Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Рассеянные облака
20 °C
  • Рассеянные облака
  • Ветер: Ю, 5 м/с
  • Давление: 761 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 56 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

История рождения спектакля: особая роль режиссера

 
История рождения спектакля: особая роль режиссера
25/05/2015 - 18:07

Трудно представить себе создание спектакля без режиссера. Это единственный человек в театре, который держит в голове весь замысел постановки от начала до конца, включая роли, декорации, музыку, свет и множество других нюансов. Режиссер, забегая мысленно вперед, заранее предвидит результат, к которому надо стремиться всем создателям спектакля.

Челябинский молодежный театр в мае начал репетиции нового спектакля для детей «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена. Выбор именно на эту сказку пал не случайно. Планировалось создать музыкальную красочную сказку для самых маленьких, для тех, кто только начинает познавать мир театра.

Агентство «Урал-пресс-информ» совместно с челябинским молодежным театром расскажет зрителям тайны закулисья и секреты рождения спектакля. Над постановкой музыкального спектакля «Стойкий оловянный солдатик» уже около месяца работает опытный режиссёр из Санкт-Петербурга, лауреат высшей театральной награды России – национальной премии «Золотая маска» Сусанна Цирюк.

О том, в чем заключается работа режиссера и каковы особенности постановки, агентству «Урал-пресс-информ» рассказал Сергей Бахтин, ассистент главного режиссера Челябинского государственного драматического молодежного театра.

- Сейчас режиссер совместно со своими ассистентами готовит премьерный спектакль ко Дню защиты детей «Стойкий оловянный солдатик». Сюжет тесно перекликается со сказкой Андерсена?

- Сказка Андерсена и спектакль – это два самостоятельных произведения. Пьеса была написана специально для нашего театра поэтом, драматургом, литератором Константином Рубинским. Конечно, есть персонажи, которые мы берем у Андерсена – солдатик, балерина. Но драматург придумал и других героев, создал свои отдельные линии, получилась необычная трактовка сказки. Действие происходит только в комнате девочки, в ней возникает и конфликт. Необычность еще и в том, что актеры во время спектакля взаимодействуют с залом, идет прямой диалог со зрителями. Драматург перевел сюжет в более мирное русло, финал у сказки, конечно же, будет счастливым.

- Как начиналась подготовка к спектаклю?

- Самый первый этап – это застольный период, читки за столом. Режиссер представляет актерам произведение, выслушивает их мнение. Бывает, что текст воспринимают критично, что-то исправляется. Затем происходит разбор произведения: для чего режиссер выбрал именно эту пьесу, какая задача ставится перед актерами. И уже после этого идет распределение ролей. Бывает, что на этом этапе видно, что роль не подходит актеру, тогда еще можно что-то поменять.

 - Какие задачи ставились перед актерами в «Стойком оловянном солдатике»?

- Нам необходимо создать спектакль, который был бы интересен нашим самым маленьким зрителям. Нужно реалистично показать историю оживших игрушек при помощи современных выразительных средств - декораций, костюмов, спецэффектов. Для каждого персонажа ставится своя задача.

- А как происходило распределение ролей?

- У нас уже сложились определенные типажи у актеров. Конечно, бывает такое, что «ломаем» амплуа. При выборе обращаем внимание на внешние сходства, возрастные категории, голосовые и пластические данные. Ведь «Стойкий оловянный солдатик» – это музыкальный спектакль, поэтому актеров подбирали хорошо поющих и танцующих. Окончательное решение об утверждении актера на роль принимает коллегия театра совместно с режиссером. Когда со спектаклем работают иногородние режиссеры, они специально посещают несколько наших спектаклей и оценивают работу актеров.

- А режиссер «Солдатика» Сусанна Юрьевна Цирюк уже была знакома с работой актеров?

- Да, Сусанна Юрьевна уже не в первый раз работает с актерами нашего театра. Она уже ставила в Челябинском молодежном театре спектакли «Дело Макропулоса» и «Легенда об Алладине», в которых работала практически вся наша труппа. Поэтому в этот раз Сусанна Юрьевна приехала уже с четким пониманием, кто какую роль исполнит.

Вообще, Сусанна Юрьевна - один из немногих режиссеров, кто работает в жанре музыкального театра. Работать с таким профессионалом легко и понятно. Ее постановки всегда яркие, зрелищные, и идут с большим успехов в разных странах.

- На каком этапе сейчас подготовка спектакля «Стойкий оловянный солдатик»?

- Сейчас идет этюдная работа с актерами и репетиции отдельных сцен. Мы придумываем действия, учим тексты, ставим танцы, мизансцены, прорабатываем взаимодействия между персонажами. У нас этюдный период объединяется с репетициями в выгородках, потому что декорации в спектакле очень игровые. В «Солдатике» есть такие декорации, как коробка, лестница и камин, актеры активно ими пользуются во время спектакля, поэтому все должно быть проработано до мелочей. Это помогает актеру на сцене ориентироваться в пространстве.

Как правило, в этот период берется не более трех эпизодов. В это же время мы стараемся соединить танцы, музыку и вокал. У нас с актерами танцами занимается режиссер по пластике Влад Морозов. Это настоящий профессионал своего дела Он уникален тем, что мыслит не только как хореограф, но и как режиссер, использует в работе режиссерские приемы. Песнями занимается заведующая музыкальной частью Анна Розенберг. Она же подбирает музыку для всех наших спектаклей.

Мы не можем репетировать спектакль с начала до конца, потому что сцена занята, актеры параллельно задействованы в других спектаклях и репетициях театра. Сейчас у нас уже половина спектакля «поставлена на рельсы». Остается работа над деталями, это уже будет происходить на сцене с декорациями.

- Во время репетиций актер может подсказывать режиссеру, выражать свое мнение или он только исполнитель?

- Существует три типа режиссерского воздействия на актера – показ, подсказ и рассказ. Например, известный режиссер Роман Виктюк использует  только метод показа – это четкий диктат актеру. Он показывает все, вплоть до мимики и движений. Есть режиссеры, которые полностью ссылаются на актера, только дают ему наброски. Это тоже опасно, поскольку актер не видит себя со стороны. И третий способ – подсказ – когда режиссер поясняет свой взгляд, но актер в свою очередь тоже предлагает свои видения. Это самый лучший вариант взаимодействия между актером и режиссером. Сусанна Юрьевна руководствуется именно этим методом. Наши актеры много предлагают, и порой им приходят в голову фантастические вещи, которые режиссер с удовольствием реализует.

- Сколько времени актер учит текст?

- По-разному, все зависит от человека. У одного хорошая память, и он может сходу запомнить роль, у другого это занимает больше времени. Помощник режиссера во время спектакля всегда сидит с текстом за кулисами и может подсказать забытую фразу в случае необходимости.

- Зритель этого не слышит?

- Нет, у нас потрясающее закулисье, есть специальная будка, которая защищает от выхода звуков на сцену. Есть также слепые зоны, они опасны для актеров тем, что там не слышно звук ни из зала, ни со сцены.

- Что еще осталось сделать до премьеры спектакля?

- Вскоре мы выйдем с репетициями на сцену. Первые несколько репетиций собираем в единое целое выученные отрывки. После того как все подчищено и смонтировано, выходим на прогоны с костюмами и всем реквизитом. Как правило, на цене репетиции длятся не больше недели, этого времени обычно достаточно, чтобы все собрать. Затем уже идет сдача на зрителя. Приглашённые лица, родственники, работники цехов театра оценивают то, что получилось. И заключительный этап – долгожданная премьера! 

Ольга Мельчакова
 
 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования