Челябинск - новости города и Челябинской области

Об агентстве Контакты Реклама
Погода в Челябинске
Ясно
-24 °C
  • Ясно
  • Ветер: ВЮВ, 6 м/с
  • Давление: 785 мм рт.ст.
  • Отн. Влажность: 57 %
Карта региона
 
Rambler's Top100
 

Владимир Новоселов: Челябинск возник как придаток к военно-промышленному комплексу страны

 
Владимир Новоселов: Челябинск возник как придаток к военно-промышленному комплексу страны
31/10/2007 - 10:34

Челябинский центр истории государственных и муниципальных органов власти получил в свое распоряжение недавно рассекреченные документы, раскрывающие многие факты новейшей истории Челябинска. В частности, эти документы отвечают на вопрос, почему Челябинск, некогда маленький городишко, не имеющий никакой промышленности, главными отраслями производства которого были мельницы (переработка сельхозпродукции), вдруг превратился в супериндустриальный центр.

О том, в чем секрет такого сказочного взлета, корреспонденту "Урал-пресс-информ" рассказал директор центра истории государственных и муниципальных органов власти Уральской академии государственной службы, доктор исторических наук, профессор Владимир Новоселов.

- Владимир Николаевич, расскажите, как вышло, что именно в Челябинске в начале 20 века сосредоточилось столь активное промышленное строительство?

- Дело в том, что в 1927 году, когда произошел очень серьезный конфликт Советского Союза и Запада, поставивший отношения этих двух сторон на грани войны, оказалось, что советская нэповская промышленность не в состоянии обеспечить выживаемость Советского Союза в случае военного конфликта. Наши теоретики быстро рассчитали, что мы проиграем через три месяца, причем любую войну, даже против слабого противника, потому что оборонной промышленности у нас практически не было. Конечно, были патронные заводы, был снарядный завод в Златоусте, был артиллерийский завод в Перми, который существует и сегодня. Но всего этого было недостаточно.

Поэтому в 1927 году Советом обороны было принято решение немедленно развернуть производство оборонной промышленности и в течение пяти лет создать базу, которая бы стала выпускать всю современную на то время военную технику. Встал закономерный вопрос, где развернуть это производство.

Традиционно вооружение выпускалось на западе страны и на Украине: в Ленинграде, Москве, Туле, Брянске, Харькове. И когда в Кремле началась по этому поводу дискуссия, очень мощное уже в то время, а не только во времена Брежнева, украинское лобби заявило, что надо вкладывать колоссальные деньги в Украину, прежде всего в харьковскую группу предприятий. Аргументировало оно это тем, что там много специалистов, есть хотя бы минимальная инфраструктура. А второй территорией предлагался Урал.

- А что мог предложить Урал в сравнении с Украиной в этом направлении?

- В том-то и дело, что в 20-х годах прошлого века Урал все еще оставался полукрепостническим. Не было даже нормальных дорог: из Челябинска в Екатеринбург на машине добирались два дня, причем ездили минимум на двух машинах, потому что одна из них обязательно где-нибудь застрянет. И обязательно везли с собой по бочке бензина в кузове. Легковые машины вообще не ходили между Челябинском и Екатеринбургом, потому что тогда это было слишком экстремально. Так что вся территория Урала была неразвита.

И все-таки в 1928 году было принято решение именно в Челябинске построить… 19 заводов! Все они должны были быть суперсовременными, например, тракторный завод – это купленный американский Катерпиллер. Началась планировка и строительство огромного авиационного завода на месте нынешнего ЧТЗ. ЧТЗ хотели строить не тракторным, а автомобильно-тракторным заводом, который мог бы в случае необходимости быстро перейти на производство танков. Площадку для него определили рядом с ЧГРЭС, там, где сейчас ферросплавный завод. Также планировался гигантский по своим размерам завод номер семь по производству специальных сталей исключительно для военной техники. Его начали строить в Ленинском районе и сегодня на его территории располагаются трубопрокатный завод, завод "Электромашина", завод металлоконструкций. Но более того, рядом с заводом номер семь была запланирована постройка самого крупного в Европе завода по производству снарядов и авиационных бомб. И его построили. Он называется сегодня станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, где станков, на самом деле, производили относительно немного. В реальности это был самый крупный снарядный завод, благодаря которому и образовался Ленинский район.

Еще были запланированы стекольный, ферросплавный, электродный, цинковый, автомобильный и другие заводы. Таким образом, Челябинск должен был превратиться в советский Чикаго по производству военной техники.

- В Челябинске, конечно, много заводов, но ведь не 19. Значит, что-то помешало этому процессу?

- Финансов не хватило. Когда подсчитали, сколько это будет стоить, схватились за голову. Для строительства всех этих 19 заводов нужны были финансы всей страны. Поэтому стали выбирать, и оставили тракторный завод, но без производства автомобилей, а автомобильный завод, нынешний "ГАЗ", стали строить в Нижнем Новгороде. Оставили снарядный завод и ферросплавный, потому что у нас была огромная зависимость от Запада в металле специального качества для авиации и для танков. Строительство цинкового и электродного заводов отложили, авиационный решили не строить вообще, а завод номер семь заморозили (к тому времени уже был построен один корпус завода).

И когда было официально объявлено о строительстве этих трех гигантов – ЧТЗ, ферросплавного и снарядного завода имени Серго Орджоникидзе – в Челябинск хлынули деньги, люди, техника, специалисты очень высокого уровня, которых здесь никогда не было. Это крупнейшие организаторы производства, инженеры, конструкторы, а ведь в Челябинске в начале века был один инженер всего, и этого считалось достаточно. А тут приехали сразу сотни инженеров, тысячи техников, десятки тысяч строителей. Надо было их где-то селить. И тогда был принят генеральный план строительства Челябинска.

- Получается, именно из-за промышленного строительства наш первый генплан отличался такими большими масштабами?

- Конечно, и все эти наши широкие улицы, проспекты, которыми мы так гордимся, появились только потому, чтобы в случае чего по ним могла пройти тяжелая военная техника. А зеленые насаждения, которые сегодня позволяют называть Челябинск достаточно зеленым городом, появились специально для того, чтобы создать здесь естественную маскировку.

То есть изначально промышленный Челябинск совершенно четко и принципиально возник как центр оборонной промышленности страны, где все было посвящено одной задаче – подготовке к войне.
Другое дело, что ресурсы подкачали. Не хватало самого необходимого. Поэтому стройки или останавливались, или превращались в долгострой. Например, взять тот же тракторный завод, о котором говорится, что он был построен всего за четыре года и что он был запущен в 1933 году. Но это был пуск опытного завода, а не всего завода ЧТЗ, его небольшой части только.

- Владимир Николаевич, все-таки непонятно, почему выбрали именно Челябинск, ведь вы же сами сказали, что он был совершенно не развит для этих целей?

- Главными соперниками были Челябинск и Харьков, который в то время был столицей Украины. А в столице все-таки не должно быть размещено много заводов. Это первая причина, почему был выбран именно Челябинск. Вторая причина, можно сказать, основная, заключалась в том, что в Челябинске строилась ЧГРЭС, а на Украине, наоборот, уже в то время был большой дефицит электроэнергии. Опять же ЧГРЭС работала на угле, а уголь у нас был дешевый, потому что в Челябинской области имелись свои угольные бассейны: в Копейске, Еманжелинске, Коркино. И был серьезный аргумент, что нельзя сосредотачивать оборонную промышленность на западе. В случае нападения со стороны запада она сразу будет захвачена врагом. То есть хотя бы часть военной промышленности нужно было спрятать поглубже, внутри страны, и Челябинск как раз для этого подходил.

- И как развивался Челябинск с учетом того, что при строительстве заводов в город хлынул поток специалистов и рабочей силы?

- Масштабное заселение Челябинска началось не только во время строительства, но и в начале Великой Отечественной войны, когда главный поток эвакуированных предприятий, рабочих и инженеров пошел в Челябинскую область. И возникли большие проблемы с расселением приезжих. Как быстро ни строили, все равно кризис жилья был постоянный. Ошибка с недооценкой роли жилья была сделана с самого начала: решили, что рабочие семьи можно расселить по окрестным деревням и оттуда ежедневно вывозить их на работу. Но практика показала, что, во-первых, только незначительная часть рабочих смогла разместиться в этих деревнях, а во-вторых, дороги были страшно плохие. Зимой еще можно было на что-то надеяться, а вот весной и осенью, в распутицу, рабочих вывезти было невозможно. Документы свидетельствуют, что рабочие не могли по нескольку дней выехать на строительство того же ЧТЗ из этих деревень. Иногда им приходилось возвращаться домой пешком много километров: кому понравится такая работа? И люди уезжали, бросали стройку, потом их называли дезертирами трудового фронта.

Люди расселялись абсолютно везде. Вот вы не поверите, в ванной комнате жили по две семьи: одна спала в самой ванной, другая рядом, на полу. Все вперемешку, вповалку: взрослые и дети, мужчины и женщины. В подвалах жили, в землянках, а у нас грунтовые воды близко подходят, так что целое поколение челябинцев выросло в буквальном смысле слова по колено в воде. Барак считался большой удачей. В них обычно селили инженеров и технических работников. Им выделяли комнату на одного, это вообще считалось шиком. А что такое комната в бараке – четыре квадратных метра, все удобства во дворе. Ни водопровода, ни канализации, комната, где можно поставить кровать и тумбочку – все! И это считалось привилегией: все-таки не землянка, не чулан какой-нибудь.

- И как решили эту проблему с жильем?

- Эту проблему несколько десятков лет решить не могли. Но больше того, после войны было принято решение эти 19 заводов достроить в Челябинске. И на месте нашего городского бора запланировали огромнейший авиационный завод по изготовлению истребителей, на котором должны были работать 37 тысяч человек. Бор должны были весь вырубить в 1950 году, а на его месте поставить 42 цеха этого авиационного завода. Но что такое 37 тысяч рабочих? Они же с семьями, значит, реально речь шла о том, чтобы завезти в Челябинск около 100 тысяч человек.

И тогда первый секретарь обкома Александр Белобородов, умный, решительный человек, написал письмо Сталину, где не побоялся рассказать все как есть. Что в Челябинске люди живут на кухнях, что в городе царит страшная дизентерия. Ведь Шершневского водохранилища тогда не было, весь Миасс выпивали заводы, а людям доставалась уже вода очень низкого качества. Травились страшно, инфекции полыхали, гибли взрослые и дети. И Белобородов честно написал Сталину, что если ко всему этому в Челябинске развернуть строительство еще одного завода и завести вместе с семьями еще около 100 тысяч человек, Челябинску конец. Вместо того, чтобы возвращаться к плану 1928 года и строить здесь все запланированные заводы, лучше дать челябинцам элементарные вещи, ведь здесь не было ни центрального водопровода, ни центрального отопления.

И тогда Сталиным было принято очень важное постановление, которое преобразило Челябинск и превратило его из придатка к военно-промышленному комплексу в мегаполис. На это ушло 15 лет: с 1950 по 1965 год. Построили Шершневское водохранилище, создали системы жизнеобеспечения и начали строить северо-западный район.

- Наверное, необходимость как можно быстрее решить проблему дефицита жилья и стала одной из причин того, что строились некомфортные дома с тесными квартирками?

- Конечно, ведь задача всего строящегося жилья была одна: вытащить людей из бараков и землянок, создать элементарные удобства. При этом считалось, что это жилье временное: на 25 лет. Через 25 лет эти все дома должны были уничтожить. Именно так задумывался северо-западный район, вся эта серая масса.

- Владимир Николаевич, все рассказанное вами развенчивает миф о том, что города с оборонными предприятиями имели какие-то преимущества перед другими.

- Привилегии имели те города, где развивалась атомная промышленность, потому что это – смертельно опасное производство. То есть государство подошло к этому вопросу рационально: вместо того, чтобы постоянно снимать людей с опасного производства и учить за бешеные деньги новых, лучше сделать постоянно работоспособным один коллектив на атомных заводах. А для этого нужна была сильная социальная инфраструктура. Вот ее и создали в закрытых городах. В Челябинске считалось, что таких опасных производств нет, поэтому и занимались здесь долгое время только развитием промышленности.

- Не будь у нас такой истории, чем бы, по вашему мнению, сейчас был Челябинск?

- Челябинск был бы Курганом. Кстати говоря, в начале 20-х годов Курган и Челябинск в общем-то были очень похожи. И точно также электростанцию могли бы строить в Кургане, тогда бы все заводы разместили там. И вполне возможно, что столицей Южного Урала стал тогда бы не Челябинск, а именно Курган.
Так что становление Челябинска сначала как советского Чикаго, а сегодня как современного мегаполиса – это, в определенной степени, случайность.

Евгения Шевченко
 

Интересно. Теперь бы о других сторонах развития города: о науке, медицине, образовании, перспективах...

Очень интересно, спасибо.

Главное

 

Читайте новости:

 

© 2016
Сайт разработан
andribas

© 1997-2016 Региональное информационно-аналитическое независимое агентство "Урал-пресс-информ"
Эл №ФС77-52356 от 22.12.2012г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: г. Челябинск, ул. Монакова, д. 33, офис 2
Телефоны: (351) 237-29-26, 260-51-33, 237-15-35. Email: maineditor@uralpress.ru
По вопросам рекламы обращаться: rek@uralpress.ru

При использовании информационных материалов агентства обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки не закрытой от поисковых систем.

Редакция не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержится в комментариях читателей.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования