Яндекс.Метрика

Маршрутные недоразумения

Фото Маршрутные недоразумения

Проблема маршрутных такси стоит в Челябинске не первый год. При внешней, казалось бы, привлекательности основные вопросы к этому виду транспорта на поверку оказались подводной частью айсберга. А дебаты по поводу их целесообразности никак не могут закрыть главную дыру – перевозку пассажиров.

Споры о нужности/ненужности маршруток не утихают со времени их появления на городских дорогах. Оно конечно, маршрутки маневреннее, быстрее, удобнее. Но на другом конце палки оказывается, что все эти достоинства суть проявления недостатков самого явления.

Маневренность и быстрота чуть не на каждом перекрестке приводит к авариям и пострадавшим пассажирам, удобство на остановках провоцирует дорожные пробки и риск быть сбитым другой машиной. Борьба с нарушениями правил дорожного движения водителями, рудиментарно владеющими русским языком, превратилась для гаишников в основную беду, отодвинув на второй план даже пьянство за рулем.

Дележ денег от перевозок уже приводит к человеческим жертвам. Так, в прошлый вторник в Магнитогорске во время конфликта при сборе «дани» с водителя маршрутного такси началась стрельба, в результате которой женщине-пассажирке пневматическая пуля попала в глаз. Да и вообще, криминальное отстегивание части выручки крышующим элементам, выступающим от имени разного калибра администраций (администраций чего?), сегодня уже ведется чуть ли не в открытую.

«В поселке Новосинеглазово по улице Советской стоит киоск с тонированными стеклами, где постоянно околачиваются сомнительные личности и водители маршруток, – пишет на форуме одного из челябинских сайтов Лидия Прокопьевна. –  На конечной остановке мы часто наблюдаем такую картину: мужчины крепкого телосложения ходят к каждой прибывшей на конечную остановку маршрутке и берут с водителей деньги. Были даже случаи, когда эти крепыши угрожали расправой жителям поселка за то, что люди жалуются на маршрутчиков за правонарушения».

Другими словами, жалоб много, но маршрутки продолжают бороздить город и с каждым годом даже размножаются. Вывод – значит, это кому-то нужно. Вот только – кому?

Пассажирам? Так у них, по сути, просто нет альтернативы. На чем доехать до работы, если пару лет назад сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов во всеуслышанье изрек, что городу общественный транспорт – в частности, троллейбусы – вовсе не нужен?

Водителям? Да, всяким урюкам, которые за копейки, которые в их родном кишлаке кажутся целым состоянием, становятся сезонными рабами, понятия не имеющим о правилах проезда перекрестков и о том, что иногда кому-то необходимо уступать дорогу. Но никак не местным водилам, которые с удовольствием пересели бы за баранку муниципального автобуса, зная, что будут обеспечены всеми официальными гарантиями в виде пенсионных отчислений и прочих алиментов вместо «добровольного сбора» в фонд «братцев из администраций».

Муниципалитету? Вот тут – в точку. Кабальные условия для маршрутчиков подразумевают несколько степеней обложения их «налогами»: официальными (лицензия, справки, отчисления в бюджет) и «добровольно-принудительными» таксами («дань», «штрафы» гаишникам, «благодарность» покровителям), бОльшая часть которых – по цепочке – оседает в карманах тех, кто отвечает за пассажиропоток.

Интересный штрих. На днях все тот же сити-менеджер Давыдов «призвал обязать» водителей такси выдавать пассажирам билеты. Но, во-первых, во многих маршрутных такси билеты и так бесцельно висят в салоне – бери за 18 рублей, если надо, а, во-вторых, кому они, собственно,  нужны? Разве что командировочным для отчета. Впрочем – стоп! Они нужны самим «администрациям»! По количеству проданных билетов можно с легкостью подсчитать, сколько за день заработал водитель маршрутки, чтобы, добавив энную сумму за необилеченных пассажиров, выставить ему твердую таксу в рублевом эквиваленте! Ведь так гораздо проще и спокойнее контролировать собственный, административный, бюджет.

И что характерно – инициативы эти дикие, как всегда, проводятся под лозунгом заботы о народе. Как будто от того, есть в руке пассажира билет или нету, рассыпающаяся по всем швам «Газель» вдруг превратится в карету для Золушки или изо рта водителя исчезнет запах перегара…

…Лет десять назад Москва и Питер кишели маршрутками. Сегодня их там нет. Другими словами, власти захотели решить проблему – и решили.

– Маршрутки – это показатель убогости города, и Челябинск в этом смысле – один из самых убогих городов России, – считает экономист Яков Гуревич. – В нормальных городах их уже нет. Маршрутки городу не нужны. Если эта мысль появится в голове руководства, то транспортную проблему Челябинска можно решить легко.

Сергей Давыдов, однако, считает иначе. Вот и последний его перл о том, что общественный транспорт не выдерживает конкуренции с маршрутками, иначе, как странным, не назовешь. Расходы на зарплату, горючее, запчасти у маршруток и городских автобусов примерно одинаковы, но муниципальный транспорт перевозит неизмеримо больше пассажиров, да и комфорт в нормальных автобусах значительно выше. Время в пути тоже разнится не существенно, если, конечно, не ездить по дворам, не превышать скоростной (то бишь – безопасный) режим, не «выбрасывать» людей вне оборудованных остановок. А можно еще выделить отдельную полосу движения для общественного транспорта, привести во вменяемое состояние работу эвакуаторов да много чего еще…

Короче, все возможно. Если захотеть. Если думать не о собственном кармане и «откатах», а о самой проблеме. Если во главе города стоит честный и неполитизированный хозяйственник. Вот только где его взять? Может, грядущие выборы нам его подарят?.

Федор Кукшпаев

 

Цитата         

«Как только транспортный вопрос переходит в плоскость закона, маршрутки умирают автоматически. Но для этого надо принять транспортную стратегию развития города. Прежде всего, в умах коррумпированных чиновников».

Яков Гуревич, экономист, генеральный директор консалтинговой фирмы «КЭМП»

Комментарии 0
    Новости по теме Взгляд от