Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Незначительная облачность, дым
-17 °C
  • Незначительная облачность, дым
  • Ветер: СВ, 1 м/с
  • Давление: 779 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 77 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Момент истины

 
Момент истины
15/12/2008 - 13:00

Сегодня мы имеем редкую возможность поговорить не о виртуальной, а о реальной политике. Когда историки займутся темой демонтажа интеллектуально убогой и социально опасной конструкции, получившей в России наименование «вертикали власти», 11 декабря 2008 года послужит отправной точкой в этой истории. В этот день губернатор Челябинской области Петр Сумин на совещании в Кургане предложил президенту РФ Дмитрию Медведеву радикально изменить межбюджетные отношения, отозвав в пользу регионов 25 процентов налога на добавленную стоимость и объявить на фоне жестокого кризиса «инфраструктурное десятилетие». Этот рискованный шаг губернатора на фоне трусливого «одобрямса» основной массой региональных «элит» неуклюжих антикризисных телодвижений федеральной власти заслуживает внимания и признания.

Глубоко сомневаюсь, что самому Петру Сумину придутся по нраву такие комплименты. Скорее наоборот и хорошо понятно - почему. Однако дело не в том, что кому-то понравится, а что нет. Речь об ответственности за регион, поставленный не только кризисом, но и политикой федерального центра на грань выживания уже в следующем году. Именно Сумин оказался на сегодня единственным уральским политиком, работающим и высказывающимся без оглядки на предвыборный пиар, кремлевскую челядь, карьерные соображения и перспективы личного бизнеса. Жаль, что для того, чтобы иметь право на политический поступок, у нас нужно как минимум прожить в большой политике столько, сколько прожил в ней Сумин, иметь его человеческий и политический потенциал и, что немаловажно, – стоять на пороге завершения политической карьеры. Все наши «перспективные политики» – те, «кому есть что терять», сегодня молчат в тряпочку и прячутся по углам. Где, спросите, наши ведущие «публичные политики» от партии власти – депутаты Госдумы Берестов и Лазарев, Панов и Морозов, Вяткин и Гришанков, Елисеев и Комаров? Давно ли слышали про их инициативы, предложения, про попытки «достучаться» до высшей власти, про то, что они реально защитили интересы хоть одного человека, «пробили» важный для области проект? А где братья их меньшие – депутаты ЗСО, набравшие в рот воды, а если и открывающие его, так лишь для того, чтобы мужественно высказаться на тему «вы себе не представляете, насколько правы наш президент и премьер»! Где наши многочисленные промышленно-предпринимательские союзы и ассоциации, годами талдычившие о «социальной ответственности» бизнеса и его партнерстве с властью? Не они ли сегодня без раздумий, при малейшей угрозе своим доходам, выбрасывают на улицу тысячи людей – какими бы фиговыми листками, вроде «сокращенной рабочей недели» это не прикрывалось? Кто из них предложил хоть то-то дельное или просто публично обнародовал перед лицом горячо любимой власти свою честную позицию, независимые, профессиональные оценки – а ведь это именно то, в чем более всего нуждается «запиарившая» сама себя до невменяемости власть? Где партия, на голосование за которую год назад сгоняли с заводов как раз тех, кого сегодня выбрасывают на улицу?

Никого нет, сцена пуста. Кризис стал моментом истины, показавшим цену нашей «властвующей элите»: ноль рублей, ноль копеек. В лучшем случае она судорожно спасает сейчас свои личные капиталы. Тем очевиднее сегодня значение инициатив губернатора, на них стоит остановиться подробнее, чтобы оценить по достоинству. Хотя бы потому, что больше оценивать нечего.

Видит Бог, автор никогда не был в числе поклонников нынешней областной власти, о чем там хорошо известно. Больше того, глубоко убежден по сей день, что администрация Вадима Соловьева была кадрово крепче, компактнее, мобильнее, там присутствовали философия реформ и дух команды, несмотря на всякие разные нюансы. Петр Сумин и его люди, пришедшие к власти в 1996 году на волне массовых невыплат пенсий и зарплат (напомню, что цена барреля нефти тогда колебалась вокруг 10 долларов) первые два года просто не знали, за что хвататься и занимались почти исключительно «распечатыванием первого конверта» - «вали все на предшественника». А потом пришел дефолт 98-го и начался рост. Все это время Сумину везло почти так же как Путину – рост экономик стран Запада и Китая плюс импортозамещение в результате девальвации тянули доходы выше и выше. В России этот праздник жизни не может не закончиться сначала полотнами Айвзовского, а затем – известной картиной Репина. Но вот именно когда «приплыли», в момент кризиса и дефицита доверия, воли и разума, становится ясно, кто чего стоит.

Именно Сумин, единственный во власти, без колебаний и лицемерия, без оглядки на мечущегося в сомнениях премьера, сразу назвал ситуацию «жесточайшим кризисом». Уже через неделю первые антикризисные предложения были в Москве (слишком рано – там еще не знали о кризисе!). Предложив 11 декабря по сути федеративную налоговую реформу, губернатор по-настоящему встал вровень с проблемой. Второе предложение Сумина – о необходимости «объявить и осуществить инфраструктурное десятилетие» – вообще приговор социально-экономической политике последних пяти-семи лет. Когда об этом говорит не президент, премьер или лидер правящей партии, а пожилой губернатор с весьма «нерыночным» бэкграундом, это следует переводить так: ребята, вы профукали и растащили время и деньги, которые можно и нужно было потратить на дороги, мосты и связь в России. Но еще не все потеряно: пустите хоть сейчас резервы не на свои компании и валютный рынок – займите людей строительством, дайте им деньги и шанс: это лучший способ противостояния кризису, мы все еще можем мобилизовать рассыпающуюся во взаимном недоверии страну. А настойчивая просьба к президенту направлять деньги антикризисных программ через региональные банки – это ли не выражение недоверия тем столичным кредитным учреждениям, во главе которых сплошь родные для федеральной власти лица? Одна беда: деньги через них до регионального бизнеса так и не прошли. Так бороться с кризисом – все равно, что носить воду в дырявом ведре: пока она в него льется, нормально. Но кран уже закрыли.

Все это не значит, что региональную власть не в чем упрекнуть. Там явно не хватает решительности и контроля в реализации заявленного, очень мало фактически сделанного в поддержке ипотеки и строительства – важнейших локомотивов развития и спроса. Компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам, бесплатное выделение земли под застройку для ипотечных агентств, формирование госзаказа на строительство жилья, госгарантии по кредитам системообразующим застройщикам и т.п. – здесь слишком много слов и мало движении вперед.

А теперь о том, почему мы так пафосно говорим о предложении Сумина президенту Медведеву передать в регионы 25 процентов НДС?

Дело в том, что настоящим вопросом «жизни и смерти» российского государства (оно, как выяснилось, состоит не только из двух труб, Кремля, Белого дома и Челси, но еще и из регионов, населенных людьми) являются межбюджетные отношения. Ровно к 2008 году завершился переход к сверхцентрализованной, жестко управляемой из центра модели унитарного бюджетного устройства страны, в которой поставленные в полную финансовую зависимость от Центра власти регионов и органы местного самоуправления, лишенные собственных источников формирования доходной части бюджетов, превращены в придатки консолидированного бюджета и выполняют пассивную роль исполнителей бюджетных полномочий.

Перетягивание всех доходных источников в Центр позволило федеральной власти устанавливать доходы федерального бюджета на уровне расходов, передавая исполнение внутренних государственных обязательств на нижестоящие уровни бюджетов. По-ученому это называется передачей бюджетного дефицита на субфедеральный уровень (заранее прошу прощения у читателей за излишнюю наукообразность слога, но это тема диссертации автора и ему трудно преодолеть искушение выглядеть умнее, чем кажется).

Фактически перечень региональных налогов сократился с семи до трех, а местных – с пяти до двух: далеко не самых собираемых и весьма подверженных обрушению в случае экономического кризиса (именно таков налог на прибыль предприятий, системообразующий для регионального бюджета). В 1998 году норматив отчисления в бюджетные фонды регионов от главного налога – НДС – был сокращен с 25 до 15 процентов. А с 2001 года вся сумма НДС сосредоточена в федеральном бюджете. Одновременно были образованы аж шесть денежных фондов перераспределения средств между регионами.

При этом федеральные власти полностью отказались от принципа «расщепления» налогов, в результате чего регулирующие налоги были заменены дотационными формами межбюджетного регулирования. Это окончательно закрепило полную зависимость экономического развития регионов от федерального центра и лишило их стимулов к саморазвитию. Попутно заметим, что из 24 тысяч муниципалитетов России 98 процентов сейчас дотационны (даже Челябинск получает из вышестоящих бюджетов около трети своего бюджета), также в дотационные превратились за последний месяц и практически все субъекты федерации.

Сегодня, когда бюджетные расходы на 2009 год Челябинская область сокращает на треть (выпадает пока 21 миллиард рублей) из-за того, что уже в октябре-ноябре металлурги и машиностроители сократили производство от 30 до 70 процентов (стало быть, прибыли не будет – не будет и бюджетных поступлений), область, при сохранении нынешней системы межбюжетных отношений, может рассчитывать лишь на то, что в протянутую Москве ладошку что-нибудь упадет. Но там уже очередь: Абрамович, Дерипаска, Фридман, Авен, Аликперов – бедствующим олигархам не видно конца: насилу Исландию вытолкали. После этих занимать бессмысленно и потому надеяться не на кого. Насколько ситуация серьезна, большинство у нас просто еще не понимает, но когда губернатор говорит о том, что «в будущем году пострадают от отсутствия финансирования программа «Жилье», дорожное строительство, газификация, ремонт социальных объектов... да и напряженно будет с выплатой зарплат бюджетникам и субсидий» – это значит многое.

Предложение правительства в ТАКИХ условиях помочь регионам выделением им на следующий год дополнительных 0,5 процента (!) несобираемого налога на прибыль (которой нет уже сейчас) выглядит сущим издевательством – это все равно, что положить в протянутую руку нищего камень.

Именно в этих условиях Петр Сумин пошел на отчаянный шаг, вполне могущий стоить ему кресла. Он предложил власти вернуться в «допутинский» 1998 год, когда регионы получали 25 процентов НДС. Губернатор посягнул на святое, на краеугольный камень «вертикали власти» – систему откачки из регионов ресурсов с последующим их перераспределением в пользу тех, кто «хорошо себя ведет». Это – не экономическая инициатива, а политический шаг, возвращающий регионам важную часть их самостоятельности и начинающий демонтаж той гибельной для страны конструкции власти, когда доверие подменяется лояльностью, работа – пиаром, а послушный взяткодатель в руководящем кресле становится предпочтительней честного политика.

Не сомневаюсь, что кто-нибудь припомнит по этому случаю Сумину Южно-Уральскую республику – и это будет большой глупостью. Потому что именно попытка подмены сложных, но прочных федеративных конструкций вертикалями монопольной власти, на деле оборачивающимися вертикалями коррупции и расточительства, добивает бывшие империи. Замены все равно не выйдет – выйдет только иллюзия и самообман. Речь идет о принципиальном выборе общества и власти между давно умершей империей-зомби и полноценным федеративным проектом, способным оживить и модернизировать страну.

Выбор непростой. Приказывать легче, чем договариваться. Назначать проще, чем выбирать, думать сложнее, чем подчиняться. Получать приношения приятнее, чем адекватную информацию и жесткие требования. Спорить рискованней, чем поддакивать, хватая падающие со стола куски. Но только свобода дает шанс на достойную жизнь и уже потому она лучше несвободы – как верно подметил один молодой президент.

Губернатор Сумин, переживающий третий и последний кризис в своей политической жизни, сделал, наверное, самый важный личный выбор и может быть спокоен за свою репутацию. По тому, как отнесутся к его предложениям в Москве, мы узнаем, имеет ли смысл это слово там, а значит, прочтем и ближайшее будущее страны. Ведь сейчас все мы переживаем тот редкий и восхитительный момент, когда ценности, а не технологии решают все. Момент истины.

Александр Подопригора
 

Статья потрясает молодым задором и множеством паралелей и меридианов . Даже о вертикаль споткнулись. К Чему бы это? Попробуем ответить на вопрос не воспевая деяния Петра Ивановича. Не к чему ему слова он человек трезвого рассчета , да и дела умеет вести. Не зря же мы все слышали про Южноуральскую республику, а получили генерал-губернаторство с полпредом во главе. Но ведь получили! Очень просто сосать из вертикали мощной струёй ,а возвращать регионам брызги, а когда стало сухо Пусть регионы сами пососут эту самую вертикаль. Сколько позволим. Управятся - молодцы, Не управятся не наша забота. А мы всторонке: кто не спрятался я не виноват! И вот эту трезвую мысль в нужное время и в нухном месте озвучивает Сумин. Нельзя не отметить удивительную своевременность и актуальность идеи. Но вот ещё удивительней,что Челябинская область действительно имеет все возможности проявить себя и в такое нзавидное время. Толдько от главной заповеди Экономикс - Купи продай надо вернуться в необходимой и достаточной степени к заветам дедушки Маркса Как потопаешь так и полопаешь. Петр Иванович туго учил Марксовые прописи,но должен их хорошо знать и ,конечно умеет использовать. Время покажет хватит ли у нас здравого разума. Очень хотелось бы веритьь.

Да ладно вам. Сумин и губернатор хороший, не просто хороший мужик. И интересы области он отстаивает, может быть, только благодаря ему у власти у нас в области более-менее стабильная обстановка. Проблемы, конечно, есть, но все познается в сравнении.Посмотрите на другие регионы.

Благодарить их не за что, ну разве только за неуёмные личные амбиции и за непотопляемость.Мужик, Сумин, неплохой, но под стать всем этим зарвавшимся и напитавшимся парням из бараков - ценителям сладкой халявной добычи. Искусствоведы дегустаторы.....

Тебя забыли спросить, о чем писать, дурик

Прекрасно помню Исаева. Действительно, пригрел Сумина и К. Действительно, не оценили его заслуг. а фонд кинули. Но и сам Бочкарев умер, скажем так, в состоянии кинутого ближайшими сподвижниками. Серпентарий, что вы хотите? Кто следующий?

обывателю на счет гастронома - компромисс это вариант, но, наверное, не за чужой счет это надо делать? смешно. и как-то уж очень долго все решается, с момента примирения сторон уже не один месяц прошел. интересно, почему

Как же Вас, батенька, понесло - то. Не нуждается губернатор в ваших похвалах, и никогда не нуждался. Когда Вы говорите о выборах в городскую Думу или мэра, в этих рассуждениях есть немало верного. Как только уровень обобщений выходит за рамки региона, такого понаворочано... Чего стоит одно только сентябрьское зубоскальство по поводу кризиса. Скромнее надо быть, Саша. Делайте то, что знаете.

А где выход по гастроному-дальше издеваться над жителями или создать новое учреждение для детей...пусть компромис но это лучше чем бездействие...

Гартунг бездействует не от партии власти а от оппозиции, это важно

Врачу-наркологу. Такая система в стране выстроена, что сам Сумин тоже просит у федерального центра.Но надо ли выполнять все просьбы муниципалитетов? К примеру, наш мэр просит у Сумина 220 лимонов на выкуп колесниковского недостроя за Центральным гастрономом. И не стыдно ему совсем...

А почему в списке бездействующих политиков не Гартунга)))?

Наблюдателю. Помните профессора-экономиста Исавеа? Пригрел Сумина и его команду на пока властвовал Соловьев. А потом, наверное, в знак благодарности его фонд так кинул Костя Бочкарев, что умер Исаев от инфаркта.А у профессора были мысли и программа по развитию области. Но аппаратчикам от комсомола и КПСС она была не нужна.

Предложение Сумина вызывает уважение. Ему бы еще до, или хотя бы после оглашения своего предложения, попросить прощения грехов , т.к. вся его политка взаимоотношений с муниципалитетами области - поставить главу перед собой с протянутой рукой, а потом дать подачку послушным. Тогда бы можно было бы поговорить и об уважении к самому Сумину. А так, на мой взгляд, автор переоценил заслуги губернатора перед жителями области.

Да уж, велик и могут Сумин. Только вот статья в ЭКСПЕРТ-УРАЛ в свое время по поводу ипотечной программы, предложенной рабочей группой Госсовета под руководством Сумина, называлась очень точно - АВАНТЮРА НЕВИДАННОГО МАСШТАБА. Одна из причин нынешнего кризиса - именно в той программе. А если вспомнить, как Сумин чековые аукционы в области останаливал, как требовал отдать ему в управление госпакеты акций крупных предприятий... Тот еще рыночник и патриот

Все правильно,Волга впадает в Каспийское море...Интересно а почему Челябинская область не публикует перечень промпредприятий на которых будут сокращения увольнения и падение производства,свердловчане опубликовали свои списки считают размеры помощи из центра - а мы что молчим?

Ваша точка зрения, Александр, вызывает доверие. Спасибо за то, что вы помогаете увидеть скрытое, подняться над фактами. Еще более зауважал Петра Ивановича. Нам все-таки очень повезло с губернатором. И зря вы отдаете предпочтение Соловьеву, может, в чем-то он современнее, но совершенно не тот масштаб личности. На каком-то сайте недавно прочитал интервью с ним, где он поддерживает Юревича как будущего мэра.Это говорит о многом. Ну ладно - чисто политический выбор, а на город ему что, совершенно наплевать? Как бывший губернатор он не может не видеть, что творит бизнес-мэр! А Сумин молодец и как политик, и как человек. А за страну , ей-Богу, страшно, в ней хорошо только олигархам и звездам шоу-бизнеса.

domru.ru

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования