Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Рассеянные облака, туман
-12 °C
  • Рассеянные облака, туман
  • Ветер: В, 1 м/с
  • Давление: 775 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 78 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

В российских школах прошел апробацию образовательный стандарт второго поколения

 
17/11/2008 - 11:33

С начала текущего учебного года в российских школах проводилась апробация образовательного стандарта второго поколения. Учебные программы, соответствующие новым стандартам, будут введены в повсеместную практику в начальной школе с 1 сентября 2010 года.

Об этом говорилось в Москве на состоявшемся в минувшую пятницу, 14 ноября, межрегиональном экспертно-методическом семинаре. Семинар проходил в издательстве «Просвещение», сотрудники которого принимают непосредственное участие в разработке новой образовательной парадигмы, методик преподавания и создании учебных материалов. На семинаре присутствовали журналисты, в числе которых - корреспондент «Урал-пресс-информ».

Участники семинара обсудили итоги первого этапа апробации в школах концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Апробация проходила с сентября 2008 года, в ней приняли участие 14 регионов России; 116 муниципальных образований; 775 учреждений образования, среди которых были представлены все их виды: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных дисциплин, общеобразовательные школы, расположенные в городах и сельских районах.

Как рассказал научный руководитель проекта Российской Академии образования по разработке государственного стандарта общего образования второго поколения Александр Кондаков, регионы были выбраны по следующим принципам: различные по своему социально-экономическому положению; многонациональные, либо с одной преобладающей нацией. В каждом федеральном округе - по два региона. От Центрального федерального округа в проекте приняли участие Москва, Московская и Ярославская области, от Северо-Западного федерального округа Ленинградская и Калининградская области, от Южного федерального округа республика Дагестан и Ростов-на-Дону, в Приволжском федеральном округе – республика Татарстан и Оренбург, в Уральском федеральном округе Ямало-Ненецкий автономный округ и Челябинская область, в Сибирском федеральном округе – Новосибирск и Омск, в Дальневосточном федеральном округе Приморский край и республика Саха-Якутия.

Разработка стандартов нового поколения началась в России в 2005 году, к началу 2008/2009 учебного года они дошли непосредственно до школ. На данный момент готовы и прошли апробацию стандарты для начальной школы, в текущем учебном году будут разрабатываться для средней школы, затем для старших классов.

Участники семинара отметили одну из сильных сторон новых образовательных стандартов - они впервые вынесены на обсуждение со специалистами из самых разных отраслей: учеными, психологами, педагогами, медиками, управленцами. Кроме того, планируется привлекать к дискуссии самые широкие слои общественности. Это обусловлено тем, что смысл новой концепции – представление ее в виде общественного договора между семьей, обществом и государством.

На сегодняшний день образовательный стандарт заключается в наборе требований к учащемуся – за период пребывания в школе он должен изучить перечень предметов в определенном объеме. Новый подход к стандарту образования предъявляет требования государства, общества и семьи к результатам образования. Во главу угла ставится развитие личности учащегося. «На выходе» из системы образования молодой человек должен уметь учиться, стремиться к реализации своего творческого потенциала; у него должна быть сформирована научная картина мира, позволяющая управлять своей познавательной деятельностью и система ценностей, включающая в себя национальную, государственную и гражданскую идентичность; а так же достаточная степень коммуникативного развития. Выпускник должен быть не суммой знаний, которые он не понимает, как применить в реальной жизни, а человеком, умеющим добывать необходимые ему в текущей ситуации знания и быстро овладевать новыми умениями.

Как рассказала на семинаре психолог, профессор МГУ Ольга Карабанова, одним из центральных вопросов новой парадигмы образования является формирование мотивации обучения. Серьезная проблема, с которой сталкивается нынешняя система образования – отсутствие у детей желания учиться в связи с непониманием, для чего им необходима вся эта сумма знаний. В существующем стандарте образования данная проблема выносится за рамки школы, и решать ее предоставляется самому ученику и его семье. В новом стандарте на образовательное учреждение возлагается обязанность выработать мотивацию к получению знаний, школа должна найти способы, чтобы ребенку стало интересно учиться, должна его увлечь. И результат ее деятельности будет оцениваться по степени сформированности творческой, стремящейся к саморазвитию и познанию личности.

Учитель также будет нести ответственность за формирование самоуважения ребенка, этому будет способствовать принципиально иная система оценки знаний. По словам руководителя рабочей группы разработчиков Маргариты Леонтьевой, оценка учеников будет осуществляться противоположно ныне существующей системе, не путем вычитания, а путем прибавления. Каждый ребенок обладает какой-то начальной степенью знаний, и это уже достойно уважения, но чем больше он знает – тем большей похвалы достоин. В новой концепции образования вводится минимальная степень обязательных знаний, а дальнейшие уровни освоения предмета ученик будет выбирать сам.

По мнению как разработчиков новых стандартов образования, так и рабочих групп, которые участвовали в апробации, основные проблемы, с которыми столкнется система образования – нехватка финансирования, подготовка и переподготовка педагогических кадров. Частично проблему переподготовки кадров разработчики надеются решить в том числе за счет апробации пилотного проекта в школах, и совместной с педагогами доработки нового стандарта. Чтобы педагоги захотели осваивать новые методики преподавания и претворять их в жизнь – им необходимо понять и принять новую парадигму образования. Кроме того, в рамках обсуждения новых стандартов школьного образования разрабатываются и обсуждаются программы повышения квалификации педагогических кадров.

В перспективе ставится задача улучшения уровня образованности педагогов на всех ступенях образования, вплоть до дошкольного. И речь идет не только об образовании, как таковом, но и повышении социального статуса педагогов в целом. По словам Александра Кондакова, если на государственном уровне ставить задачу воспитания творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества – такая личность должна являться представителем «среднего класса». А для ее воспитания учитель сам должен стать представителем этого класса.

Введение в школах новых образовательных стандартов не будет революцией, более того, как подчеркнули участники семинара, сами идеи, заложенные в концепции, совсем не новы. Они во многом основаны на трудах классиков отечественной педагогики и психологии, эти подходы в обучении давно применяются на практике. Цель новых образовательных стандартов – закрепить их в нормативных документах, ввести в качестве официальных и обязательных принципов обучения.

В массовую практику образовательных учреждений программы, соответствующие новому стандарту, будут вводиться постепенно, не ранее, чем через год после их утверждения Постановлением правительства. Предусматривается мягкий пятилетний переход к новым стандартам на добровольной основе, и с учетом тех реальных условий, которые имеются у конкретной школы.

Основные итоги только что завершившегося первого периода апробации в начальных классах нового стандарта образования по мнению педагогов важны тем, что позволят всем участникам обсуждения выработать общий язык, упростить его с целью донесения сути предлагаемых изменений до всех заинтересованных сторон; консолидировать накопленный в разных регионах педагогический опыт.

Экспериментальне уроки, которые были проведены в соответствии с новыми методиками, оказались интересны детям. Педагоги в целом оценивают новую систему образования, как прогрессивную, действительно готовящую ребенка к жизни, позволяющую сформировать свободную творческую личность. Главный смысл концепции – получить «на выходе» из школы человека, способного постоянно учиться - отвечает запросам современного, непрерывно меняющегося общества.

Наталья Окорокова
 
domru.ru

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования