Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Ясно
-22 °C
  • Ясно
  • Ветер: ВЮВ, 6 м/с
  • Давление: 784 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 53 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Последователи Макаренко живут в Златоусте

 
Последователи Макаренко живут в Златоусте
15/02/2013 - 12:59

В златоустовском профессиональном училище накоплен уникальный опыт социальной адаптации подростков-сирот с ограниченными возможностями.

Сегодня Лена - одна из лучших работниц в швейном цехе. Она добросовестно выполняет все, что ей поручают, причем за качество можно не беспокоиться. Из соседнего цеха, где тоже хотели бы заполучить такого сотрудника, к мастеру в Лениной группе, то и дело засылают просителей. Лене очень нравится то, что она делает. Нравится пришивать карманы и рукава, приходить в цех, который давно стал родным. Нравится, когда ее хвалят за отлично сделанную работу. Правда, слов она не слышит и почти ничего не может сказать в ответ. Она глухонемая.

Эта жизненная ниточка, наверняка, давно оборвалась бы. Никому не нужный ребенок, родившийся в семье запойно пьющих родителей, рос как трава у забора. Мать и отец даже не сразу поняли, что у дочки серьезные проблемы со здоровьем. Но однажды маленькая девочка, игравшая в пыли у ворот покосившегося домика в окраинном поселке Златоуста, попалась на глаза соседке. Женщина не смогла пройти мимо – отмыла, накормила… После смерти родителей - детдомовское детство, которое почти не запомнилось, а потом – возвращение в семью той же соседки, тети Веры. Она стала опекуном для Лены и ее младшей сестры. Девочки отучились в специальной магнитогорской школе и вернулись в Златоуст. Жизнь в четырех стенах – вот что, скорее всего, ожидало бы их. Если бы как-то раз знакомая Веры не посоветовала ей: «Отведи их в 96 училище!».

«15 лет назад в нашей области пошли на смелый шаг – открыли в учебных заведениях специальные группы для особенных детей, - вспоминает мастер производственного обучения златоустовского профессионального училища №96 Наталья Ежова. – И когда мне сказали, что я буду вести такую группу, я растерялась. Я не понимала, что это такое, не понимала, что с ними делать. Но меня тогда поддержала моя старшая коллега, и я подумала: «А почему бы и нет?». В первый год к нам в училище пришел целый класс девочек из 31-го интерната, а потом пошло. Мы ведем таких детей от первого дня до самого окончания учебы, даже в отдел кадров, бывает, приводим за руку. Я считаю, каждому ребенку нужно дать шанс, и кто, если не мы, будет этим заниматься. Мы начинаем с тренировочного периода, когда я на пальцах объясняю им, что и как, про стежки и строчки. Потом садимся за швейные машины, пробуем шить. Если все получается, переходим к производственной практике, шьем настоящие изделия. Работу берем в производственных цехах, я частенько отправляю туда своих учениц, чтобы они вникали в обстановку, привыкали общаться».

Для справки:

По данным Министерства образования и науки РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. По данным исследований, только 10% детей-сирот и детей с отставанием в развитии нормально адаптируются к самостоятельной жизни.

 

«Сегодня в училище обучаются  432 человека. 111 из них – это дети-сироты и практически у каждого есть проблемы, связанные с задержкой психического развития, - рассказывает директор златоустовского профессионального училища №96 Лариса Пономарева. – На протяжении многих лет такие ребята получают в стенах училища профессии обувщик, швея, штукатур. Сегодня жизнь ставит перед нами непростые задачи. Мы должны не просто обучить ребенка каким-то производственным навыкам, мы должны его социально адаптировать, сделать так, чтобы он стал сознательным участником социума. Решение этой задачи предполагает разумную организацию производительного труда наших подопечных. В рамках концепции время обучения в училище рассматривается как переходный период от условий проживания до учебы к условиям реальной самостоятельной жизни. И задача, которая ставится на это время, – повысить потенциал личности и профессиональной адаптации подростков-сирот и подростков с ограниченными возможностями в процессе их социализации при обучении».

За основу концепции в училище решили взять опыт Антона Макаренко, который можно описать одной его фразой – «Хозрасчет – замечательный педагог». С 2009 года в ПУ-96 работает «Центр бытовых услуг» - детско-взрослое трудовое объединение, служащее отличным полигоном для прохождения производственной практики. Будущие швеи, обувщики и штукатуры под руководством наставников получают здесь неоценимый опыт принятия решений и участия в управлении производством. Сегодня, в этом детско-взрослом трудовом объединении 32 работника, 28 из них – ребята с ограниченными возможностями здоровья. Они шьют спецодежду, чинят обувь, выполняют строительные и штукатурные работы. Заказчиками большей части работ – до 70% - являются жители города. Остальной объем – заказы предприятий-партнеров. Средний объем услуг – до 10 тысяч единиц в год. Средняя заработная плата – 2 тысячи 350 рублей.

«Для наших ребят эта зарплата - деньги, полученные за труд, результат затраченных усилий, возможность сформировать чувство «взрослости», которой они очень дорожат, - продолжает Лариса Пономарева. - Кроме того, такой труд помогает привить подросткам навыки самостоятельного планирования и развить самостоятельное мышление. Возможность видеть конечный результат своего труда – дополнительный стимул для ребят. Наши начинания поддерживают социальные партнеры, среди которых ООО «Кнауф-Маркетинг» (Челябинск) и ООО «Управляющая компания «ЭЛЕГАНТ» (Екатеринбург). Благодаря такому сотрудничеству детско-взрослое объединение обеспечивается и заказами, и методической литературой, наглядными пособиями и расходными материалами».

В Центре две швейные и обувная мастерские, а также мастерская сухого строительства. Каждое подразделение оснащено оборудованием и инструментом, предупреждающим травматизм и позволяющим преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, которые есть у обучающихся.

Швейные изделия не раз отмечались на региональных и всероссийских выставках. А в прошлом году мастерицы из девяносто шестого сшили защитный костюм даже для Владимира Путина. В таком, как говорится, и в огонь, и в воду. Недавно куртка «на все случаи жизни», такая же, как у спасателей, отправлена в подарок президентскому полпреду Игорю Холманских. За качество одежды можно не волноваться – в швейных мастерских училища то и дело выполняют заказы для МЧС.

Уникальный опыт златоустовцев оценили на федеральном уровне. В прошлом году училище стало победителем конкурса имени А.С. Макаренко, доклад о действующих в этом учебном заведении программах, работе с сиротами и подростками с ограниченными возможностями директор училища Лариса Пономарева прочла на заседании Общественной палаты РФ. Теперь ПУ-96 готовится к тому, чтобы стать всероссийской экспериментальной площадкой, где будут отрабатываться методики работы с особыми подростками. Сегодня здесь мечтают создать на базе детско-взрослого трудового объединения настоящее предприятие, общество с ограниченной ответственностью. Такой статус откроет перед коллективом новые перспективы, даст толчок к развитию, позволит самостоятельно обеспечивать себя заказами и осваивать рынок.

«По наблюдениям педагогов, созданные в нашем училище условия для труда способствуют тому, что подростки трудятся очень охотно, - говорит директор училища. – Мы не просто направляем их энергию в нужное русло, мы даем им возможность почувствовать себя частью коллектива, научиться делать что-то новое, причем самостоятельно планируя то, каким образом это нужно сделать. С тех пор, как у нас работает детско-взрослое трудовое объединение, увеличилось количество ребят, получающих повышенный квалификационный разряд после окончания учебы. Мы не просто учим их трудиться. Мы учим их работать и, зарабатывая, содержать себя. Наши выпускники не потеряются на рынке труда».

Сейчас у Лены и ее коллег по швейному цеху небольшой отпуск – идет подготовка к выполнению очередного сложного заказа. А потом она снова сядет за швейную машину. 

«Шить у нее получается великолепно, - с гордостью за свою ученицу говорит Наталья Ежова. - Она будет шить всю жизнь, и эта профессия ее прокормит. Я за Ленку спокойна».

Владимир Морозов

Фото

Последователи Макаренко живут в Златоусте
 

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования