Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Незначительная облачность, дым
-18 °C
  • Незначительная облачность, дым
  • Ветер: В, 1 м/с
  • Давление: 779 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 77 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Соловьи больших дорог

 
04/05/2009 - 10:32

Нынешний Первомай в Челябинске оставил специфическое послевкусие: все равно, что безалкогольного пива перебрать. Не было еще таких показательно резиновых, ненастоящих, оторванных от реальной жизни, вымученных и скоротечных торжеств. Погода подчеркнула это как нельзя лучше – «праздничный» митинг свернули за полчаса, а назавтра челябинцы проснулись с установившимся снежным покровом.
Характерный штрих: профсоюзные организаторы карнавала протеста на площади Революции не удосужились даже освежить маски: список выступающих остался прошлогодним, а представитель сословия учителей почти так же начала теперь уже «антикризисное» выступление со славословий в адрес «Петра Иваныча». Основную часть митингующих традиционно составила пригоняемая на подобные мероприятия учащаяся молодежь, а также оставшиеся в наличии трудящиеся проблемных предприятий, выписанные по разнарядке. Для последних митинги типа «кризис одобряем и поддерживаем» стали достойным заменителем широко разрекламированных, но не пользующихся спросом в народе «общественных работ». Рузвельт удавился бы.
Горожан как таковых на митинге 1 мая замечено не было. Разнообразие внесли сотрудники строительной компании «Массив», потребовавшие у хозяина Берковича зарплату за три месяца. Хозяина Берковича тоже не было.
1.
Любопытно, что власти, похоже, действительно не замечают вопиющей параллельности своих пиар-фантазий настоящей жизни. Они натурально верят, что это настоящие трудящиеся вышли по доброй воле на площадь слегка пожурить их за малые заплаты (гениальная формулировка резолюции профсоюзного митинга: антикризисная программа правительства «не вполне отвечает» чаяниям трудящихся и профсоюзов). Кулуарно общаясь с коллегами на трибуне для почетных гостей, председатель Заксобрания и местной «Единой России» Мякуш самодовольно говорил о том, что скоро «все будет хорошо», потому что он «видит цифры роста». И пообещал через год «привести на площадь 50 тысяч».
Лишь густой аромат хорошего коньяка, витавший над трибуной для почетных гостей, служил достойным оправданием столь безбрежного оптимизма.
Цифры, которые так вдохновили вожака «медведей», это, скорее всего, трехпроцентный рост промышленного производства в области в марте к февралю и еще нескольких столь же микроскопических признаков «стабилизации». Больше вдохновляться нечем. Однако любой выпускник экономического колледжа заметит по этому поводу, что после грандиозного провала сразу на 28 процентов (к марту 2008-го), иного и быть не может: просто падать дальше такими темпами уже физически нельзя. Складские запасы исчерпаны и требуется некоторое их восполнение.
Сегодня промпроизводство региона находится на черте примерно 90-го года прошлого века, и речь идет лишь о признаках стагнации на уровне упадка и бедности. Вот отсюда выхода пока не просматривается. Больше того, известно, что статистика «месяц к месяцу» не говорит ни о чем: даже «дно» падения будет обозначено лишь тогда, когда мы сможем говорить о стабилизации и минимальном росте по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Самое же красноречивое, что свидетельствует о реальных перспективах экономики области – это прочерки в сообщениях статистиков по графе «физические объемы инвестиций» за первый квартал. Только инвестиции говорят о заделах под будущий рост. По стране в целом их падение составляет по итогам квартала 15 процентов. В области, скорее всего, значительно больше. Так с чего расти-то?
Что касается уровня жизни, то главным способом сохранения рабочих мест у нас стало сокращение зарплаты (от перевода на частичную занятость до отправки в отпуска, отмены премий, надбавок – и просто зарплат как таковых). Проблема в том, что доходы даже на недавно благополучных предприятиях, вроде ЧТПЗ или ЧКПЗ, и так по сути равны прожиточному минимуму, поэтому речь идет не о бедности даже для тысяч трудящихся, а о нищете. ЗМЗ встал до лета (?). Бастующие катав-ивановцы с мехзавода получили за четыре месяца по тысяче рублей. Впрочем, забастовочная борьба сейчас, во-первых, фактически запрещена новым трудовым законодательством, а во-вторых, самоубийственна.
Официально назначенные независимыми профсоюзы на этом фоне лишь симулируют защиту прав наемных работников митингами вроде первомайского. Свою истинную (все ту же «новорусскую» по сути) физиономию показал наш «крупный бизнес». Лицемерный треп насчет его «социальной ответственности» смолк с первой же угрозой сверхприбылям: сейчас за этими «социально озабоченными» жлобами приставы с ног сбились бегать, чтоб законную зарплату заставить людям платить. Примеры достойного высвобождения персонала вроде того, как это было сделано на «Маяке» (там недавно уволилось сразу 1200 работников пенсионного возраста, каждый из которых получил выходное пособие в 300-500 тысяч рублей), вызывающе единичны. Крышка котла плотно закручивается.
Через год (или раньше?) на площади Революции действительно могут собраться 50 тысяч челябинцев. И если они не станут требовать отставки упомянутого Мякуша, то лишь потому, что не знают, кто это такой.
2.
Однако перейдем от скучной статистики к волнующему – ценам. Традиционно по весне городские власти Челябинска заводят речь о проблемах и долгах Челябгортранса – это неизбежно почти как Первомай. Однако нынче есть важная особенность. Если раньше этот административный стон был обязательной прелюдией к повышению стоимости проезда, что давало возможность чиновникам получить немалые суммы наличных, то теперь эти суммы просто требуют перечислить из областного бюджета. О повышении стоимости проезда пока не говорят – более того, в мэрии категорически отрицают такую возможность, выдавая это за личное антикризисное мужество и заботу о людях. Чем на самом деле вызвана гуманность городских властей по отношению к пользователям общественного транспорта?
Тем, что рынок транспортных услуг в городе, пожалуй, единственный, который они не смогли монополизировать, придушив там конкуренцию. Если бы Челябгортранс по сей день эксклюзивно доминировал в пассажирских перевозках, горожане давно отстегивали бы за проезд рублей пятнадцать. «Мешает» конкуренция со стороны «маршрутчиков», которым еще год назад выкручивали руки, заставляя поднять цены. Не вышло. Теперь троллейбусы Гортранса ходят полупустыми и возят почти исключительно пенсионеров. Зато маршрутки и ПАЗики полны, а их хозяева не плачут, что 10 рублей за поездку – мало. Если мэрия сойдет с ума и повысит стоимость проезда, гортрансовские составы будут ходить пустыми и возить только льготников. Понятно, что жить без кэша неинтересно.
Существует масса претензий к маршрутчикам и десятки способов повышения эффективности работы вечно убыточного, вечно уличаемого в «неэффективных затратах» Челябгортранса с его вечно увольняемым г-ном Шуплецовым. Однако мэрия выбрала свой путь: просто потребовать еще денег из областного бюджета, пугая остановкой троллейбусов и трамваев. Таким образом, право регулярно подсыпать наличные сквозь «черную дыру» гортранса, а также ответственность за удушение конкурентов плюс стоимость личного пиара мэр Юревич почетно возлагает на губернатора Сумина. У областной власти есть грамотный и убедительный ответ в интересах челябинцев: настоять на честном, прозрачном акционировании Челябгортранса и реальном включении его в конкурентную борьбу.
Убежден: если предприятие перейдет в руки эффективных собственников и перестанет быть кошельком коммерческих бюрократов, горожане забудут как о постоянном росте стоимости проезда, так и о «вечной» убыточности» Гортранса (то же, кстати, касается МУПа ПОВВ, управляющих компаний, вывоза мусора и прочих сфер городского быта – допуск туда конкурирующих фирм собьет цены и повысит качество, ликвидировав основу коррупции).
Но помилуйте - ведь тогда он перестанет быть механизмом перекачки бюджетных денег в частные карманы!
Весна, нынче, конечно, сумасшедшая выдалась, но не до такой же степени.
3.
Остаются, впрочем, проверенные способы попроще. Первый канал показал в среду в программе «Время» шокирующий сюжет о том, как в Челябинске средь бела дня организованно грабят водителей-дальнобойщиков.
Из него удивленная страна узнала, что в миллионный «город будущего», как не раз презентовали его местные власти, вернулось натуральное средневековье. Даже в «лихие 90-е» здесь такого не было: крутые пацаны в спортивной одежке останавливают грузовики и со словами «мы тут за порядочком следим», собирают с каждой фуры по три тысячи рублей. Иначе – бьют дорогие фары. После уплаты дают визитку какого-то «Славянского общества» (явный перевод стрелок на недоразвитых наших нацистов) – пропуск на продолжение пути. Иначе вскоре снова остановят. Таких банд в Челябинске, по данным милиции и самих водителей, около пятнадцати. Водители вынуждены отдавать свои кровные, чтобы не терять больше, а в милицию им обращаться, конечно же, некогда.
Здесь примечателен не сам факт, а то, что его детально, с применением скрытой камеры и специальной журналистской группы, необычно долго для новостного сюжета 1 канала «засвечивали» в главной телепрограмме страны. Несколько минут на экране висел титр «Челябинск» и речь шла исключительно об изощренно организованной и цинично открытой системе грабежа на городских дорогах. О том, что такое в стране есть, знали, но молчали (как и о том, что Челябинск бьет рекорды по преступности) – и вот для того, чтобы обнародовать этот факт, выбран именно Челябинск! С учетом давних слухов об особо доверительных отношениях главы города Юревича с главным кремлевским идеологом Сурковым, это может значить перемену погоды или предупреждение не только мэрии о том, что как-то уж слишком либерализованы в опекаемом свыше «городе будущего» отношения с оргпреступностью.
Вспоминается в связи с этим еще один скандал, случившийся вскоре после мартовских выборов, но замятый на корню. Предупреждения ФСБ о том, что в городскую Думу по списку «Единой России» собрался целый отряд товарищей с судимостями и, по данным чекистов, непростыми взаимоотношениями с криминальным миром, были фактически проигнорированы властями. Товарищи в полном составе (за единственным исключением) мандаты получили. Сотрудники областного ФСБ официально запросили в городской Думе их личные дела, дабы снять свои сомнения по ряду эпизодов биографий – или же укрепить их. Мэрия не только подняла шум в подконтрольных СМИ, заявив, ясное дело, о «новом 37-м годе», но и нажала на все кнопки в Москве. В результате депутатские досье остались засекреченными, а руководству УФСБ состоялась высокая рекомендация — с репрессиями в отношении вставших на путь исправления избранников повременить. Ну, сидел человек, ну, может, подделал пару бумажек с печатями, ну поработал на бандитские фирмы – бес попутал, с кем не бывает? Да и поди отличи у нас бандита от благонамеренного обывателя или даже столоначальника, не говоря уж о полицмейстере.
Так то оно так, но почему тогда кто-то ждет от этой власти порядка на дорогах? На транспорте, в ЖКХ, в больницах?
Впрочем, и то верно: никто не ждет. Да и на дорогах у нас отродясь шалили – вспомнить хотя бы Соловья-разбойника. Утешает, что не меркнут в народе традиции почитания больших дорожных мастеров: грабить-то они грабят, но ведь как при этом свистят!..

Александр Подопригора
 
domru.ru

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования