Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Рассеянные облака
-1 °C
  • Рассеянные облака
  • Ветер: СЗ, 3 м/с
  • Давление: 775 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 93 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

ТЕМП должен изменить мотивацию школьников

 
ТЕМП должен изменить мотивацию школьников
16/10/2015 - 16:14

Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, которая была откорректирована по распоряжению губернатора Бориса Дубровского, ставит задачи по двукратному увеличению валового регионального продукта и производительности труда. Этих целей, по словам главы региона, нельзя достичь без высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям.

«Инженерный корпус в России серьезно постарел, молодежь избегает инженерной карьеры, – отметил на прошедшем недавно Всероссийском техническом форуме министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. – Однако переход к инновационной экономике невозможен без людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Новая экономика возможна только с людьми, имеющими новое качество образования».

Для кардинального решения проблемы по поручению Бориса Дубровского был разработан проект «ТЕМП» - «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности. Проект, призванный мотивировать детей и их родителей выбирать актуальные для экономики региона профессии, стартовал в новом учебном году.

Регион также является федеральной стажировочной площадкой по развитию техносферы дополнительного образования детей. Сегодня в образовательных организациях области реализуются около 250 программ дополнительного образования технической направленности, работают секции авиа-, ракето- и судомоделирования, картинга, робототехники, начального технического моделирования и др.

О новом проекте южноуральской системы образования агентству рассказал министр Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, как у нас сегодня обстоят дела с подготовкой инженерных кадров?

- У нас в стране и в области сохранились инженерные школы, и их лучшие выпускники приходят на производства. Хорошо котируются выпускники IT-факультетов. IT-подготовка в Челябинской области на очень приличном уровне не только по России, но и на международном. В том числе это и заслуга системы общего образования.

Наш регион одним из первых включился в проект модернизации IT-образования в России. Мы стали закупать компьютеры, готовить учителей информатики на специальном факультете в педуниверситете. И сейчас мы пожелаем плоды десятилетней работы – у нас самые молодые учителя в школах – это учителя информатики. Конечно, из выпускников IT-факультетов многие ушли в другие сектора народного хозяйства, но многие и остались в школах и воспитывают неплохих выпускников. И поэтому у нас количество детей выбирающих информатику в качестве ЕГЭ выше среднероссийского показателя. И качество сдачи этого экзамена также намного выше среднероссийского. На всероссийской олимпиаде школьников по информатике все призовые места занимают выпускники нашего 31-го лицея. А вот по математике, физике, химии и биологии мы похвастаться особо не можем. У нас по этим предметам показатели выше среднероссийских, но незначительно. Для нашей инженерной области это печально. Выбирать особо не из кого. Выпускники школ не слишком охотно идут на инженерные специальности в вузы – конкурс на бюджетные места на инженеров, учителей математики и физики очень невысокий. Все идут в гуманитарии, считая, что все что связано с физикой и математикой, химией и биологией – не очень хорошо…

- И не очень оплачиваемо…

- И не очень оплачиваемо. Хотя уже сейчас тренд зарплаты начинает серьезно меняться. Пока еще в лидерах банковский сектор и юриспруденция. Но это, по сути дела, сейчас это касается лишь тех, кто успел зацепиться в этой отрасли.

Если мы хотим, чтобы экономика хорошо работала, надо чтобы в ней трудились квалифицированные люди и сама она была здраво устроена. Чтобы квалифицированные кадры получить, надо чтобы они сначала появились в системе образования.

На сегодня в системе профессионального образования, как высшего, так и средне-специального, существует перекос. До недавнего времени он имел место и в экономике. Помните, такой термин был – двойной негативный отбор. Когда после школы в педагогические вузы шли не самые лучшие выпускники (не поступил на банкира, пошел учиться на педагога). А потом не самые лучшие выпускники педвузов шли преподавать в школы. В итоге мы получили, буду жестким, поколение педагогов-троечников. Это и есть двойной негативный отбор – на входе в вуз и на выходе из вуза.

Аналогичная ситуация существовала с конца 90-х годов и в отношении технических специальностей профессиональных учебных заведений. Когда не самые лучшие выпускники школ шли учиться на инженеров, а потом не самые лучшие выпускники инженерных факультетов шли на производство, предпочитая заниматься менеджментом. И хотя об этом широко не говорилось (отрасль эта менее публичная), но тем не менее такая проблема там существовала и ее нужно было решать общими усилиями, а не только усилиями вузов.

На сегодня у подрастающего поколения отсутствует мотивация получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики, а также отсутствует желание и возможности у педагогов эту мотивацию создавать.

Человек никогда не пойдет в реальный сектор производства, ни на инженерную специальность в вуз, если у него не будет желание этим заниматься. Заставить невозможно. 

- И «ТЕМП» сможет коренным образом изменить ситуацию?

- Надеемся. Такого проекта, настолько проработанного в деталях, нет ни в одном регионе страны. Мы его превратили не просто в проект по стимулированию образовательных учреждений на совершенствование преподавания математики, физики, естественно-научных дисциплин, технологии, а, по сути дела, мы его превратили в методологический инструментарий совершенствования качества любого образования – гуманитарного, лингвистического – и в целом развития всей отрасли экономики. Нам в этом серьезно помог Южно-Уральский государственный университет.

- В чем смысл проекта?

- Попробовать изменить мотивацию детей младшего и среднего школьного возраста по поводу выбора дальнейшего жизненного пути. Не заставлять, а изменить мотивацию.

- Это возможно?

- Я думаю, что это можно сделать. Меняет же нашу жизненную мотивацию реклама на телевидении или хорошо написанная журналистом статья.

- Не у всех и не всегда. Но иногда, как минимум, заставляет задуматься…

- Конечно, один ролик и одна статья не помогут. Но если это будет системное комплексное воздействие на мотивацию человека, то эффект несомненно будет. Я далек от мысли, чтобы диктовать с уровня региона конкретному педагогу, как менять мотивацию ребенка, потому что дети и школы разные. Но в рамках проекта мы решили поставить индикативные показатели перед школой, связанные с изменением мотивации детей к выбору будущей профессии.

- Как оценить, меняется мотивация у ребенка или нет?

- На наш взгляд, всем понятный и прозрачный показатель в этом случае – количество выпускников (9 и 11 классов), выбирающих для сдачи в качестве единого и основного государственного экзамена дисциплины естественно-научного, технологического и математического цикла: физика, химия, биология, математика, информатика. Технологию, к сожалению, не сдают в качестве ЕГЭ, а то мы бы еще и ее взяли.

Если мы видим, что ребенок планирует сдавать физику, мы понимаем, что он собирается поступать на факультеты, связанные с этим предметом. Дальше перед нами стоит задача по работе с вузами. Сейчас с педуниверситетом работаем, чтобы поднять процент поступающих на математику и физику. Кстати, это тенденция идет и от федералов. Бюджетное финансирование урезается тем, кто не поднимает средний бал ЕГЭ - поступления абитуриентов на определенные специальности.

Вторая задача – выпускники должны качественно сдать выбранные предметы.

Есть еще порядка 20 показателей. Это и количество детей, занимающихся детским техническим творчеством именно в школе. Есть показатель, связанный с поступлением на технические места в вузы. Учитывается и квалификация педагогов.

- Но ведь учебные заведения все разные и довольно трудно конкурировать сельским школам с областными лицеями.

- Все 800 школ области мы разбили на 9 групп: город (крупный выпуск, средний и маленький), малый город (крупный выпуск, средний и маленький) и село (крупный выпуск, средний и маленький). Мы учитываем рейтинг этой школы по отношению к другим школам этой группы.

В каждой группе вычисляем по 10 передовиков. Получается несколько десятков школ, претендующих на дополнительное финансирование на год. Если они демонстрируют позитивную динамику, с ними заключается соглашение, они получают статус региональной инновационной площадки.

Этим проектом мы решаем еще одну задачу - мы даем шанс школам-аусайдерам.

- Какой?

- На сегодня в образовании углубляется разрыв между 10% передовиков и 10% отстающих школ. Школы, которые сумели привлечь материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы, серьезно опередили другие учебные заведения. Наш проект даст шанс школам-аусайдерам приблизиться к их уровню.

При определении претендента на финансирование мы будем учитывать не абсолютные показатели, а прирост школы по отношению к самой себе. Если школы-аутсайдеры будут демонстрировать динамику прироста, то они получат соответствующее финансирование.

 

- Когда школы получат дополнительные деньги?

-  В 2016 году школы, которые попадают в топовый рейтинг, получат финансирование в виде повышенной субвенции на заработную плату. Мы вводим поправочные коэффициенты к нормативу финансирования. А это сотни миллионов рублей. Мы предполагаем на следующий год помочь этим школам и с оборудованием, хотя большой нужды в этом нет. У нас подавляющее большинство школ упакованы по стандартам – лабораториями физики, химии и т д.

.

- Дополнительная субвенция пойдет на зарплату. Означает ли это, что учителя физики, математики, биологии и химии в таких школах будет получать больше, чем другие?

- Не факт.

- Почему?

- Потому что на конечный результат мотивации ребенка может решающее влияние оказать, например, не учитель физики, а педагог дополнительного образования, который занимается с детьми техническим творчеством в этой школе. Или педагог-психолог, который хорошо провел профориентацию. Кому повысить зарплату должен будет решать коллектив.

Кроме того, хороший директор для достижения результата будет заинтересован и в обновлении кадров. Например, поменяет своего слабого физика на более квалифицированного, который заинтересует ребенка этим предметом. Не для кого не секрет, что любовь ребенка к предмету начинается с любви к педагогу.

- Начинать прививать любовь к точным наукам можно уже и в начальной школе?

- Можно. В начальной школе может быть и физика для малышей. Мы не собираемся диктовать школам, что они должны делать. Есть цель, есть стимул, а вы у детей формируйте мотивы. Как вы это будете делать – это ваше дело.

- Учителя замотивировали повышением зарплаты. А как заинтересовать ребенка?

- Заниматься профориентацией в девятом классе уже поздно. К этому времени у ребенка и его семьи сложились представления о будущей специальности, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов. Работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале – на уровне детского сада.

Особую роль в этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более «легким» в материальном и финансовом отношении творческим направлениям – музыкальным школам, вокальным и хореографическим студиям, спортивным секциям.

Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться мотивация педагогов, которые также должны быть заинтересованы – в том числе материально – в подготовке будущих «технарей».

- В советское время были учебно-производственные комбинаты. Некоторые говорят, что эту систему надо вернуть.

- Это не возбраняется и сейчас. У нас есть школы, которые получили лицензию на профобучение и выдают наряду с аттестатом удостоверение соответствующего образца о получении рабочей квалификации. Но по большому счету сейчас стране не нужна огромная масса рабочих низкой квалификации.

- Но элементарные трудовые навыки детям неплохо было бы давать…

- Предназначение школы не дать ученику профессию в рамках УПК, хотя это не возбраняется, а замотивировать его на дальнейшее профессиональное образование в заданной сфере жизни. Школа заточена для того, чтобы пробудить у человека интерес к реальному сектору экономики и дать навыки в бытовой деятельности.

 В последнее время выпускники школ чаще всего идут в вузы, оставляя техникумы на крайний случай. Ставится задача преломить эту тенденцию?

- Уже поставлена! И последние два года мы впервые за десятилетия наблюдаем конкурс на  технические специальности в наших техникумах и колледжах. Но по большому счету высшее образование – это здорово. Некоторые страны ставят задачу 100% высшее образование.

- То есть сантехники и электрики в ЖЭКах тоже должны иметь высшее образование.

- А вы знаете, кто самые классные сантехники и электрики?

- Кто?

- С высшим образованием. В ТД "СантехУрал" (они инициировали конкурс профессионального мастерства «Лучший сантехник. Кубок Урала») не увидишь Афоню (сантехник Афанасий в советской кинокомедии «Афоня» в исполнении Леонида Куравлева). Их сантехники имеют высокотехнологичное оборудование, в том числе диагностическое, с помощью которого чисто и аккуратно делают всю работу. Это уровень инженерии.

Или возьмем мехатроников. Мехатроник – это по сути дела инженер, хотя по нашей квалификации это колледжная специальность. Уровень их подготовки в области очень высокий, что доказывает и полученные награды. На 43-м мировом чемпионате по профессиональному мастерству Worldskills Competition-2015, который проходил в Сан-Паулу, одну из медалей «За высшее мастерство» Medallions of Excellence получили южноуральские студенты Александр Карнаухов и Константин Кременцов в компетенции «Мехатроника».

- Но работодатель больше заинтересован в выпускнике вуза, а не техникума?

- Работодатель заинтересован в классном специалисте.

- А он готов удерживать классного специалиста? Менталитет работодателя надо же тоже менять?

- Наверно, надо. Есть такие акулы, которые высосут все соки из работника и выкинут на улицу.

- Приговаривая, что у них выстроилась очередь из желающих…

- Я бы не сказал, что уж такая большая очередь. Раньше некоторые наши крупнейшие работодатели переманивали квалифицированных работников, поднимая размер зарплаты. Те, от кого уходили, тоже вынуждены были поднимать зарплату. И началась гонка зарплат, пока не поняли, что лучше готовить специалистов самим в своих учебных центрах или в содружестве с организациями профессионального образования, а не переманивать.

- Но и их тоже придется удерживать.

- Но для этого есть определенные соцпакеты. Сейчас в цехах заводов, оборудованных высокотехнологичным оборудованием, нет грязи и пыли. У нас появилась не только белая металлургия, но и белое станочное производство. Высококвалифицированные специалисты хорошо зарабатывают.

- А вы верите, что престиж технических специальностей можно повысить?

- Повысить можно, но добиться, чтобы они абсолютно доминировали, это проблематично. Потому что в целом стратегически мир ждет гуманитаризация. Многие рабочие и инженерные функции будут перекладываться на автоматы и роботы. Что уже происходит. Растет сектор услуг и творчества. Но прежде чем мы до этого доживем, надо создать малолюдное производство.

- Насколько рассчитан проект «ТЕМП»?

- Первые результаты, я думаю, появятся года через три. Но говорить о том, успешен ли проект, можно будет лет через пять. Сейчас мы начнем мотивировать детей с 5-6 класса. И если мы увидим, что к их девятому классу ситуация поменялась, то мы что-то сдвинули в этой системе.

Справка.

 В августе 2015 года около 200 педагогов Челябинской области стали первыми участниками программы «ТЕМП-поколение». Они прошли бесплатное обучение в Доме юношеского технического творчества.

Учителям были предложены занятия по направлениям — «Робототехника», «Авиамоделизм», «Судомоделизм», «Автомеханика». Программа по робототехнике включает в себя введение в робототехнику, основы программирования и конструирования, большой блок посвящен обзору конструкторов и информационной поддержке слушателей. Кроме того, в начале работы педагог по направлению обеспечивается методической поддержкой через создание личного кабинета online».

Особенность курсов в том, что образовательная организация, направившая педагога на обучение, обязана потом набрать учеников  и вести занятия по выбранному направлению технического творчества.

Итогом реализации программы «ТЕМП-поколение» должны стать увеличение доли показателей охвата обучающихся в объединениях технического творчества, повышение качества технического образования, формирование у школьников технологических компетенций.

Ирина Поволоцкая
 

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования