Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Незначительная облачность
-23 °C
  • Незначительная облачность
  • Ветер: Переменный, от ЮВ до З, 2 м/с
  • Давление: 767 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 76 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

 
Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
27/07/2016 - 12:34

«Ямал СПГ» - масштабный интегрированный проект по добыче, сжижению и поставке природного газа, который реализуется в условиях Арктики, рядом с рабочим поселком Сабетта. Уже сейчас предприятия Челябинской области обеспечивает проект оборудованием на 1,5 миллиарда рублей. О ходе одного из самых важных экономических проектов России – в материале корреспондента «Урал-пресс-информ».

Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство второго в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) проектной мощностью 16,5 миллиона тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал. Эта производительность на треть превышает мощность первого российского завода СПГ – Сахалин-2.

Это будет первый завод такого класса, построенный в условиях Крайнего Севера. Запуск завода предусматривает ввод трех очередей с 2017 по 2019 годы. Общий объем инвестиций в проект составляет $ 27 млрд.

Оператором проекта, владельцем лицензии на месторождение и всех активов является ОАО «Ямал СПГ» - это совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), французской «Total» (20%) и двух китайских компаний - CNPC (20%) и Фонд шелкового пути (9,9%). Начало производства СПГ запланировано на 2017 год.Уже сейчас заключены долгосрочные контракты на реализацию 96% СПГ проекта.
«Уже сегодня в рамках реализации этого масштабного проекта работает более  650 российских предприятий из 55 субъектов Российской Федерации, более 60 тысяч инженеров и рабочих, конструкторов и ученых, - отмечают в пресс-службе ОАО «Ямал СПГ». - Отечественные предприятия получат заказы на поставку материалов, оборудования и проведение работ для проекта на сумму 540 миллиардов рублей – 90% из них уже законтрактованы».

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

Свыше 1,5 миллиарда рублей от общей суммы контрактов приходятся на челябинские предприятия. В проекте задействованы «Завод Златоустовских металлоконструкций», завод «Соединительные отводы трубопроводов», Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы (группа ЧТПЗ), а также завод «Трубодеталь». Челябинские предприятия поставят более трех тысяч тонн трубной продукции, 1300 тонн металлоконструкций, более 6500 соединительных деталей трубопроводов, которые применяются в качестве опорных конструкций для основного оборудования будущего завода, газопроводов и технологических трубопроводов сооружений по подготовке газа к сжижению.

От причала до международного аэропорта

К строительным работам в пос. Сабетта на Ямале приступили в 2012 году. С тех пор «Ямал СПГ» удалось ударными темпами «вырастить» рабочий поселок Сабетта, состоявший из нескольких старых бараков, в современный, европейского типа поселок с несколькими десятками новых общежитий, столовыми, собственной медицинской станцией, полицией, спортивными и тренажерными залами. В поселке также уже отстроены склад хранения ГСМ, котельная, энергоцентр, прачечная, бани, административно-бытовой комплекс, гостиница, пожарное депо, канализационные и водоочистные сооружения, теплая стоянка для автомобилей, склады хранения продовольствия.

Кроме всего прочего, в Сабетте уже работает современный аэропорт, который в сентябре прошлого года получил статус международного. На вопрос, как за пару лет удалось превратить «голый» полуостров с трудными для проживания условиями в современный поселок с развитой инфраструктурой, строители скромно отвечают: «Взаимопонимание и слаженная работа».

Сейчас на объектах Сабетты работают порядка 17 тысяч рабочих. Оценить масштабность проделанной работы можно, пожалуй, только увидев Сабетту собственными глазами. Это действительно один из самых масштабных экономических проектов России последних лет.

В первую очередь была поставлена задача отстроить грузовые причалы морского порта для приемки грузов.

Строительство грузового порта – это, так называемый, подготовительный этап. В настоящее время он работает в круглогодичном режиме, принимает технологические и строительные грузы. Вторая очередь порта – строительство технологических причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Строительство завода СПГ осуществляется по модульному принципу. На самоходных тележках готовые модули выкатываются с корабля на причал, затем, по построенной дороге перевозятся на площадку завода и монтируются на подготовленное основание. Модульный принцип монтажа сокращает затраты на строительство завода СПГ в условиях Арктики и оптимизирует график проекта в целом.

Эксплуатация грузовых причалов в порту Сабетта позволила в октябре 2013 года открыть зимнюю навигацию и обеспечить круглогодичную доставку строительных грузов. Для работы порта проведены дноуглубительные работы в акватории порта, подходном и морском каналах.

Круглогодичный порт Сабетта принял более 9,3 миллионов тонн груза, доставленных 190 морскими судами и 317 речными баржами. Для защиты акватории порта идёт строительство юго-восточного ледозащитного сооружения длиной более 2 км, на котором ведётся устройство отгрузочной эстакады для СПГ и стабильного газового конденсата. 

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

В порту можно увидеть юго-западное ледозащитное сооружение. Эта территория – временная, она была искусственно образована для нужд строительства технических причалов, где располагаются модули для погрузки сжиженного природного газа. Со временем она будет полностью разобрана с помощью специальных морских судов-землесосов, которые  произведут углубительные работы. Проще говоря, дно будет искусственно опущено за счет выемки грунта, для того чтобы большегрузные судна имели возможность пришвартоваться у причала. На данный момент строители монтируют опоры для устройства подходного модуля: здесь появится мост, по которому СПГ будет перемещаться на танкеры для дальнейшей доставки. «В акватории на данный момент проходят работы для понижения уровня дна – это даст возможность для подхода судов с большей осадкой - до 12-13 метров, - рассказал руководитель группы строительного контроля Ямал СПГ морского порта Георгий Малышев. - Причалов будет два. На сегодняшний день ведется бетонирование оголовков, трубчатого шпунта и устройство бетонного основания для монтажа металлических конструкций, которые сформируют причал. С одного причала будут отправлять только СПГ, с другого - СПГ и конденсат».
«В июле 2012 года началось строительство порта: первую сваю погрузили 26 октября 2012 года, а уже 23 октября 2013 года приняли первое судно, то есть, фактически, все это мы построили за год, - рассказал начальник участка грузовых и портовых операций «Ямал СПГ» Алексей Неумоин. - Технологически порт сейчас представляет собой четыре грузовых причала. Особенность в том, что он может принимать крупногабаритные, высокие и тяжёлые модули – в Арктике это единственный подобный порт».  По словам Неумоина, в среднем в месяц порт принимает уже более 30 судов.

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

Несмотря на то, что порт Сабетта считается арктическим, поставки будущего СПГ будут идти круглый год: в период летней навигации — напрямую потребителям АТР через Берингов пролив, в период зимней навигации — традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Для «Ямал СПГ» спроектированы и строятся специальные танкеры усиленного ледового класса ARC7, позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение летней навигации — в восточном направлении по Северному морскому пути.
Танкер обладает системой двойного действия — носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях. Основной вид топлива танкера – СПГ. В разработке арктического танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы. Готовность порта к принятию СПГ-танкеров будет обеспечена в 2017 году.

Точка отчета – площадка завода

И хотя строительство в Сабетте началось именно с порта, как одного из важнейших, стратегических пунктов проекта, параллельно строители начали возводить другие сооружения, без которых существование порта само по себе не имеет смысла. Основной объект проекта – завод по производству СПГ.

После запуска завода углеводородная смесь со скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. 

На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация, то есть отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата. 

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение сжиженных углеводородных газов. Далее очищенный газ отправится на предварительное охлаждение и сжижение.

«Первая установка входных сооружений включает систему первичной очистки газа, -рассказал начальник отдела строительства входных сооружений «Ямал СПГ» Артем Курамшин. - Периодически требуется проводить операции по очистке и диагностированию газопроводов, для этого на кустах скважин зафасовываются специальные внутритрубные устройства, которые внутри трубы под давлением газа двигаются сюда, и уже здесь «ловятся». Благодаря этому достигается либо очистка внутренней полости, либо диагностика с целью выявления различных дефектов». 
Пока речь идет о первой очереди входных конструкций, способной обеспечить газом первую очередь завода.

На этом этапе появляется продукция, поставленная челябинскими предприятиями. Самый большой объем отгрузок по трубной продукции пришелся на ЧТПЗ: согласно контрактам, ЧТПЗ поставит львиную долю продукции, необходимой для строительства входных сооружений. Кроме того, из Челябинска на Ямал был привезен первый отечественный пробкоуловитель, изготовленный заводом «Трубодеталь» по проекту донецких инженеров – ранее это оборудование изготавливалось и закупалось исключительно за рубежом. Пробкоуловитель состоит из 24-х трубных узлов, общий вес всей конструкции с учетом соединенных труб порядка 500 тонн. На Ямал он доставлялся отдельными элементами и собирался на месте. Пробкоуловитель необходим для очистки газа, поступающего со скважин, от гидратных пробок – закупорок в газопроводах, и последующей передачи для подготовки на входных сооружениях.

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

«От месторождения газ проходит через несколько этапов подготовки, - подытожил Курамшин. - Во-первых, от него отделяются гидратные пробки, во-вторых, жидкая фаза – это водометанольная смесь, конденсат, мехпримеси. Чистая газообразная фаза после сепарации и подогрева до нужной температуры подается на завод СПГ. На сегодняшний день на площадке входных сооружений работает порядка тысячи человек. В конце 2016 года мы уже приступаем к пусконаладке законченной очереди входных сооружений».

Общая мощность завода – 16,5 миллионов тонн СПГ и 1 миллион тонн газового конденсата. Важная особенность: в условиях Арктики требуется меньшее количество энергии на сжижение газа, следовательно, объем производства СПГ выше, чем в проектах, расположенных в южных широтах. Это уже второй жирный плюс удачного расположения залежей «голубого топлива». У ямальского СПГ будет одна из самых низких себестоимостей, что повышает его конкурентоспособность и позволяет отправлять на дальние расстояния.

Внутри резервуаров будет поддерживаться температура минус 163 градуса Цельсия - именно такая температура необходима для хранения СПГ. Внешний корпус сделан из железобетона, внутренняя поверхность резервуара покрыта никелевой сталью, что не позволит СПГ разлиться даже при аварийной ситуации. Конструкция сейсмо- и взрывоустройчива.

Буровые установки «Арктика» и завод СПГ

Южно-Тамбейское месторождение, расположенное на северо-востоке полуострова Ямал, по объему доказанных запасов углеводородов является крупнейшим среди всех месторождений, входящих в портфель активов «НОВАТЭКа». Доказанные и вероятные запасы месторождения оцениваются в 926 миллиардов кубических метров газа и 30 миллионов тонн жидких углеводородов. Проектный уровень добычи составляет около 27 миллиардов кубических метров газа в год на протяжении как минимум 20 лет.

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика», предназначенные для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала. Они полностью защищены от ветров, что обеспечивает качественно иные условия труда для персонала и непрерывность бурения, независимо от погодных условий.

 «Сама вышка позволяет производить работы, когда на улице температура минус 60 градусов, - рассказал руководитель буровой установки «Инвестгеосервис», генерального подрядчика «Ямал СПГ», Георгий Кононенко. -  Внутри подается отопление. Установка позволяет бурить скважины до 6 тысяч метров. На строительство скважины отведено 34 дня, сейчас заканчивается вторая неделя. Когда строительство закончится, буровая установка переместится на 30 метров для бурения новой скважины».

Добытый из недр газ, прошедший входные сооружения, отправляется на главный криогенный теплообменник завода СПГ, где он сжижается. Завод, пожалуй, центральная ось проекта, и одна из самых сложных с технологической точки зрения его частей.

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики

Завод состоит из трех технологических линий производительностью 5,5 миллионов тонн сжиженного природного газа в год каждая. Контракт на проектирование и строительство завода СПГ был присужден совместному предприятию компаний Technip, JGC и Chiyoda. В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Первый модуль завода был доставлен на площадку в сентябре 2015 года. Всего в 2015 году в Сабетту было поставлено 7 модулей завода, криогенный теплообменник и полный комплект компрессорного оборудования первой очереди завода.

На конец 2015 года были погружены более 20 тысяч свай фундаментных оснований СПГ-завода, на сваи смонтировано более 2 тысяч ростверков, произведено бетонирование около 17 тысяч кубических метров различных фундаментов. На подготовленные основания установлено компрессорное оборудование первой технологической линии, 7 модулей и резервный подогреватель СПГ-завода, а также смонтировано более 6 тысяч тонн металлоконструкций трубных эстакад.

Идет строительство электростанции проектной мощностью 376 МВт, на бетонные основания установлены 4 газотурбинные установки мощностью по 47 МВт каждая. Всего будет смонтировано 8 установок. На данный момент первая линия завода готова более чем на 70%.

Кира Дюрягина

Фото

Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
Наши на Ямале: как челябинцы помогают осуществлять масштабный газовый проект в условиях Арктики
 

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования