему выборов органов государственной власти субъектов РФ (Законодательное Собрание): не менее 50-ти процентов депутатов должно избираться по пропорциональной системе, остальные – по мажоритарной (одномандатным округам).

А субъектам РФ дано право самим устанавливать возможные избирательные системы выборов при формировании органов местного самоуправления. Существующее федеральное и областное законодательство позволяет проводить муниципальные выборы по нескольким схемам. При этом органы местного самоуправления должны самостоятельно принять единую норму и прописать ее в своем Уставе.

- Какие системы муниципальных выборов устанавливает наш областной закон?

- Законом Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» предусмотрено, что выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут быть проведены с применением одной из трех схем:

- мажоритарная избирательная система относительного большинства;

- смешанная избирательная система с закрытыми списками кандидатов:

- пропорциональная избирательная система с закрытыми списками избирателей.

Вид применяемой избирательной системы при проведении муниципальных выборов устанавливается уставом муниципального образования.

То есть на сегодня каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, по какой системе будут проведены выборы. Это же право у всех было и на предыдущих выборах в марте 2005 года, когда практически во всех органах местного самоуправления проводились выборы.

- Ирина Аркадьевна, какая система выборов на сегодня выгодна для политических партий?

- Давайте рассмотрим на примере. В соответствие с областным законом депутаты ЗСО Челябинской области выбираются по смешанной системе: 50 процентов – по одномандатным округам и 50 процентов – по спискам партий (по федеральному закону не менее половины депутатов нужно избирать по спискам, можно и весь депутатский корпус выбирать по спискам, как в Госдуму).

В настоящее время распределение депутатских мандатов выглядит следующим образом: «Единая Россия» - 49 мандатов, КПРФ – пять мандатов, ЛДПР и «Справедливая Россия» - по три мандата. Такое преимущество единороссов обусловлено наличием 30 одномандатных округов, в которых победили представители правящих партий. Если бы выборы проходили только по пропорциональной системе, то распределение мандатов выглядело бы таким образом: «Единая Россия» - 38 мандатов, КПРФ – десять, ЛДПР – шесть, «Справедливая Россия» – шесть мандатов (они набрали соответственно 51,98 процента, 12 процентов, пять процентов и семь процентов голосов избирателей). Получается, что если бы не было одномандатных округов, то «Единая Россия» не досчиталась бы 11 мандатов. Такие выводы абсолютно справедливы и для муниципальных выборов, особенно в районах со сложной социально-экономической обстановкой.

Я считаю, что пропорциональная система выгодна только тем партиям, которые имеют в представительном органе наименьшее количество голосов.

Политические партии – это общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан в управлении государством, завоевания и осуществления власти в камках Конституции РФ и навряд ли депутаты Единой России пойдут на то, чтобы добровольно отдать свои мандаты, свое кровное и добытое в борьбе. Во всех представительных органах большинство единороссов и по большому счету решение о внесении изменений в устав муниципальных образований зависит от них.

- Однако выборы по спискам тоже дают свои плюсы для правящей партии?

- Да, когда нужно решить кадровые вопросы. Допустим, в городской Думе нужно на руководящие должности поставить конкретных лиц, которые способны качественно выполнять ту или иную ответственную работу. Но если они пойдут по одномандатным округам, они могут не избраться, так как не настолько известны, раскручены и не всегда у них есть деньги, чтобы их вкладывать в избирательную кампанию. В таком случае наши представительные органы для решения кадровых вопросов могут пойти на то, чтобы прописать в уставах, что такая-то часть представительного органа должна избираться по партийным спискам. Они могут любую долю списочников установить.

Но переходить на пропорциональную систему выборов представительных органов власти для правящей партии было бы самоубийством. Внутри партии нет отработанного на местном уровне механизма отбора наиболее достойных кандидатов в состав партийных избирательных списков. На федеральном и региональном уровне этом компенсируется публичностью процедуры формирования списков. На местном уровне такого противовеса нет.

- А если брать ближайшие выборы, когда депутаты должны будут определиться и внести изменения в устав?

- В первых числах декабря 2008 года должна быть объявлена дата ближайших выборов (в марте 2009 года состоятся выборы депутатов и главы Челябинска и Трехгорного). До этого момента должны быть приняты соответствующие решения представительным органом власти и внесены изменения в Устав.

- В СМИ прозвучала информация, что в случае введения на выборах смешанной системы голосования необходимо будет производить перенарезку избирательных округов?

- Нарезка округов, конечно, должна быть произведена, их станет меньше, но для избирательных комиссий практически ничего не изменится. Городская комиссия всегда выполняла функции всех окружных комиссий. Для избирателей, для которых важен избирательный участок, тоже ничего не изменится. Он у нас по нормам создается, и менять его не нужно будет. Все останутся приписанными к своему избирательному участку.

- В предыдущие годы по какому принципу мы выбирали депутатов различных уровней?

- На выборах депутатов Государственной Думы в декабре прошлого года была применена пропорциональная схема. Все 450 депутатов избирались по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. В 2003 году Госдума избиралась по смешанной системе (половина депутатов - по одномандатным округам, половина – по партийным спискам).

Законодательное собрание мы выбирали по смешанной системе - 50 на 50. У нас 30 одномандатных округов, и 30 депутатов избраны по пропорциональной системе.

Представительные органы власти муниципального образования выбирались по мажоритарной системе, то есть по одномандатным округам. Это прописано в их Уставах.

- А глава по какому принципу избирается?

- Существует два способа избрания глав муниципальных образований. Это также должно быть прописано в Уставе. Первый – когда глава избирается непосредственно народом, а второй – представительным органом из своего состава. Этим правом в предыдущие годы воспользовались единицы. Например, так были избраны главы в Кизильском и Агаповском районах.

Если глава избирается всенародным голосованием, то затем входит в состав представительного органа, возглавляет его или становится Сити-менеджером. Он не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации.

Если он выбирается из числа депутатов, то является председателем представительного органа власти.

ВЫПИСКА ИЗ ЗАКОНОВ:

УСТАВ Челябинска:

Выборы Главы города Челябинска проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по муниципальному избирательному округу, включающему в себя всю территорию города Челябинска. Глава города избирается …сроком на пять лет.

Глава города возглавляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрацию города Челябинска.

Выборы депутатов Челябинской городской Думы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Городская Дума состоит из 37 депутатов, избираемых …сроком на пять лет.

Муниципальные выборы назначает Челябинская городская Дума в порядке и срок, предусмотренные законодательством.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Проект Устава города, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав города не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного городской Думой порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав города Челябинска, решения о внесении изменений и дополнений в Устав города принимаются большинством в две трети голосов от установленного численного состава депутатов городской Думы.

Законодательство о выборах:

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района.
3. Установленные пунктами 2-4 части 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
(ред. от 21.07.2007)4. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции). Депутатское объединение (фракция) включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. В депутатские объединения (во фракции) могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

Ирина Поволоцкая
 
domru.ru

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования