Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Незначительная облачность, туман, дым
-23 °C
  • Незначительная облачность, туман, дым
  • Ветер: Ю, 2 м/с
  • Давление: 779 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 84 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Из тупика. История одной реформы

 
Из тупика. История одной реформы
12/11/2008 - 10:59

Таково название книги, приуроченной к десятилетию реформы железнодорожного транспорта России. Этой же теме была посвящена шестая международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство. 10 лет реформе железнодорожного транспорта России», которая состоялась в конце октября в Москве.

В обсуждении актуальных проблем приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, заместитель председателя правительства РФ, председатель Совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков, депутаты Государственной Думы РФ, сенаторы Совета Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, главы крупнейших предприятий в железнодорожной отрасли России и ряда зарубежных стран, представители бизнес-сообщества, а также представители федеральных и региональных СМИ, в том числе – корреспондент агентства «Урал-пресс-информ» Анастасия Татаринцева.

«Все попытки использовать транспорт лишь как инструмент развития других бизнесов, регионов, слоев населения и т.д. всегда заканчивались тем, что он начинал работать все менее эффективно, требовал все больших дотаций, становился невосприимчивым к спросу и в результате уже мало кого устраивал. При, казалось бы, минимальных ценах на перевозку бремя транспортных затрат для общества оказывалось непомерно тяжелым, что совершенно закономерно, поскольку все неэффективное дорого стоит. «К транспорту надо относиться как к самостоятельному бизнесу, а не собесу» – вот важнейший принцип, который соответствует эффективной экономической модели».

Необходимость реформирования железнодорожного транспорта стала очевидна в свете произошедших в России в конце прошлого века радикальных экономических и политических перемен, в результате которых стремительно развивающаяся экономика страны столкнулась с рядом серьезных диспропорций в развитии Российских железных дорог.

Ключевой проблемой стал значительный дефицит инвестиционных ресурсов, повлекший за собой существенное сокращение возможностей для развития инфраструктурных мощностей железных дорог, обеспечивающих все возрастающие объемы перевозок. Именно на его преодоление, прежде всего, направлена реализация структурной реформы на железнодорожном транспорте, в результате которой должно быть обеспечено эффективное и сбалансированное развитие всего железнодорожного транспорта в целом.

В 1996 году был принят документ «Основные направления развития железнодорожного транспорта», в котором была заложена идеология эволюционного подхода к реформе отрасли. Постановлением правительства РФ от 15 мая 1998 года номер 448 утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта».

Основным итогом первого этапа (2001-2002 годы) стало создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которое было утверждено постановлением правительства РФ.
Функции хозяйственного управления полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту – ОАО «РЖД», функции государственного регулирования осуществляет министерство транспорта РФ и подведомственные ему федеральная служба по надзору в сфере транспорта и федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Уставной капитал ОАО «РЖД» составил 1 триллион 535 миллиардов 700 миллионов рублей, или более 60 миллиардов долларов. Своим имуществом в него вошло 987 предприятий.
Доля принадлежащих РФ акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 процентов.

В составе общества образованы 17 территориальных филиалов – железных дорог, функциональные филиалы (завода, проектно-конструкторские, строительные подразделения и т.д.) и представительства за рубежом, всего 166 обособленных структурных подразделений.

Во время второго этапа (2003-2005 годы) советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО «РЖД», в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники, производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики, капитального строительства и проектно-изыскательных работ, ремонта грузовых вагонов, научно-исследовательских и проектно-изыскательных работ, контейнерных грузовых перевозок, перевозок грузов изотермическим подвижным составом, пригородных пассажирских перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы перешли в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО «РЖД» компаниями-операторами подвижного состава.
Начиная с годовой отчетности за 2004 год, ОАО «РЖД» доставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.
Третий этап реформирования начался в 2006 году и рассчитан до 2010 года. Этот этап призван стать инвестиционной стадией развития отрасли. Для этого, путем изменения нормативно-правовой базы и имущественной структуры железнодорожного комплекса, создаются соответствующие организационные и экономические условия для привлечения частных инвестиций и увеличения инвестиционных возможностей предприятия отрасли.
Для притока инвестиций в отрасль и развития конкуренции необходимо решение следующих задач.

Во-первых, создать условия развития рыночных отношений в сфере оперирования грузовыми вагонами.

Во-вторых, ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет финансового результата от грузовых.

В-третьих, продолжить структурные преобразования ОАО «РЖД», формирование холдинга и продажу части акций дочерних предприятий инвесторам. При этом вырученные от такой продажи средства должны направляться на развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава.

В-четвертых, приступить к реализации проектов развития инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.
По словам зампредседателя правительства РФ, председателя Совета директоров РЖД Александра Жукова, увеличились инвестиционные возможности в подвижной состав для грузоперевозок. Так, объем частных инвестиций и средств лизинговых компаний, направленных на приобретение парка превысил 25 миллиардов рублей. За первое полугодие текущего года частными собственниками приобретено более 17,7 тысяч грузовых вагонов, основную часть которых составили полувагоны, платформы, хопперы.

С 1 октября 2003 года ОАО РЖД перевезено свыше 6,5 миллиарда тонн грузов. Любопытно, что пассажиров за этот период перевезено 6,5 миллиарда человек.

На 34 процента возросла производительность труда железнодорожников. Стоимость соцпакета составляет 90 миллиардов рублей, сохранена отраслевая медицина, ежегодно в санаториях оздоравливается свыше 60 тысяч железнодорожников.
Мощный импульс получила инвестиционная деятельность компании. В 2007 году инвестиционная программа РЖД, финансируемая за счет всех источников, исполнена в сумме около 255,5 миллиарда рублей, в том числе за счет собственных средств компании в объеме около 253,5 миллиарда рублей. Инвестиционная программа на 2008 год составляет 411,4 миллиарда рублей (без НДС) – это почти в 1,6 раза выше прошлогоднего уровня.
Возросла доля стратегических проектов повышения качества предоставляемых ОАО РЖД услуг – повышение грузовых и пассажирских скоростей движения, повышение безопасности, внедрение нового подвижного состава и новых управленческих технологий, решение государственных задач.

В этом году ОАО РЖД сохранило высокие темпы развития и повысило эффективность своей деятельности и удовлетворения транспортных потребностей экономики.

Темами для обсуждения участников конференции стали «Стратегическое развитие на российских железных дорогах как катализатор социально-экономического роста страны», «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок», «Инвестиционные перспективы железных дорог России: IPO транспортных компаний как инструмент привлечения частного капитала в отрасль», «Производство и ремонт железнодорожного подвижного состава: современное состояние и перспективы развития», «Взаимодействие участников транспортного процесса в условиях реформирования отрасли как основа повышения глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы», «Реформирование пассажирского комплекса как инструмент обеспечения мобильности населения и транспортной доступности регионов», «Реформа железнодорожного транспорта в России в контексте мирового опыта», «Формирование рынка транспортных услуг – цель третьего этапа реформы: средства, инструменты, перспективы», «Тарифное регулирование в условиях реформирования».

Президент ОАО РЖД Владимир Якунин в результате реформирования видит холдинговую компанию, которая управляет от имени государства и по его поручению имеющейся в ее уставном капитале инфраструктурой. У компании есть дочерние предприятия, управляющие подвижным составом, обеспечивающие пассажирские перевозки, услуги на вокзалах. В этих направлениях присутствует заинтересованный частный капитал – так же, как РЖД, например, сейчас присутствует в «Трансмашхолдинге».

Эта компания будет управлять своим развитием, реагируя на потребности государства. Она будет сочетать персонал, имеющий хорошую инженерную подготовку, с воспитанниками лучших менеджерских школ.

Это будет компания, которая в 2015 году избавится от всех переживших свой срок вагонов, значительно обновит парк тягового состава. В этом холдинге будет логистическая компания. «Трансконтейнер» станет мировым лидером по транзитным перевозкам из АТР а Европу и обратно.

Со временем ОАО РЖД станет публичной компанией.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин: «Задачи, поставленные в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», масштабные, крупные, амбициозные. Предстоит построить тысячи километров новых железнодорожных линий.

Модернизировать действующую сеть и переоснастить парк подвижного состава. Всё должно укрепить конкурентоспособность и геополитические позиции нашей страны. Дать серьезный импульс социально — экономическому подъему, развитию России, а также устранить инфраструктурные ограничения роста, которые мы уже ощущаем. Именно поэтому мы сегодня говорим о приоритетном развитии инфраструктуры в целом и о развитии железнодорожного транспорта в частности».

Анастасия Татаринцева
 
domru.ru

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования